<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТРУД

в
Рис.
Минимальная заработная плата. На рис.А показан эффект установления ми-
нимальной заработной платы на конкурентном рынке труда. При конкурент- 25.3
ной заработной плате wc занятость составит Lc. При минимальной заработной
плате w занятость составляет лишь Lmw. На рис. В показан эффект установле-
ния минимальной заработной платы на рынке труда, где господствует моно-
псонист. При монопсонии заработная плата равна wm, а занятость составляет
Lm, что меньше, чем занятость на конкурентном рынке труда. Если установить
минимальную заработную плату на уровне и^ то занятость возрастет до Lc


Дело обстоит совершенно иначе, если на рынке господствует монопсо-
нист. В этом случае введение минимальной заработной платы может действи-
тельно увеличить занятость. Это изображено на рис.25.3В. Если правительство
496________________________________________Глава 25

устанавливает минимальную заработную плату, равную заработной плате,
преобладающей на конкурентном рынке, монопсонист видит, что можно на-
нимать рабочих при постоянной заработной плате wc. Поскольку ставка зара-
ботной платы, с которой он теперь сталкивается, не зависит от того, сколько
рабочих он нанимает, он будет увеличивать число нанимаемых рабочих до тех
пор, пока стоимость предельного продукта не станет равна wc.. Иными сло-
вами, он наймет столько же рабочих, сколько нанял бы на конкурентном
рынке труда.
Установление минимальной заработной платы для монопсониста — то же
самое, что установление максимальной цены для монополиста: обе указан-
ного рода политики заставляют фирму вести себя так, как если бы перед ней
был конкурентный рынок.

25.3. Монополии — поставщики факторов
производства и монополии —
производители готовой продукции
Только что мы рассмотрели два случая, включающих в себя анализ несовер-
шенной конкуренции и рынков факторов: случай фирмы-монополиста на
рынке выпускаемой продукции, сталкивающейся с конкурентным рынком
факторов, и случай фирмы, действующей на конкурентном рынке продукции
и сталкивающейся с монополией на рынке факторов. Возможны и другие ва-
рианты. Фирма, например, может столкнуться с монополией продавца на
рынке приобретаемых ею факторов производства, или же с монополией по-
купателя на рынке выпускаемой ею продукции. Прорабатывать каждый воз-
можный случай особого смысла не имеет; эти случаи быстро начинают по-
вторять друг друга. Рассмотрим, однако, одну интересную рыночную структу-
ру, в которой одна монополия производит выпуск, используемый другой мо-
нополией в качестве фактора производства.
Допустим, что один монополист производит выпуск х с постоянными
предельными издержками с. Мы называем этого монополиста поставщиком
фактора производства. Он продает фактор производства х другому монополи-
сту, производителю готовой продукции, по цене k. Этот второй монополист ис-
пользует фактор х для производства выпуска у в соответствии с производст-
венной функцией у = f(x). Выпуск затем продается на монополистическом
рынке, обратная кривая спроса для которого есть р(у). В данном примере мы
рассмотрим линейную кривую спроса р(у) = а — by.
Для простоты представим производственную функцию просто как у = х,
так что на основе каждой единицы применяемого фактора х монополист мо-
жет произвести одну единицу выпуска у. Предположим, далее, что монопо-
лист — производитель готовой продукции не имеет других издержек произ-
водства, кроме цены единицы фактора, равной k, которую он должен платить
монополисту — поставщику фактора производства.
РЫНКИ ФАКТОРОВ__________________________________497

Чтобы посмотреть, как работает такой рынок, начнем с монополиста — произ-
водителя готовой продукции. Задача максимизации прибыли для него имеет вид:
max р(у)у — ky = [а — by]y — ky.
у
Приравняв предельный доход к предельным издержкам, получаем
а - 2Ьу = k,
а это означает, что
_a-k
У

Поскольку спрос монополиста на фактор х, используемый для производ-
ства каждой единицы выпуска у, равен одной единице, это выражение опре-
деляет также функцию спроса на фактор

<2">
"1ЙГ
Эта функция говорит о взаимосвязи между ценой фактора k и количест-
вом фактора, на которое предъявит спрос монополист — производитель гото-
вой продукции.
Обратимся теперь к задаче для монополиста — поставщика фактора про-
изводства. Он, по-видимому, понимает, что происходит, и может определить,
сколько товара х продаст, если будет устанавливать различные цены k; речь
идет просто о функции спроса на фактор, заданной уравнением (25.3). Мо-
нополист — поставщик фактора производства хочет выбрать х таким образом,
чтобы максимизировать свою прибыль.
Определить этот объем х достаточно легко. Выразив из уравнения (25.3) k
как функцию jc, получаем
k= a- 2bx.
Предельный доход, связываемый с этой функцией спроса на факторы, есть
MR = а — 4ох.
Приравняв предельный доход к предельным издержкам, мы получаем
а — 4Ьх = с
или
а-с
у. = ——.

Поскольку производственная функция есть просто у = х, это дает нам
также общее количество производимого конечного продукта:
У = ^. (25-4)

Представляет интерес сравнение этого количества производимого конечного
продукта с тем, которое произвел бы единый интегрированный монополист. До-
Глава 25
498

пустим, что произошло слияние первого и второго монополистов, так что теперь
перед нами один монополист с обратной функцией спроса на выпуск р = а — by
и с постоянными предельными издержками с на единицу выпуска. Уравнение,
выражающее равенство предельного дохода предельным издержкам, есть
а — 2Ьу = с,
а это означает, что выпуск, максимизирующий прибыль, есть
a-c
(25.5)
˜2ГГ
Сравнивая уравнение (25.4) с уравнением (25.5), видим, что интегриро-
ванный монополист производит вдвое больший объем выпуска, чем неинтег-
рированный.
Это представлено на рис.25.4. Кривая спроса на конечный продукт для мо-
нополиста — производителя готовой продукции есть р(у), а соответствующая
этой кривой спроса кривая предельного дохода сама является кривой спроса
для монополиста — поставщика фактора производства. Поэтому кривая пре-
дельного дохода, соответствующая этой последней кривой спроса, в четыре
раза круче, чем кривая спроса на конечный продукт, и поэтому объем выпуска
на этом рынке в два раза меньше, чем был бы на интегрированном рынке.

ЦЕНА




МС




КОЛИЧЕСТВО
Рис. Монополист — поставщик фактора производства и монополист — производи-
тель готовой продукции. Кривая спроса (обратная) для монополиста — про-
25.4
изводителя готовой продукции есть р(у). Кривая предельного дохода, связы-
ваемая с этой кривой спроса, есть MR^(y). В свою очередь она является
кривой спроса для монополиста — поставщика фактора производства, а
кривая предельного дохода, соответствующая ей, есть MR(j(y). Интегрирован-
ный монополист производит в точке у*\ неинтегрированный — в точке ут".
РЫНКИ ФАКТОРОВ____________________________________499

Разумеется, тот факт, что кривая предельного дохода для монополиста —
поставщика фактора производства в точности в четыре раза круче, специфи-
чен для линейной кривой спроса. Однако нетрудно увидеть, что интегриро-
ванный монополист всегда будет производить больше рассмотренной нами
пары монополистов. В последнем случае монополист — поставщик фактора
производства поднимает назначаемую им цену над своими предельными из-
держками, а монополист — производитель готовой продукции поднимает
свою цену над этой, уже содержащей монополистическую надбавку, ценой.
Возникает двойная монополистическая надбавка. Цена в этом случае оказыва-
ется чересчур высокой не только с точки зрения общества, она чересчур высока
также с точки зрения максимизации общей прибыли монополии! В случае
слияния двух монополистов цена опустилась бы и прибыль возросла бы.

Краткие выводы
1. Максимизирующая прибыль фирма всегда стремится установить предель-
ный доход от любой своей деятельности на уровне предельных издержек
этой деятельности.
2. В случае монополиста предельный доход, связываемый с увеличением
использования фактора производства, называется предельной доход-
ностью фактора.
3. Для монополиста предельная доходность фактора всегда меньше стои-
мости предельного продукта вследствие того факта, что предельный доход
от увеличения выпуска всегда меньше цены.
4. Точно так же, как монополия — это рынок с единственным продавцом,
монопсония — рынок с единственным покупателем.
5. Для монопсониста кривая предельных издержек, связываемая с данным
фактором, круче кривой предложения этого фактора.
6. Следовательно, монопсонист обычно нанимает количество фактора
производства, которое слишком мало, чтобы быть эффективным.
7. Если монополист — поставщик фактора производства продает этот фактор
монополисту — производителю готовой продукции, то конечная цена
выпуска из-за двойной монополистической надбавки будет слишком высока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Как мы видели, монополист никогда не производит в неэластичной
области спроса на выпускаемый продукт. Будет ли монопсонист
производить в области неэластичного предложения фактора?
2. Что произошло бы в нашем примере с введением минимальной зара-
ботной платы, если бы на рынке труда господствовал монопсонист и пра-
Глава 25
500_________________________________________

вительство установило заработную плату на уровне выше конкурентной
заработной платы?
3. Рассматривая случай монополиста — поставщика фактора производства и
монополиста — производителя готовой продукции, мы вывели выражения
для общего производимого выпуска. Каковы соответствующие выражения
для равновесных цен р и №

ПРИЛОЖЕНИЕ
Можно подсчитать предельную доходность фактора, воспользовавшись цепным пра-
вилом. Пусть у =fix) — производственная функция, ар(у) — обратная функция спро-
са. Общий доход как функция использования факторов есть просто

R(x) =
Взяв производную этого выражения по х, получаем

= MR x MP.
Рассмотрим поведение фирмы, ведущей себя как конкурентная на рынке выпус-
каемой продукции и являющейся монопсонистом на рынке используемого ею факто-
ра производства. Если обозначить обратную функцию предложения фактора через
уфс), то задача максимизации прибыли есть
max pf(x) — w(x)x.
х

Взяв производную этого выражения по х, получаем


[ w dw\
l + HLZHL^vft
х dx\

Поскольку кривая предложения фактора имеет положительный наклон, правая
часть этого выражения будет больше w. Следовательно, монопсонист предпочтет ис-
пользовать меньше фактора производства по сравнению с фирмой, ведущей себя на
рынке факторов как конкурентная.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ