<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

выражено как
а-2Ъ(у\
а это означает, что



Поскольку предельные издержки равны нулю, то как именно разделен
выпуск между двумя фирмами, значения не имеет. Единственное, что подле-
жит определению, это общий объем выпуска отрасли.
Это решение показано на рис.26.5. Здесь мы изобразили изопрофитные
кривые для каждой из фирм и вьщелили геометрическое место точек их каса-
ний друг с другом. Почему данная линия представляет интерес? Поскольку
Глава 26
520

картель пытается максимизировать общую прибыль отрасли, отсюда следует,
что предельная прибыль от производства чуть большего объема выпуска лю-
бой из фирм должна быть одинаковой, иначе было бы выгодно, чтобы более
прибыльная фирма производила больший объем выпуска. Это в свою очередь
означает, что наклоны изопрофитных кривых должны быть одинаковы для
каждой фирмы; иными словами, изопрофитные кривые должны касаться друг
друга. Следовательно, комбинации выпуска, максимизирующие общую при-
быль отрасли, т.е. являющиеся решением задачи для картеля, должны лежать
на линии, изображенной на рис.26.5.



Изопрофитные
линии для фирмы 2

Комбинации выпуска,
максимизирующие
общую прибыль отрасли


а/2Ь
Изопрофитные
линии для фирмы 1


а/2Ь Уi

Рис. Картель. Если прибыль отрасли максимизируется, то предельная прибыль
от производства большего объема выпуска для любой фирмы должна быть
26.5
одинаковой. Это означает, что изопрофитные кривые должны касаться друг
друга в точках объемов выпуска, максимизирующих прибыль.


Рис.26.5 иллюстрирует также искушение обмануть, присутствующее в ка-
ждом решении задачи максимизации прибыли картеля. Рассмотрим, напри-
мер, точку, в которой две фирмы делят рынок поровну. Представим, что
произошло бы, если бы фирма 1 думала, что фирма 2 будет поддерживать
свой выпуск постоянным. Если бы фирма 1 увеличила свой выпуск, а фирма
2 сохраняла постоянный выпуск, то фирма 1 передвинулась бы на более низ-
кую изопрофитную кривую, а это означает, что прибыль фирмы 1 увеличи-
лась бы. Именно это и говорят нам приведенные выше алгебраические вы-
кладки. Если одна фирма думает, что выпуск другой будет оставаться посто-
янным, то у нее возникнет искушение увеличить свой собственный выпуск,
чтобы получить большую прибыль.
ОЛИГОПОЛИЯ_____________________________________ 521

ПРИМЕР: Выравнивание цен и конкуренция
Мы видели, что у каждого члена картеля всегда есть искушение произвести
больше положенной ему квоты. Чтобы поддержать успешно действующий
картель, необходимо найти какой-то способ контролировать поведение его
членов. В частности, это означает, что фирмы должны иметь возможность
следить за ценами и объемами производства других фирм картеля.
Один из легких способов получения информации о том, какие цены на-
значают другие фирмы вашей отрасли, заключается в том, чтобы следить за
другими фирмами с помощью ваших покупателей. Часто можно видеть рек-
ламу фирм розничной торговли, в которой говорится, что они готовы пред-
ложить "самые низкие цены из имеющихся". В некоторых случаях такие пред-
ложения могут означать, что в данной отрасли розничной торговли высока
конкуренция. Однако в других случаях эта же политика может использоваться
для сбора информации о ценах других фирм с целью поддержания картеля.
Допустим, например, что две фирмы договариваются, явно или тайно,
продавать определенную модель холодильника за 700 долл. Как может какой-
либо из магазинов быть уверен, что другая фирма не нарушает соглашения и
не продает холодильник за 675 долл.? Один из способов удостовериться в
этом — предложить продать товар по цене ниже любой, которую может най-
ти покупатель. Таким образом, покупатели сообщают о любых попытках на-
рушить картельное соглашение.

ПРИМЕР; Добровольные

В 1980-х гг. японские автомобильные компании согласились на "добро-
вольное ограничение экспорта (Voluntary export restraint (VER)". Это означа-
ло, что они "добровольно" сократят экспорт своих автомобилей в Соединен-
ные Штаты. Типичный американский потребитель считал это большой побе-
дой лиц, проводивших торговые переговоры со стороны США.
Однако если немного призадуматься, дело предстанет в другом свете. В
ходе нашего исследования олигополии мы видели, что проблема, стоящая
перед фирмами отрасли, заключается в том, как ограничить выпуск, чтобы
поддержать более высокие цены и помешать конкуренции. Как мы видели,
всегда будет существовать искушение нарушить квоты по производству в кар-
тельных соглашениях; каждый картель должен найти способ отслеживать и
предотвращать такой обман. Особенно удобно для фирм, если эту роль может
выполнить третья сила, в частности, правительство. Именно такую роль сыг-
рало правительство США по отношению к японским производителям авто-
мобилей!
Согласно одной из оценок, в 1984 г. импортируемые японские автомоби-
ли стоили на 2500 долл. дороже, чем они стоили бы без "VER". Более того,
более высокие цены на импортные автомобили позволили американским
522_________________________________________Глава 26

производителям продавать свои автомобили на 1000 долл. дороже, чем при
других обстоятельствах.
Вследствие этих более высоких цен потребители США заплатили за япон-
ские автомобили в 1985—1986 гг. примерно на 10 млрд. долл. больше, чем в
другой ситуации. Эти деньги пошли прямо в карманы японских производи-
телей автомобилей. Значительная часть этой добавочной прибыли была вло-
жена в расширение производственных мощностей, что позволило японским
производителям автомобилей в последующие годы снизить издержки произ-
водства новых автомобилей. "VER" действительно помогли Америке сберечь
рабочие места; однако похоже, что издержки на одно сэкономленное рабочее
место составили около 160 000 долл. в год.
Если целью "VER" было просто оздоровление американской автомобиль-
ной промышленности, то имелся гораздо более простой способ сделать это:
достаточно было ввести пошлину в размере 2500 долл. на каждый импорти-
руемый японский автомобиль. При этом доходы от ограничения торговли
достались бы правительству США, а не японской автомобильной промыш-
ленности. Вместо того чтобы отослать в 1985—1986 гг. за границу 10 млрд.
долл., правительство США могло истратить эти деньги на проекты, направлен-
ные на долгосрочное оздоровление автомобильной промышленности США.

26.11. Сравнение решений
До настоящего момента мы рассмотрели несколько моделей поведения дуо-
полии: лидерство по объему выпуска (модель Стэкельберга), лидерство в це-
нообразовании, одновременное установление объемов выпуска (модель Кур-
но), одновременное установление цен (модель Бертрана) и решение в случае
сговора. Что показывает их сравнение?
Вообще говоря, сговор имеет своим результатом наименьший отраслевой
объем выпуска и наивысшую цену. Равновесие по Бертрану — конкурентное
равновесие — дает наивысший выпуск и самую низкую цену. Результаты
других моделей находятся между этими двумя крайностями.
Возможно построение множества других моделей. Например, можно рас-
смотреть модель с дифференциацией продуктов, в которой два производимых
товара не являются совершенными субститутами. Или же модель, в которой
фирмы принимают ряд решений о выборе с течением времени. В рамках та-
кой модели выбор, сделанный фирмой в какой-то момент времени, может
влиять на выбор, который делает позднее другая фирма.
Мы предположили также, что каждой фирме известны функция спроса и
функции издержек других фирм отрасли. В действительности эти функции
никогда не бывают известны наверняка. При принятии собственных решений
каждой фирме необходимо оценить те условия со стороны спроса и издер-
жек, с которыми сталкиваются ее соперники. Все эти явления получили от-
ражение в построенных экономистами моделях, но модели при этом значи-
тельно усложнились.
ОЛИГОПОЛИЯ_____________________________________523

Краткие выводы
1. Олигополия характеризуется рынком, на котором действует небольшое
число фирм, осознающих свою стратегическую взаимозависимость.
Существует несколько возможных способов поведения олигополии в
зависимости от точной природы их взаимодействия.
2. В модели лидерства по объему выпуска (Стэкельберга) одна из фирм
выступает в роли лидера, устанавливающего объем выпуска, а другая — в
роли ведомого. Выбирая объем выпуска, лидер учитывает предполагаемую
реакцию ведомого.
3. В модели лидерства в ценообразовании одна фирма устанавливает цену, а
другая выбирает тот объем выпуска, который она хочет предложить по
этой цене. И опять, принимая решение, лидер должен учитывать поведе-
ние ведомого.
4. В модели Курно каждая из фирм выбирает такой объем выпуска, чтобы
максимизировать свою прибыль при заданных ожиданиях в отношении
выбора другой фирмы. В равновесии каждая из фирм обнаруживает, что
ее ожидания в отношении выбора другой фирмы сбылись.
5. Равновесие по Курно, в котором рыночная доля каждой из фирм очень
мала, подразумевает цену, очень близкую к предельным издержкам,
иными словами, такая отрасль будет почти конкурентной.
6. В модели Бертрана каждая из фирм выбирает цену на свой продукт при
заданных ожиданиях в отношении цены, которую выберет другая фирма.
Единственно возможной равновесной ценой является цена для конку-
рентного равновесия.
7. Картель состоит из ряда фирм, вступивших в сговор с целью ограничения
выпуска и максимизации прибыли отрасли. Как правило, картель
неустойчив в том смысле, что у каждой из входящих в него фирм имеется
искушение продать больший объем выпуска, чем предусмотрено согла-
шением, если она думает, что другая фирма не среагирует на это.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Допустим, что у нас имеются две фирмы с линейными кривыми спроса
p(Y) = а — bY, а предельные издержки постоянны и равны с. Найдите
равновесный выпуск по Курно.
2. Рассмотрим картель, в котором все фирмы имеют одинаковые и постоянные
предельные издержки. Если картель максимизирует общую прибыль отрасли,
то что это означает применительно к разделению выпуска между фирмами?
3. Может ли фирма, являющаяся лидером, когда-либо получить в равнове-
сии по Стэкельбергу более низкую прибыль, чем в равновесии по Курно?
524________________________________________Глава 26

4. Предположим, что в равновесии по Курно существует п одинаковых
фирм. Покажите, что эластичность кривой рыночного спроса должна
быть больше 1/л. (Подсказка: в случае монополиста п = 1 и это просто
говорит о том, что монополист производит в эластичной части кривой
спроса. Примените к данной задаче ту же логику, которой мы руковод-
ствовались при установлении этого факта).
5. Нарисуйте набор кривых реакции, приводящих к установлению неус-
тойчивого равновесия.
6. Производят ли олигополии эффективный объем выпуска?

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ