стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 31
Выбор моделей макроэкономической политики

Фискальная Классический и кейнсианский подходы к макроэко-
и монетарная номической политике различны. Разногласия каса-
политика ются причин нестабильности совокупного спроса;
в классической факторов, определяющих совокупное предложение;
и кейнсианской взаимосвязи инфляции и безработицы; инструмен-
моделях тов фискальной и монетарной политики и т.д.
Общим методологическим подходом кейнсиан-
цев является концепция активной макроэкономической политики, которая необ-
ходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя неста-
бильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткос-
тью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.
В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как
экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосроч-
ного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработ-
ная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив,
усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено к ми-
нимуму.
В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупны
расходов:
Y=C + I + G+Xn
которое определяет величину номинального ВВП.
В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:
MV=PY,
где величина MV представляет собой совокупные расходы по^шкдё^згРТ-
общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный
ВВП. /
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в
экономике и поэтому взаимосвязаны.
В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее
эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государствен-
ные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного
спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы.
Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и
инвестиции.
В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль
по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытес-
нения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает
их стимулирующий эффект.
В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная
по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень слож-
ный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению
ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на
динамику процентной ставки.
В классической модели предполагается, что изменение денежного предложе-
ния непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на но-
минальный ВВП.
Глава 31. Выбор моделей макроэкономической политики 333

В концепциях неоклассического направления, таких как теория рациональных
ожиданий (ТРО), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гиб-
кие. Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать экономи-
ку в состоянии равновесия без какого-либо вмешательства правительства или Цен-
трального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной
лишь в том случае, если правительство и Центральный Банк лучше информирова-
ны о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические аген-
ты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетар-
ная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.

Экономическая стабилизация связана со многими
Проблемы
трудностями практического характера. К их числу
осуществления
относятся:
стабилизационной
а) временные лаги фискальной и монетарной
политики.
политики;
Активная и пассив-
б) несовершенство экономической информа-
ная политика
\ ции;
' в) изменчивость экономических ожиданий;
/ г) неоднозначность исторических аналогий.
Внутренний лаг — промежуток времени между моментом экономического
шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внут-
ренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денеж-
но-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда
как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в
парламенте.
Внешний лаг — промежуток времени между моментом принятия какой-либо
меры экономической политики и моментом появления результатов этой меры.
Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной политики в большей мере,
чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на
совокупный спрос через определенный передаточный механизм.
Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами заблаговремен-
но, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищ-
ное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производствен-
ные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.
Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной
массы и процентной ставки изменяется валютный курс, что, в свою очередь, при-
водит к изменению объемов экспорта и импорта и соответственно величины чисто-
го экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо
товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то
потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том
случае, когда они очень высокого качества, — требуется известное время, чтобы по-
купатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Элас-
тичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных
факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.
В среднем лаки фискальной и монетарной политики составляют 1 2 года. —
Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то
пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в
подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение, активной
стабилизационной политики.
Автоматические стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему
в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного надо-
334 Часть II. Теория рационального использования ресурсов


гообложения и страхования занятости является первоочередной задачей и для пе-
реходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики
сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других
механизмов макроэкономического управления.
Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что мно-
гие экономические события практически*непредсказуемы. Эти сложности макро-
экономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расши-
рения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать
динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих
индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую ин-
формацию о возможных колебаниях экономики.
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической поли-
тики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.
Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических
агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Проблема состоит в том,
что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономи-
ческого регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мера-
ми экономической политики.
Когда в политике правительства и ЦБ происходят изменения, то изменяются
и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того что-
бы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти измене-
ния, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравне-
ния моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.
Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень
сложно формализовать и «просчитать». Поэтому любые макроэкономические мо-
дели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их исполь-
зование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в
современной экономической теории появился особый термин — «критика Лука-
са». В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные мето-
ды анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние поли-
тических изменений на экономические ожидания.
Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и ра^
работок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидае-
мой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых
лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем
удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего: /
0,4я , + 0,2я_, + 0,1л: „ + ... +
=
пе

Адаптивный (инерционный) Рациональный
Ожидаемая
компонент компонент
инфляция

где я_, — уровень инфляции прошлого года;
п_2 — уровень инфляции двухгодичной давности;
jc_3 — уровень инфляции трехлетней давности и т.д.
Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели
равновесия «совокупный спрос — совокупное предложение»:
М
\)Y-a+f>G-jTa+Q— {уравнение совокупного спроса)
(уравнение кривой Филлипса, полученное из уравнения
[2)n=ne-X(u-u*)+? кривой AS)
Глава 31. Выбор моделей макроэкономической политики 335


3) ш = 0,4л j + 0,2л 2 + 0,l7t з + ... + а (уравнение ожидаемой инфляции)
4) Р = (1 + п)Р { (уравнение уровня цен)

Внешними переменными модели являются госрасходы G, налоги Г денеж-
ное предложение М, ценовой шок е. В результате решения модели выводятся ве-
роятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, ко-
торые могут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий
макроэкономической стабилизации.
При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться
относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше ин-
тересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнози-
руют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых «ошибок»
при выработке своих решений. Это означает, что инерционная составляющая ожи-
даемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе исчезает. Одно-
временно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с
изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наибо-
лее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения моде-
ли AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер
экономической стабилизации.
Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от
того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во
многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории:
стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно рас-
пространенным в переходных экономиках, в том числе и в России, где постоянно
ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи об-
суждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические преце-
денты.
Однако различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг
другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выя-
вить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обра-
щение к истории не может окончательно разрешить вопрос о выборе модели ста-
билизационной политики.

Выбор между активной и пассивной моделями мак-
Политика твердого
роэкономической политики не тождественен выбо-
курса и произволь-
ру между «политикой твердого курса» и «свободой
ная макроэкономи-
действий». Последовательная макроэкономическая
ческая политика
политика («политика твердого курса» или «игра по
правилам») предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть пред-
приняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги
правительства и Центрального Банка. «Твердый курс» означает, что меры прави-
тельства и Центрального Банка по изменению госрасходов, налогов и денежной
массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориенти-
ров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической
конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается огра-
ниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных «правил игры».
Примером пассивной макроэкономической политики в рамках твердого кур-
са на стабилизацию темпа роста денежной массы является увеличение денежного
предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и других
факторов.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
336

Примером активной политики в рамках названного курса ЦБ может быть
следующая:




темп роста денежной массы;
где
и и и_, — фактический уровень безработицы в текущем и прошлом году (со-
ответственно).
В обоих случаях твердым курсом ЦБ является, в терминах модели /S-LM,
сдвиг кривой LM вправо, так как ЦБ стремится стабилизировать с помощью рас-
ширения денежного предложения находящуюся в спаде экономику. Но величина
этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при
активной — увеличивается в зависимости от глубины спада.
Непоследовательная макроэкономическая политика (политика «свободы дей-
ствий», или «свободы инициативы») означает, что правительство и Центральный
Банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае по мере
их возникновения и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходя-
щий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя
в данном случае содержание этого термина гораздо шире, чем в контексте дискре-
ционной фискальной политики, о которой шла речь в главе 25. «Свобода действий»
означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возмож-
ности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.
Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах сви-
детельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед про-
извольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведе-
ны к трем обстоятельствам.
1. Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия
некомпетентных решений.
Некомпетентность в экономической политике может быть связана не столько
с некомпетентностью конкретных официальных лиц, сколько с двумя следующи-
ми обстоятельствами. Во-первых, некомпетентное решение правительства может
возникнуть стихийно, как результат столкновения противоречивых интересов раз-
личных социальных групп. Во-вторых, несовершенство информации является «пи-
тательной почвой» для действий дилетантов, предлагающих заманчивые, но мало-
реалистичные программы быстрого разрешения сложных макроэкономических
проблем.
При твердых курсах политики правительства и ЦБ снижаются риски приня-
тия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или
«популярных» программ.
2. Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на
динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>