<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

платежного баланса.
Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение назван-
ных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискре-
ционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (умень-
шение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения)
ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговое поступления представляют собой разность между величи-
ной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правитель-
ством трансфертов.
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокуп-
ного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вслед-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
276

ствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созда-
нию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъе-
ма целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связан^ со значительными внутрен-
ними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов
или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в пар-
ч
ламенте.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и изли-
шек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов
\
экономики.
«Встроенный» (автоматический) стабилизатор -^экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и
выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правитель-
ства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступа-
ют прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфер-
тов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встро-
енные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему
продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как
эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от
величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют
функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический Циклический дефицит (излишек) — дефицит (изли-
и структурный шек) государственного бюджета, вызванный автома-
дефициты тическим сокращением (увеличением) налоговых
госбюджета поступлений и увеличением (сокращением) госу-
дарственных трансфертов на фоне спада (подъема)
деловой активности.
В фазе циклического подъема Y2 > Yo, и поэтому налоговые отчисления авто-
матически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В ре-
зультате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается
(рис. 25.3).
В фазе циклического спада Yx < Yo, и поэтому налоги автоматически падают, а
трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относи-
тельного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глу-
бину спада.
Величины цикли-
ческих дефицитов'и из-
G, Т
лишков определяются
степенью «крутизны»
Бюджетные
графиков налоговой и
дефициты "-
бюджетной функций.
Угол наклона налоговой
функции Г определяется
величиной предельной
налоговой ставки t, а угол
наклона функции госу-
дарственных расходов
G — величиной у, кото-
рая характеризует соот-
Глава 25. Бюджетно-налоговая политика 277

ношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением вели-
чины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый на-
лог и ниже трансферт, получаемый от государства.
Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно пред-
ставлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода,
степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше
уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т
величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в поло-
жении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздей-
ствие на рост или снижение совокупного спроса.
В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики про-
тиворечит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики — ук-
реплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту
экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательско-
му риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более по-
логой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения
предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается со-
кращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следова-
тельно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между
краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является
сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для пе-
реходных экономик.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний
равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают раз-
мах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах
и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как
наличие циклически не сбалансированного бюджета не приближает экономику к
состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне
выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетают-
ся с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными
на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный
дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между расходами (дохо-
дами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Цикличес-
кий дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной
бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного
уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты струк-
турных дефицитов (излишков) государственного бюджета как в индустриальных,
так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэко-
номических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики
в долгосрочной перспективе.

Наибольший стабилизационный эффект бюджетно-
Инфляционные
го излишка связан с его полным изъятием, препят-
и неинфляционнъге
ствующим выплате процентов по государственному
способы финансиро-
долгу, увеличению социальных трансфертов или фи-
вания бюджетного
нансированию каких-либо других государственных

'
дефицита
расходов за счет этих средств. Так как рост цикли-
ческого бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который неред-
ко сопровождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты
населению части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
278

малообеспеченным семьям и т.д.) будут сопровождаться дальнейшим увеличени-
ем совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, «заморажи-
вание» бюджетного излишка ограничивает избыточное давление совокупного
спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике. /
Степень стабилизационного воздействия бюджетногд-дефицита зависит от
способа его финансирования.
Способы ф и н а н с и р о в а н и я дефицита госбюджета:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) выпуск займов;
3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государ-
ства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста
денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению
среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобраз-
ный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу госу-
дарства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера—
Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения нало-
говых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напря-
жения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так
как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого
выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неус-
тойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосред-
ственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде
расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по
льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем слу-
чае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закуп-
ки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают
цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повы-
шению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий госу-
дарственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются
Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюд-
жета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официаль-
но считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефици-
та, на практике это разделение оказывается весьма условным.
Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государствен-
ных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к
снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частич-
н о — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытесне-
ния, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной поли-
тики.
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается
как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой
способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает
временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих пере-
ходных экономик, в том числе и, для российской. Если облигации государствен-
ного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляцион-
ное напряжение окажется слабей, чем при их размещении непосредственно в Цен-
тральном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном
Глава 25. Бюджетно-налоговая политика 279

рынке ценных бумаг и расширить таким образом свою квазифискальную деятель-
ность, способствующую росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных об-
лигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процент-
ные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по
существу, в механизм дополнительного налогообложения.
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет вы-
ходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разре-
шается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, на-
целенной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткос-
рочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых,
снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эф-
фекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных
ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее эко-
номическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях
ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличени-
ем бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложе-
ния и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, опи-
сываемой кривой Лаффера.
Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета
не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью
неинфляционным.
Основные термины
Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика)
Мультипликатор государственных расходов
Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор)
Мультипликатор сбалансированного бюджета
Предельная налоговая ставка
Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)
Бюджетный излишек
Дискреционная фискальная политика
Недискреционная фискальная политика
Чистые налоговые поступления в бюджет
Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики
Циклический дефицит госбюджета
Структурный дефицит госбюджета
Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета
Монетизация дефицита
Сеньораж
Долговое финансирование
Эффект вытеснения
Налоговая реформа
Кривая Лаффера
Эффект Оливера— Танзи

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ