<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

увеличения совокупного спроса, ускользает, если правительство и Центральный Банк по-
стоянно повторяют попытки стимулировать экономический рост с помощью денежных
шоков (роста денежной массы). Он показал также, что в странах с относительно стабиль-
ными ценами (США, Германия) стимулирующая политика может дать значительный перво-
начальный эффект, увеличивая на некоторое время выпуск и занятость при сравнительно
низкой инфляции. Напротив, в странах с высокой и нестабильной инфляцией (Аргентина,
Парагвай и др.) такая политика дает незначительный или нулевой прирост выпуска, так что
даже начальное увеличение номинального дохода связано обычно с ростом цен. И в том и
в другом случае реальный эффект подобной политики недолговечен.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
316

приводит лишь к росту цен (движение из точки А в точку С, минуя точку В). Ис-
ключение составляют лишь непредвиденные изменения совокупного спроса, при-
водящие к кратковременным колебаниям выпуска.
Таким образом, традиционная кривая Филлипса, фиксирующая обратную
зависимость между инфляцией и безработицей, отражает краткосрочную динами-
ку этих переменных. В долгосрочном периоде стимулирование совокупного спроса,
сопровождающееся обычно ростом денежной массы, не приводит к существен-
ным изменениям уровня безработицы и реального выпуска и отражается в основ-
ном на росте цен, т.е. кривая Филлипса приближается к вертикальной прямой на
уровне естественной безработицы.

Антиинфляционная Антиинфляционная политика правительства, соглас-
но кривой Филлипса, в краткосрочном периоде при-
политика
водит к росту безработицы и снижению выпуска.
Экономика перемещается из точки А вправо—вниз вдоль исходной кривой Фил-
липса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уро-
вень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, ос-
тается прежней. В этих условиях прибьии фирм падают и они сокращают объем
своего выпуска, а значит, и занятость1. Для количественной оценки эффективнос-
ти борьбы с инфляцией используется так называемый коэффициент потерь. Он по-
казывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо при-
нести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт2. Сторонни-
ки теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией
могут быть существенно снижены, если план проведения такой антиинфляцион-
ной политики будет объявлен заранее, до того, как экономические агенты сфор-
мируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осу-
ществление этого плана. .:i
Антиинфляционная политика может проводиться как методами «шоковой
терапии» (когда жесткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но
сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем
многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной мас-
сы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает возможности быстро
•>
снизить инфляцию (рис. 29.5).
Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ вы-
ходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денеж-
ной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филлипса и основан-
ных на кейнсианских идеях регулированиях совокупного спроса.
В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, ис-
пользование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерали-
1
Можно предположить, что в дальнейшем новые трудовые контракты в условиях сни-
зившейся инфляции и возросшей безработицы зафиксируют более низкий уровень зара-
ботной платы. Это относительно поднимет прибыли фирм, что позволит увеличить выпуск
и восстановить естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса сместится вниз. Спад
производства и безработица оказываются необходимыми условиями для изменения инф-
ляционных ожиданий и устойчивого снижения инфляции.
2
Иногда коэффициент потерь рассчитывают как отношение накопленного показате-
ля циклической безработицы к величине снижения инфляции (в процентных пунктах) за
определенный период. Например, если в течение 3 лет сумма ежегодных превышений фак-
тическим уровнем безработицы естественного, т.е. 2^(и - и*), составила 8 процентных
Ii пунктов, а инфляция за эти же 3 года снизилась с 6% до 4 % , т.е. на 2 процентных пункта,
то коэффициент потерь будет равен 8/2 = 4.
Глава 29. Совокупное предложение и кривая Филлипса. 317
Политика стимулирования предложения




б) «Шоковая терапия»
а) Постепенное снижение инфляции




— — постепенное снижение инфляции - «шоковая терапия»
т — темп прироста денежной массы

Рис. 29.51

зацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание хозяйственной ак-
тивности государства, жесткое ограничение роста денежной массы, балансиро-
вание бюджета главным образом за счет сокращения социальных программ и
т.д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное
регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных послед-
ствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства,
налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование про-
цесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом слу-
чае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами,
поддерживающими предложение и создающими условия для его роста в буду-
щем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы (политика градуа-
лизма).
Большинство стран — как развитых, так и с переходной экономикой — в
практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским
рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводило к за-
тяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня на-
селения.

1
Подробное описание данного рис. см.: Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. ^-
М., 1997. Гл. 14.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
318

Экономическая Одной из теоретических основ программ преодоле-
политика ния высокой инфляции и сопутствующей ей безра-
стимулирования ботицы (сочетания, особенно характерного для
совокупного стран с переходной экономикой) является концеп-
предложения ция «экономики предложения».
Сторонники этой концепции считают, что эко-
номическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, не-
эффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые
страны в 70-х годах, а потому должна быть заменена более эффективной экономи-
ческой политикой. «Активной силой», влияющей на уровень безработицы и инф-
ляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении (сдвиги
долгосрочной кривой AS). Экономическая политика, стимулирующая предложе-
ние, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работ-
ников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и т.п.
Одним из действенных факторов увеличе-
ния совокупного предложения сторонники дан-
ной концепции считают снижение налогов. При
этом они опираются на кривую Лаффера
(рис. 29.6). А. Лаффер считал, что по мере роста
ставки налога от 0% до 100% налоговые поступ-
ления сначала увеличиваются и достигают мак-
симума в точке А при t = а, а затем падают, не-
смотря на рост налоговой ставки. Падение нало-
говых поступлений, по предположению
100t Лаффера, связано с тем, что более высокие став-
ки сдерживают экономическую активность (па-
Рис. 29.6
дают инвестиции, потребление, сбережения и
пр.), а следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налого-
вой ставки поступления от налогов падают.
Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупатель-
ной способности, а следовательно, как антиинфляционный феномен (сдвиг кри-
вой AD влево). Сторонники «экономики предложения» считают, что большинство
налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потреби-
телей в виде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускорения
инфляции издержек. Таким образом, увеличение налогов смещает кривую AS вле-
во, доход падает, сокращается налоговая база, а следовательно, и сумма налоговых
поступлений.
Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может
создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расшире-
нию производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от
налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости
снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные на-
логовые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке1.

1
Проблема ликвидации «налогового клина» стала в последние годы особенно акту-
альной для России. Одним из факторов спада в экономике стало сочетание высокой ре-
сурсоемкое™ производства и роста цен на ресурсы, причем главным образом за счет уве-
личения их налоговой составляющей. Уменьшение налогового пресса позволит снизить
цены на ресурсы, сократить издержки производства во многих отраслях и таким образом
не только ослабить инфляцию, но и создать условия для роста производства и снижения
дефицита бюджета.
Глава 29. Совокупное предложение и кривая Филлипса. 319
Политика стимулирования предложения

Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулы
смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому же,
сработают ли эти стимулы? Во многом это зависит от чувствительности экономи-
ки к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утверждать, что
при снижении подоходных налогов люди станут работать больше, а не предпочтут
отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (располагаемый доход)
можно будет получить, затрачивая меньше труда.
Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вот увели-
чение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос. Рост
спроса опередит увеличение предложения, что может привести к инфляции и бюд-
жетному дефициту.
Наконец, на практике бывает трудно определить, находится экономика дальше
или ближе точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точке С, то сниже-
ние налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, но если
движение начнется из точки В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие паде-
ния налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.
Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование сово-
купного предложения, нередко выделяют:
1) меры по стимулированию текущего объема производства;
2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.
К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности исполь-
зования факторов производства, повышению эффективности распределения ресур-
сов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой
системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «нало-
гового клина» через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие тор-
говых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции, и т.д.
Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а так-
же совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование
нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирова-
ние притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Основные термины
Краткосрочная кривая AS
Жесткость цен и заработной платы в краткосрочном периоде
Эффективная заработная плата
Отсутствие координации в поведении фирм
Ступенчатый характер изменения цен и заработной платы
Кривая Филлипса
Инфляционные ожидания
Адаптивные ожидания
Рациональные ожидания
Инфляционная инерция
Краткосрочная кривая Филлипса
Долгосрочная кривая Филлипса
Коэффициент потерь
Антиинфляционная политика
«Шоковая терапия» *
Постепенное снижение инфляции
Теория «экономики предложения»
Кривая Лаффера
Меры по стимулированию совокупного предложения

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ