<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

тенденции экономического поведения (потребительские настроения и др.) следуют сдвигам в экономической конъюнктуре и социальных настроениях;
индикаторы социального самочувствия (терпения, ожиданий) колеблются в определенных пределах в зависимости от социально-политической обстановки в стране;
индикаторы личного самочувствия остаются практически неизменными за долгий период наблюдений.
Видимо, показатели социального состояния могут быть, в принципе, разделены на ситуативные, «экстравертные», отражающие отношения к переменчивой внешней конъюнктуре, и «интравертные», отражающие внутреннюю структуру человеческих установок. Первые тяготеют к нестабильности, адаптации к меняющейся среде, вторые — к стабильности, к сохранению некоторой базовой структуры ориентаций.
Человек — советский и постсоветский
В научном отношении самым амбициозным проектом ВЦИОМ остается широко задуманный и никак не завершающийся «Человек». Как материалы, так и программные установки этого проекта не раз публиковались в журнале «Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения». Если первое исследование и написанная на его основе книга базировались на одном опросе, то теперь в распоряжении исследователей не только возможность сопоставительного анализа двух крупных опросов (1989 и 1994 гг.), но и множество данных, полученных в ходе исследований типа «Мониторинг», которые позволяют видеть существенные моменты динамики и статики на «человеческом» уровне. Видимое богатство материала, однако, не компенсирует методологических и теоретических проблем, которые нуждаются в значительно более глубокой разработке.
Изменения, происшедшие за последние годы в различных сферах жизни общества, вынуждают исследователей принимать во внимание новые предметы социально-антропологического анализа, не существовавшие или малозаметные в конце 80-х годов, а также изменять подходы к ряду рассматривавшихся ранее проблем.
Тогда многим представлялось, что крушение официальных институтов принуждения и идеологической обработки, присущих советской системе, высвободит человека «нового» по отечественным масштабам — или «нормального» по мировым — способного действовать в рамках демократии. Действительность оказалась более сложной, ломка старой общественной системы — длительной и мучительно противоречивой.
В этих условиях приобрели самостоятельное значение проблемы положения человека в системе социальных институтов, возможностей квазиполитической мобилизации, различных уровней адаптации к изменившимся условиям официальности и повседневности, утверждения сферы приватности, формирования новых групповых рамок деятельности, механизмов идентификации, комплексов и фобий, наблюдаемых в исследованиях общественного мнения. Достигнутая в результате перемен последних лет открытость по отношению к внешнему миру оказалась противоречивой и болезненной — и в человеческой сфере не менее, чем в экономической и социальной.
Сохраняет свою напряженную актуальность и вопрос о том, насколько долго и какой ценой человек может этот тяжелый переход выдерживать — иначе говоря, о «запасе прочности» человеческого материала в различных его структурных образованиях и слоях, а также и о самой природе этой «прочности».
Сделанное и несделанное
За время своей работы (до июля 1997 г.) ВЦИОМ провел около тысячи массовых опросов, в ходе которых было опрошено полтора миллиона человек. Выпущено 32 номера журнала «Мониторинг», несчетное число статей в прессе, информационных материалов, отчетов и т. д. ВЦИОМ пользуется хорошей известностью в стране и в мире. Только в текущем году мы принимали участие в восьми сравнительных международных исследованиях, в ряде семинаров и конференций, неплохо были представлены на юбилейном конгрессе ЭСОМАР в Эдинбурге.
Сейчас Центр имеет стабильные квалифицированные кадры сотрудников, в том числе и в региональной сети. Устойчиво руководящее ядро, давно преодолена кадровая текучесть первых лет работы. Впервые после массового тренинга по международной программе ТАСИС (1993–1994 гг.) удалось организовать для наших сотрудников двухнедельную Летнюю школу 1997 г. Приятно отметить, что происходит очевидное омоложение кадров, в том числе ведущих.
Весьма важное перспективное значение имеет широкое развертывание маркетинговых, качественных и медиа-исследований, новой программы «Индекс потребительских настроений».
В последнее время определился формальный статус ВЦИОМ как независимого государственного предприятия. Наметились конкретные варианты решения трудного вопроса о размещении ВЦИОМ. Имеются неплохие шансы запуска новых исследовательских программ, в том числе с участием солидных инвесторов.
Первый юбилей — удобный повод для того, чтобы задуматься над проблемами, которые мы за эти годы не сумели или не успели решить. Отмечу только некоторые моменты.
Мы даем (по совокупности — заказчикам и обществу) множество разнообразной информации, но почти не успеваем ее анализировать, сопоставлять, осмысливать. Контакты с прессой и ТВ многочисленны, но все еще окказиональны. Причем, по-моему, дело не в том, чтобы регулярно поставлять данные для какого издания или телеканала, а в том, чтобы добиться «своего угла» в масс-медиа — например, собственной информационно-аналитической программы со своей трактовкой получаемых данных.
Мы имели основания для того, чтобы считаться «ведущим» исследовательским центром по изучению общественного мнения в СССР и потом в России — не потому, что кого-то «вели» или кому-то «указывали», а только потому, что стремились профессионально работать и исследовать полученные результаты. Можно надеяться, что это положение ВЦИОМ удастся сохранить и впредь.



<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ