стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 33
Торговая политика

Тариф на импорт Торговая политика относительно самостоятельное
и механизм направление бюджетно-налоговой политики прави-
его действия. тельства, связанное с государственным регулирова-
Последствия нием объемов внешней торговли через налоги, суб-
введения тарифов сидии и прямые ограничения на импорт или экс-
порт.
Большинство экономистов последовательно выступает за либерализацию
внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосроч-
ный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля при-
водит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов.
Однако на практике на пути свободной торговли стоит большое количество барь-
еров, которые используются в качестве инструментов торговой политики, — тари-
фов, квот, добровольных ограничений экспорта и т.д.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф —
таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена им-
портного товара поднимается выше мировой цены:

Внутренняя цена
импортного товара




Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей ана-
логичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проиграв-
ших, так как облагаются дополнительным
налогом через возросшие цены.
В условиях свободной торговли
внутренние цены товаров (PJ будут близ-
Внутренняя цена
ки к мировым ценам (PJ и избыток спро-
с тарифом
са над предложением покрывается за счет
импорта (рис. 33.1). J Мировая
В результате введения тарифа им- цена
порт сокращается до величины Q'sQ'd При
этом отечественное производство товара
возрастает от Qs до Q's, а внутреннее по-
требление снижается от Qd до Q'd.
Импорт до
Отечественное производство расши-
введения тарифа
ряется потому, что отечественные произ-
Рис. 33.1
водители не платят тариф и поэтому могут
производить свои товары с более высоки-
ми предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким обра-
зом, может защищать низкоэффективные отрасли отечественного производства от ино-
странной конкуренции. При этом отечественные потребители в целом сокращают свои
закупки из-за повышения цен как на отечественные, так и на импортные товары. Чис-
тые потери потребителей от введения тарифа образуют область (а + Ъ + с + d), которая
характеризует сокращение величины потребительского излишка.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
352

Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным
производителям в виде возросших прибылей от продаж (площадь а). Отечествен-
ные фирмы в импортозамещающих отраслях реализуют теперь свой первоначаль-
ный объем выпуска Qs по возросшим ценам и получают дополнительную прибыль
от прироста объема производства до Q's и реализации этой продукции по цене с
тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в
пользу производителей, хотя определенные группы потребителей, которые владе-
ют акциями фирм в импортозамещающих отраслях, могут получить возросшие
доходы от введения тарифа.
Выигрыш производителей от введения тарифа на импорт не перекрывает по-
терь отечественных потребителей. Последние оказываются тем более существен-
ными, чем сильнее оказывается общий импульс к повышению уровня цен и уров-
ня инфляции, задаваемый введением торговых ограничений.
Тариф на продукт какой-либо отрасли является защитой не только по отно-
шению к фирмам собственно этой отрасли, но и к отраслям, поставляющим дан-
ной отрасли сырье и материалы. Поэтому различают номинальный и фактический
уровни защитного тарифа.
Фактический уровень защитного тарифа в отрасли — величина (в процентах),
на которую увеличивается созданная в этой отрасли добавленная стоимость еди-
ницы продукции в результате функционирования всей тарифной системы. Если
конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее проме-
жуточная продукция, то фактический уровень защитного тарифа превысит его
номинальный уровень.
Площадь с поступает в государственный бюджет и выступает поэтому в виде
выигрыша государства, который равен величине импорта, умноженной на величи-
ну тарифа. Эти доходы являются трансфертом от потребителей в пользу государ-
ства, которое может использовать эти средства в соответствии с целями бюджет-
но-налоговой политики: на развертывание дополнительных социальных про-
грамм, на снижение подоходного налога, на увеличение заработной платы
государственных служащих и так далее. Часть этих средств может быть, таким об-
разом, возвращена потребителям, но часть их может оказаться безвозвратно поте-
рянной в виде издержек, связанных с бюрократической деятельностью админист-
рации и «протаскиванием» в парламенте тарифов, защищающих интересы отдель-
ных групп, что особенно характерно для переходных экономик.
Чистые потери национального благосостояния представлены областями bad.
Область Ъ представляет производственный эффект тарифа — сокращение благосос-
тояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой им-
портной продукции на более дорогую отечественную. Возросшие платежи потре-
бителей стимулируют расширение неэффективного отечественного производства
с высокими предельными издержками, в то время как при отсутствии тарифной
защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно
в других секторах экономики.
Область d представляет потребительский эффект тарифа — сокращение благо-
состояния вследствие вынужденного снижения потребления. Потребители соглас-
ны были бы заплатить за дополнительное количество товара цену в интервале от
Pv до Pd для того, чтобы удовлетворить свой спрос, не сокращая его. Однако тариф
не позволяет этого сделать и поэтому внутреннее потребление снижается.
Чистые потери общества не оборачиваются ничьим выигрышем и поэтому
являются абсолютными.
Чистые потери общества от введения тарифов относительно ВВП могут ока-
заться незначительными и поэтому их упразднение дает прирост благосостояния
Глава 33. Торговая политика 353

в пределах от (-1 %) до (+10%) ВВП. Наивысший результат достигается в том слу-
чае, если:
а) упраздняемые торговые барьеры были велики;
б) эти барьеры были упразднены полностью.
Чистые потери общества от введения тарифа на импорт также снижаются
пропорционально участию валютного курса в тарифном эффекте. Если, например,
вследствие введения 10%-ного тарифа на импорт отечественная валюта подоро-
жает на 3%, то внутренние цены импортируемых товаров, выраженные в отече-
ственной валюте, возрастут не на 10%, а на 7%. Это означает, что чистые потери
общества от тарифа на импорт составят около 70% от величины областей bud.
Чем меньше доля товаров, подлежащих обложению новым тарифом, в общем объе-
ме импорта, тем меньшим окажется соответствующее изменение валютного курса
и тем более обоснованно можно будет пренебречь воздействием обменного курса
на тарифный эффект.
В целом таможенные тарифы практически всегда снижают уровень благосос-
тояния нации, так как потребители теряют больше, чем получают в сумме произ-
водители и государство. Тариф перераспределяет доходы потребителей импорти-
руемой продукции в пользу других социальных групп. Как правило, стимулирова-
ние отечественного производства может быть осуществлено и другими способами,
причем с лучшими результатами.

Аргументы в пользу ограничения свободной торгов-
Аргументы
ли достаточно многообразны и противоречивы.
в пользу введения
Главными из них являются следующие.
тарифов и контр-
1. Таможенные тарифы позволяют защитить
аргументы. Тариф
оборонные отрасли промышленности, которые необ-
и производствен-
ходимо развивать независимо от критерия экономи-
ная субсидия
ческой эффективности размещения ресурсов, так
как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией.
2. Таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов
и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближе-
ния циклического спада производства. В результате ограничений импорта отно-
сительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спро-
са, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния
платежного баланса страны по счету текущих операций.
3. Таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от
разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка.
4. Таможенные тарифы необходимы для защиты новых, «молодых» отраслей
национальной экономики, порожденных научно-техническим прогрессом, от кон-
куренции более зрелых и эффективных иностранных фирм.
5. Если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные
фирмы, использующие более дешевую рабочую силу, могут увеличить приток де-
шевого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен
снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня
жизни в стране.
6. Таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производи-
телей от демпинга — сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внут-
ренних рыночных цен в стране-изготовителе. Обычно демпинг является результа-
том монопольной рыиочной власти и используется в целях ее укрепления.
Все аргументы в пользу введения таможенных тарифов и других торговых ог-
раничений являются дискуссионными, так как в большинстве случаев те же цели

1-8
28 8
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
354

могут быть достигнуты с меньши-
ми издержками. Альтернативным
способом разрешения проблемы
«защиты» оборонных, «молоды»
Субсидия
и других отраслей, нуждающихся
Импорт после
во временной поддержке государ-
введения тарифа
ства, является прямая субсидии
отечественным производителям»
этих отраслях (или дотация, или
снижение налогообложения про-
порционально росту объема оте-
чественного производства).
Импорт после
Преимущество производ-
введения субсидий
ственной субсидии перед тарифом
Рис. 33.2 состоит в том, что она, с одной
стороны, стимулирует рост отече-
ственного производства с величины So до величины St (как и тариф), но, с другой
стороны, не приводит к абсолютному снижению потребления, так как не подни-
мает уровня внутренних цен выше мировых (рис. 33.2).
При субсидии производителям уровень внутренней цены Pd близок к миро-
вому уровню Pw и поэтому фактический объем потребления составляет Do, тогда
как при тарифе он сокращается до величины В1. Абсолютные потери благосостоя-
ния в случае использования производственных субсидий снижаются на величину
области d, так как величина импорта значительно больше, чем после введения та-
рифа. Потери благосостояния в размере области b по-прежнему сохраняются, так
как расширение отечественного производства в конкурирующих с импортом от-
раслях связано с дополнительными издержками.
В то же время прямые производственные субсидии не застраховывают от не-
эффективной растраты ресурсов, так как нелегко определить, какие именно от-
расли следует защищать от иностранной конкуренции. И тарифы, и субсидии
очень сложно отменить, если они уже введены, в то время как очень велик риск
«защиты» отраслей, которые никогда не смогут стать конкурентоспособными на
мировом рынке. Это обстоятельство является особенно существенным для пере-
ходных экономик, в том числе и для российской, которые ведут поиски «свобод-
ных ниш» в структуре мирового рынка, тогда как их сравнительные преимущества
в международной торговле в некоторых случаях оказываются весьма проблема-
тичными.
Для регулирования экономического цикла, увеличения внутренней занятос-
ти и совокупного спроса в целях предотвращения спада целесообразно использо-
вать другие меры фискальной и кредитно-денежной политики. Причина заключает-
ся в угрозе развязывания торговой войны, в условиях которой даже временное ре-
гулирующее воздействие внешнеторговых ограничений на совокупный спрос
отсутствует.
Что касается дешевой рабочей силы за рубежом, то проблема заключается не
столько в этом, сколько в том, что некоторая часть отечественной рабочей силы
занята в производстве товаров, которые экономически выгоднее было бы импор-
тировать. Если отечественная отрасль потеряла сравнительное преимущество и
стала неконкурентоспособной, то ее целесообразно свернуть и заменить импор-
том. В этом случае ее уволенным работникам может быть предоставлена матери-
альная помощь из государственного бюджета (на цели переквалификации, пере-
езда в другие регионы страны и т.д.). Такие государственные расходы окажутся
Глава 33. Торговая политика 355

экономически более эффективными, чем чистые потери от тарифа на импорт, так
как они способствуют повышению мобильности трудовых и капитальных ресур-
сов, их более рациональному размещению и использованию, что в долгосрочной
перспективе служит фактором экономического роста.
За исключением защиты от демпинга, которую целесообразно рассматри-
вать как самостоятельную проблему, отступления от политики свободной тор-
говли в пользу тарифного протекционизма относительно оправданны в следую-
щих случаях:
1. Использование «оптимального тарифа»: если страна способна воздейство-
вать на уровень мировых цен, то можно найти такой уровень тарифной ставки,
который принесет ей чистый выигрыш. Оптимальная ставка тарифа равна величи-
не, обратной величине эластичности предложения импорта: чем менее гибкими
оказываются зарубежные поставщики, поддерживающие примерно одинаковый
объем импорта, тем выше оптимальная ставка тарифа на импорт и больше чистый
выигрыш данной страны. Наоборот, если эластичность импорта очень велика, а
мировая цена остается неизменной, то оптимальный тариф будет равен нулю и
тарифная система принесет стране чистые потери благосостояния. Более того, в
случае ответных мер торговых партнеров на введение оптимального тарифа, то есть
в случае торговой войны, даже оптимальная ставка тарифа не может принести ни-
каких положительных результатов.
2. Иногда введение тарифа может оказаться полезнее, чем экономическая пас-
сивность правительства. Если, например, увеличение занятости в какой-либо пе-
редовой отрасли производства, конкурирующей с импортом, приносит большие
социальные преимущества, связанные с ростом знаний, квалификации или изме-
нением отношений во всем обществе, то введение тарифа на импорт может ока-
зать положительное влияние на национальное благосостояние. Тарифный протек-
ционизм может подтолкнуть фирмы этой отрасли к увеличению выпуска продук-
ции и найму большего количества рабочей силы. Дополнительные социальные
выгоды, связанные с созданием новых рабочих мест, могут перекрыть потери оте-
чественных потребителей от повышения цен на импорт. Однако каждый подоб-
ный случай требует тщательного макроэкономического анализа, предшествующе-
го введению тарифа, особенно в странах с переходной экономикой.
3. Тарифы могут рассматриваться в качестве приемлемой меры торговой по-
литики, если экономика страны настолько слабо развита, что ее правительство не
имеет других источников средств для финансирования социальных программ и
инвестиционной деятельности. Эта ситуация скорее характерна для бывших ко-

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>