<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Политические деятели, осуществляющие меры фискальной и монетарной
политики, стараются сделать так, чтобы к моменту выборов сложились благопри-
ятные в социальном смысле условия, которые обеспечили бы переизбрание лиде-
ров данной партии на следующий срок. В этих целях можно сначала простимули-
ровать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в результате более жест-
кой политики расходов, что обеспечит к моменту перевыборов относительно
высокую занятость при относительно умеренной инфляции. Такого же результата
можно добиться и с помощью противоположной комбинации мер — сначала про-
вести жесткую антиинфляционную политику, сопровождающуюся ростом безра-
Глава 31. Выбор моделей макроэкономической политики 337

ботицы, а затем — стимулирующую политику по увеличению занятости и доходов.
Таким образом, маневрирование уровнями занятости и инфляции оказывается
нацеленным не столько на обеспечение устойчивого экономического роста, сколь-
ко на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге полити-
ческий процесс сам по себе превращается в один из факторов циклических коле-
баний экономики.
Твердые курсы политики правительства и ЦБ позволяют относительно огра-
дить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Привержен-
ность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в
краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосроч-
ном плане.
3. «Игра по правилам» способствует укреплению доверия экономических
агентов к политике правительства и Центрального Банка. 4>>!у
Проблема недоверия связана не столько с недоверием к отдельным офици-
альным лицам, сколько с возможными отказами правительства и ЦБ от своих обе-
щаний по проведению тех или иных экономических мер. Например, при произ-
вольной макроэкономической политике правительство может объявить о льгот-
ном налогообложении прибылей от инвестиций, чтобы привлечь капитал в
определенные отрасли и регионы. Но когда капитал уже инвестирован, правитель-
ство может отказаться от своих обещаний по снижению налогообложения, так как
это создает угрозу увеличения дефицита госбюджета. Другой пример: в целях сти-
мулирования инноваций правительство выдает изобретателям новых видов про-
дукции патенты, предоставляющие им монопольное право использования ее в те-
чение ряда лет и получения монопольной прибыли. Но после того как изобрете-
ния уже сделаны, правительство может аннулировать патенты, чтобы сделать
продукцию более доступной для потребителя.
В каждом из этих случаев экономические агенты знают, что правительство
может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от «обмана» — не инве-
стируют и не делают изобретений. В результате такой непоследовательной поли-
тики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стиму-
лы к экономическому росту оказываются заблокированными пессимистическими
ожиданиями.
Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещания-
ми, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более
рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зре-
ния долгосрочных целей экономического роста.

Возможные «твер- Возможные «твердые курсы» бюджетно-налоговой по-
дые курсы» фис- литики правительства: •;
кальной и монетар- а) государственный бюджет, балансируемый
ной политики. ежегодно;
Противоречивость б) государственный бюджет, балансируемый в
целей макроэконо- более долгом периоде:
мического регули- — на циклической основе;
рования и пробуема — на функциональной основе.
координации курсов Курс правительства на ежегодно балансируе-
бюджетно-налого- мый государственный бюджет:
вой и кредитной а) снижает степень «встроенной» стабильности
денежной политики экономики;
б) вызывает частые колебания налоговых ста-
вок, которые снижают инвестиционную активность;
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
338

в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения в пользу бу-
дущего. Л
Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значитель-
ными издержками, бюджеты большинства стран балансируются в более долгосроч-
ной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики,
ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддер-
жание определенных количественных соотношений, могут выступать следующие;
— снижение общего объема государственного долга;
— стабилизация соотношения долг/ВВП;
— выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП;
— равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объе-
мом государственного долга.
Указанные целевые ориентиры сдерживают «аппетиты» расходующих госу-
дарственных ведомств, которые вынуждены соотносить свои требования новых
бюджетных ресурсов с этими ограничениями. Без подобных ограничений дина-
мика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудно-
управляемой.
Возможные «твердые курсы» кредитно-денежной политики Центрального Банка:
1) поддержание стабильного темпа изменения денежной массы;
2) стабилизация рыночной ставки процента;
3) стабилизация номинального ВВП;
4) стабилизация номинального валютного курса.
При стабилизации темпа изменения денежной массы ЦБ устанавливает на
каждый год определенный уровень ее прироста и с помощью операций на откры-
том рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддер-
живает стабильное денежное предложение. При такой политике кривая LM имеет
положительный наклон: так как предложение денег стабильно, то более высокому
уровню выпуска Y2 соответствует более высокая ставка процента Щ (рис. 31.1).
Этот курс ЦБ оказывается эффективным при относительно стабильной скорости
обращения денег.
При стабилизации процентной ставки ЦБ
изменяет денежное предложение с помощью ука-
занных инструментов таким образом, чтобы фак-
LM
R тическая среднерыночная ставка процента при-
близилась к избранному целевому ориентиру.
Этот курс позволяет относительно сократить эф-
фект вытеснения частных инвестиций, сопровож-
дающий стимулирующую фискальную политику.
В то же время стабилизация ставки процента
позволяет относительно стабилизировать дина-
мику валютного курса, так как при прочих рав-
Рис. 31.1 ных условиях между этими переменными на-
блюдается положительная функциональная зави-
симость.
Стабилизация ставки процента графически
может изображаться в виде горизонтальной кривой
LM, «зафиксированной» на уровне целевого ори-
ентира Ro (рис. 31.2).
Если правительство и ЦБ успешно координи-
руют свои действия, то стабилизация ставки про-
цента может быть достигнута при традиционных
Рис. 31.2
Глава 31. Выбор моделей макроэкономической политики 339

наклонах кривых IS и LM и их скоординиро-
ванных сдвигах (рис. 31.3):
Антиинфляционный потенциал курса на
стабилизацию темпов изменения денежной
массы выше, чем курса на стабилизацию ры-
ночной ставки процента, однако в первом слу-
чае не удается избежать эффекта вытеснения.
Курс на стабилизацию номинального
Рис. 31.3
ВВП обладает наибольшим антиинфляцион-
ным потенциалом, хотя практическая реали-
зация такой политики осложняется тем, что
ВВП изменяется со значительным временным
лагом к любым мерам. Этот курс предполага-
ет «фиксацию» вертикальной кривой LM на
уровне избранного ориентира Yo (рис. 31.4).
Если фактический номинальный ВВП
оказывается выше заданного, то ЦБ с помощью
мер кредитно-денежной политики снижает де- Рис. 31.4
нежное предложение, что сопровождается сни-
жением занятости и выпуска. Если фактичес-
кий ВВП ниже заданного уровня, то ЦБ прово- LM'
дит кредитно-денежную экспансию. Колебания
уровня занятости при такой политике могут LM
оказаться значительными, хотя в более долгом
периоде стабилизация выпуска предполагает и
стабилизацию уровня безработицы.
«Выпрямление» кривой LM, как правило,
предполагает скоординированные действия
ЦБ и правительства, так как кривая LM стано-
вится вертикальной при очень высоких ставках
процента, которые сопровождаются миними-
зацией спекулятивного спроса на деньги и сохранением, по существу, только транс-
акционного спроса на деньги. Такое значительное повышение процентных ставок
может быть достигнуто при долговом финансировании бюджетного дефицита в со-
четании с ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ (рис. 31.5).
Описанный курс политики оказывается наиболее эффективным в ситуациях,
когда снижение уровня инфляции становится первоочередной целью макроэко-
номического регулирования.
Опыт многих стран свидетельствует, что заслуживает доверия политика ЦБ,
которая обеспечивает низкий стабильный темп роста денежной массы. Однако
такая политика несовместима с фискальной политикой правительства, ориен-
тированной на значительный дефицит госбюджета. Эта несовместимость объяс-
няется ограниченными возможностями долгового финансирования бюджетного
дефицита и неизбежным усилением инфляционного давления даже в случае ста-
билизации темпа роста денежной массы. В условиях быстрого роста государ-
ственного долга экономические агенты не поверят обещанию ЦБ придерживаться
низкого темпа роста денежной массы, а недоверие неизбежно дестабилизирует
общую макроэкономическую ситуацию. Поэтому систематический контроль
правительства за динамикой бюджетного дефицита является необходимым ус-
ловием успешного проведения Центральным Банком антиинфляционной денеж-
ной политики.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
340

В переходных экономиках, в том числе и в российской, выбор оптимального
сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики затрудня-
ется рядом специфических обстоятельств. Во*первых, нередко отсутствует необ-
ходимый опыт макроэкономического регулирования вообще, и опыт координа-
ции действий правительства и ЦБ — в частности Во-вторых, объективно сложная
проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и ЦБ еше
более усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к от-
дельным официальным лицам. В-третьих, нередко отсутствуют необходимые со-
циальные условия для обеспечения успешного антиинфляционного сдерживания
ценой увеличения безработицы. Например, отсутствие в России развитой инфра-
структуры рынка труда, которая позволила бы вытесненным из производства ра-
ботникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делает соци-
ально рискованным проведение жесткой антиинфляционной политики по мето-
дике «шоковой терапии».
Сочетание указанных обстоятельств приводит к преобладанию произвольной
макроэкономической политики правительства и ЦБ, которая не способствует ук-
реплению доверия и препятствует рационализации экономических ожиданий.
Однако некоторые меры экономической политики — например, установление ва-
лютного коридора — позволяют думать о том, что правительство и ЦБ начинают
процесс «обучения» экономических агентов формам рационального поведения.
В пользу вывода о возможном движении в сторону рационализации ожиданий
свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической пе-
чати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических
подразделений, призванных давать обоснованные, «рациональные» прогнозы бу-
дущего состояния экономики, исходя из которых негосударственный сектор бу-
дет принимать экономические решения.
В то же время на фоне негибкости рынка труда усиливается тенденция
к «жесткости» заработной платы и цен, корректировки которых значительно рас-
ходятся по времени. Снижение уровня инфляции и стабилизация доли бюджетно-
го дефицита в ВВП России частично достигается путем «задержек» выплаты зара-
ботной платы и накопления отсроченных платежей, а также активного долгового
финансирования бюджетных расходов. В этой ситуации эффекты антиинфляци-
онной политики вряд ли могут оказаться долговременными.
Основные термины
Внутренний временной лаг
Внешний временной лаг
Индекс опережающих индикаторов
нж, СФ
«Критика Лукаса»
Активная и пассивная макроэкономическая политика
Правила (твердые курсы) макроэкономической политики
Свобода действий в макроэкономической политике
Некомпетентность в макроэкономической политике
Политический бизнес-цикл
Непоследовательность макроэкономической политики
Доверие к политике правительства и Центрального Банка

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ