стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

25
ГЛАВА




РЫНКИ
ФАКТОРОВ

Исследуя спрос на факторы производства в гл.18, мы рассмотрели только
случай фирмы, сталкивающейся с конкурентным рынком выпускаемой ею
продукции и конкурентным рынком факторов производства. Теперь, изучив
поведение монополии, можно рассмотреть некоторые альтернативные формы
поведения фирмы в отношении спроса на факторы. Что, например, происхо-
дит со спросом на факторы, если фирма ведет себя как монополист на рынке
выпускаемой ею продукции? И что происходит со спросом на факторы, если
фирма — единственный покупатель некоторых факторов производства? К ис-
следованию указанных вопросов, а также вопросов, с ними связанных, мы
обратимся в настоящей главе.

25.1. Монополия на рынке
выпускаемой продукции
Определяя спрос, максимизирующий ее прибыль на фактор производства,
фирма всегда стремится выбирать такое количество фактора, что предельный
доход от небольшого увеличения его использования как раз равняется свя-
занным с этим увеличением предельным издержкам. Это следует из стан-
дартной логики: если бы предельный доход от какой-то деятельности не рав-
нялся предельным издержкам этой деятельности, фирме выгодно было бы
изменить свою деятельность.
490________________________________________ Глава 25

Это общее правило принимает различные конкретные формы в зависимо-
сти от предложений в отношении среды, в которой действует фирма. Пред-
положим, например, что у фирмы монополия на выпускаемую ею продук-
цию. Для простоты будем считать, что имеется только один фактор производ-
ства, и запишем производственную функцию в виде у =J(x). Доход, который
получает фирма, зависит от производимого ею выпуска, так что мы записы-
ваем R(y) — р(у)у, где р(у) — обратная функция спроса. Посмотрим, каким
образом предельное возрастание количества вводимого фактора влияет на
общий доход фирмы.
Предположим, что мы увеличиваем количество вводимого фактора на не-
большую величину Ах. Это приведет к небольшому приросту выпуска Ду. От-
ношение прироста выпуска к приросту количества фактора есть предельный
продукт фактора:
g./fr + y./w.
Ах Ах
Этот прирост выпуска вызовет изменение общего дохода, которое называ-
ется предельным доходом.
, - .
Ау Ду

Изменение дохода, вызванное предельным возрастанием количества при-
меняемого фактора, называется предельной доходностью фактора. Анализ
уравнений (25.1) и (25.2) показывает, что предельная доходность фактора за-
дается формулой

˜ ˜— = ˜˜— ˜˜— =
Ах Ау Ах

Можно воспользоваться известным стандартным выражением для пре-
дельного дохода, чтобы записать это в виде


Ay
Первое выражение — это обычное выражение для предельного дохода, во
втором использована формула, выражающая предельный доход через эла-
стичность, о которой шла речь в гл.15.
Теперь нетрудно увидеть, каким образом данное выражение обобщает кон-
курентный случай выбора фирмой используемого количества фактора, рас-
смотренный в гл.18. Эластичность кривой спроса для отдельной фирмы, дейст-
вующей на конкурентном рынке, бесконечна, поэтому предельный доход для
конкурентной фирмы просто равен цене. Следовательно, "предельная доход-
РЫНКИ ФАКТОРОВ__________________________________ 491

ность" фактора, применяемого фирмой, действующей на конкурентном рынке,
есть не что иное как стоимость предельного продукта этого фактора, рМРх.
Как соотносится предельная доходность фактора (в случае монополии) со
стоимостью предельного продукта? Поскольку кривая спроса имеет отрица-
тельный наклон, мы видим, что предельная доходность фактора будет всегда
меньше стоимости предельного продукта:

MRPX = i <LPMPX.

Во всех случаях, за исключением случая совершенно эластичной функции
спроса, MRPX будет строго меньше рМРх. Это означает, что при любом объе-
ме использования этого фактора предельная доходность дополнительной
единицы фактора для монополиста меньше, чем для конкурентной фирмы.
Далее в настоящем параграфе мы будем предполагать, что рассматриваем
именно этот случай — когда монополист на самом деле обладает некоторой
монопольной властью.
На первый взгляд, данное утверждение кажется парадоксальным, по-
скольку монополист получает более высокие прибыли, чем конкурентная
фирма. В этом смысле общий вклад фактора для монополиста "ценнее", чем
для конкурентной фирмы.
Парадокс этот разрешим, если обратить внимание на разницу между
стоимостью общего продукта и стоимостью предельного продукта. Общее ис-
пользуемое количество фактора, действительно, имеет для монополиста
большую ценность, чем для конкурентной фирмы, так как монополист полу-
чает от данного фактора больше прибыли, чем конкурентная фирма. Однако
при данном объеме выпуска увеличение использования фактора приведет к
увеличению выпуска и снижению цены, которую может назначить монопо-
лист. Увеличение же выпуска конкурентной фирмы не изменит цены, кото-
рую она может запрашивать. Следовательно, с точки зрения предельных ве-
личин, малое увеличение использования фактора представляет для монополи-
ста меньшую ценность, чем для конкурентной фирмы.
Поскольку (в предельных величинах) приросты используемого количества
фактора в коротком периоде для монополиста менее ценны, чем для конку-
рентной фирмы, разумно было бы ожидать, что монополист, как правило,
предпочтет использовать меньшее количество фактора, чем конкурентная
фирма. Действительно, обычно дело так и обстоит: монополист увеличивает
свою прибьшь, сокращая выпуск, и поэтому использует обычно меньшие ко-
личества факторов производства, чем конкурентная фирма.
Чтобы определить, сколько фактора использует фирма, следует сравнить
предельную доходность дополнительной единицы фактора с предельными
издержками на него. Предположим, что фирма действует на конкурентном
рынке факторов, так что она может нанять сколько угодно данного фактора
по постоянной цене w. В этом случае конкурентная фирма предпочтет нанять
хс единиц фактора в точке, где рМР(хс) = w.
Глава 25
492

Монополист, с другой стороны, предпочтет нанять хт единиц данного
фактора в точке, где MRP(xm) = w.
Иллюстрация сказанного приведена на рис.25.1. Поскольку МШ\х) < рМР(х),
точка, в которой MJU\xm) — w, всегда будет находиться слева от точки, в ко-
торой рМР(хс) = w. Следовательно, монополист будет нанимать меньше фак-
тора производства, чем конкурентная фирма.


ЦЕНА
ФАКТОРА




Хт Хс СПРОС НА ФАКТОР

Рис. Спрос на фактор со стороны монополиста. Поскольку кривая предельной до-
ходности фактора (MRP) лежит под кривой, показывающей стоимость пре-
25.1
дельного продукта (рМР), спрос на фактор со стороны монополиста должен
быть меньше спроса на фактор со стороны этой же самой фирмы в случае,
если она ведет себя конкурентно.



25.2. Монопсония
При монополии существует единственный продавец товара. При монопсонии
существует его единственный покупатель. Анализ поведения монопсониста
сходен с анализом поведения монополиста. Для простоты мы предполагаем,
что покупатель производит выпуск, который подлежит продаже на конку-
рентном рынке.
Как и в рассмотренном выше случае, будем предполагать, что фирма про-
изводит выпуск, используя при этом единственный фактор производства, в со-
ответствии с производственной функцией у =J(x). Однако в отличие от прове-
денных выше рассуждений предполагаем, что фирма господствует на рынке
РЫНКИ ФАКТОРОВ____________________________________493

фактора, на котором она предъявляет спрос, и сознает, что количество ее спро-
са на фактор оказывает влияние на цену, которую она должна платить за него.
Эта взаимосвязь в сжатой форме отражена кривой предложения (обрат-
ной) w(x). Данная функция истолковывается следующим образом: если фирма
хочет нанять х единиц фактора, она должна заплатить за это цену w(x). Мы
предполагаем, что >фс) — возрастающая функция: чем больше фактора х хочет
использовать фирма, тем выше должна быть предлагаемая ею цена фактора.
Для фирмы, действующей на конкурентном рынке факторов, кривая
предложения фактора, по определению, горизонтальна: фирма может нанять
столько фактора, сколько пожелает, по его текущей цене. Монопсонист стал-
кивается с возрастающей кривой предложения фактора: чем больше фактора
он хочет нанять, тем большую цену за него должен предложить. Фирма, дейст-
вующая на конкурентном рынке, является ценополучателем. Монопсонист —
фирма, устанавливающая цену.
Задача максимизации прибыли для монопсониста есть
max pf(x) — w(x)x.
X


Условие максимизации прибыли состоит в том, что предельный доход от
найма добавочной единицы фактора должен быть равен предельным издерж-
кам на эту единицу. Поскольку мы предположили, что выпускаемая продук-
ция реализуется на конкурентном рынке, предельный доход от найма доба-
вочной единицы фактора есть просто рМРх. А что можно сказать о предель-
ных издержках?
Общее изменение издержек вследствие найма на Ах большего количества
данного фактора составит
Ас = wAx + xAw,
так что изменение издержек на единицу изменений А дс есть
Ac Aw
— =MCx = w +——x.
Ах Ах
Интерпретация этого выражения сходна с интерпретацией выражения для
предельного дохода: увеличивая использование фактора, фирма должна пла-
тить за него на wAx больше. Но возросший спрос на фактор будет повышать
цену фактора на Aw, и фирме придется оплачивать по этой более высокой
цене все уже используемые ею единицы фактора.
Можно также записать формулу предельных издержек найма дополни-
тельных единиц фактора в виде
Г х Awl Г
, 1]
МСх = и> ! + -_- = w 1 + - ,
L w Ax] [ rij

где л — эластичность предложения фактора. Поскольку кривые спроса обычно
имеют положительный наклон, этот коэффициент — число положительное.
Глава 25
494

Если кривая предложения совершенно эластична, так что ц равна бесконечно-
сти, данная формула сводится к формуле для случая фирмы, сталкивающейся
с конкурентным рынком факторов. Обратите внимание на сходство сделан-
ных замечаний с замечаниями для аналогичного случая монополиста.
Обратимся к анализу случая монопсониста, кривая предложения фактора
для которого линейна. Обратная кривая предложения имеет вид
w(x) = а + bx ,
так что общие издержки будут
С(х) = w(x)x = ах+ Ьх2,
и, следовательно, предельные издержки на дополнительную единицу приме-
няемого фактора есть
МС^х) = а + 2Ьх.
Построение решения для монопсонии дано на рис.25.2. Мы находим по-
ложение, в котором стоимость предельного продукта равна предельным из-
держкам, чтобы определить х*, а затем смотрим, какова должна быть в этой
точке цена фактора.




w(L) =a+bL
(обратная кривая предложения)
MR = МС ——-




MR=pMPL


ТРУД
L*

Рис. Монопсония. Фирма нанимает фактор в точке, где предельный доход от
найма добавочной единицы фактора равен предельным издержкам на нее.
25.2
РЫНКИ ФАКТОРОВ 495

Поскольку предельные издержки найма добавочной единицы фактора
превышают цену фактора, цена фактора будет ниже, чем если бы фирма
столкнулась с конкурентным рынком факторов. По сравнению с конкурент-
ным рынком будет нанято слишком мало фактора. Как и в случае монопо-
лии, монопсонист действует в точке, являющейся неэффективной по Парето.
Однако теперь неэффективность характеризует не рынок выпускаемой про-
дукции, а рынок факторов.

ПРИМЕР: Минимальная заработная плата
Предположим, что рынок труда является конкурентным и что правительство ус-
танавливает минимальную заработную плату, которая выше преобладающей рав-
новесной заработной платы. Поскольку при равновесной заработной плате спрос
равен предложению, при более высокой минимальной заработной плате предло-
жение труда превысит спрос на него. Это изображено на рис.25.3А.

ЗАРАБОТНАЯ ЗАРАБОТНАЯ
ПЛАТА ПЛАТА
W




ТРУД

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>