<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

лоний с монокультурной экономикой, чем для государств Восточной Европы,
России и стран СНГ.

Демпинг обычно используется в период циклическо-
Экспортные
субсидии, демпинг и го спада, когда отрасль не может реализовать всю со-
антидемпинговые зданную продукцию на внутреннем рынке из-за
меры в торговой снижения отечественного спроса. Для того чтобы в
политике. этих условиях предотвратить сокращение объемов
Компенсационные производства и снижение внутренних цен, отрасль
ч
пошлины «сбрасывает» часть «излишней» продукции за рубеж
по более низким ценам, чтобы стабилизировать свое
положение ценой подрыва производства у своего торгового партнера.
Демпинг, как правило, является временным явлением, так как частные фирмы
не могут постоянно продавать свои товары ниже их себестоимости. Иногда время
демпинга удлиняется за счет предоставления правительством экспортных субси-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
356

дий отечественным производителям. Если бы эти меры имели постоянный харак-
тер и импортеры все время снижали бы цены, то это можно было бы только при-
ветствовать, так как отечественные потребители имели бы выигрыш, а структура
отечественного производства постепенно йсвобождалась бы от неконкурентоспо-
собных отраслей.
Однако негативные последствия демпинга связаны именно с его временным
характером. До тех пор пока цены субсидируемых импортных товаров снижаются,
отечественным производителям приходится сокращать свое производство. Когда
же экспортные субсидии и демпинг прекращаются, отечественные производители
вынуждены вновь наращивать объем выпуска.
Очевидно, что иностранные экспортные субсидии и демпинг являются до-
полнительным фактором усиления циклических колебаний в отечественной эко-
номике. Чтобы блокировать воздействие этого фактора, используются компенса-
ционные (или антидемпинговые) пошлины, которые нейтрализуют иностранные
экспортные субсидии. В этих целях действует специальное антидемпинговое за-
конодательство: одно из положений ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и
торговле, впоследствии ВТО) оценивает экспортные субсидии как «нечестную»
(или «недобросовестную») конкуренцию и разрешает импортирующим странам
принимать ответные меры в виде антидемпинговых тарифов. Однако есть способы
государственного субсидирования экспорта в обход ГАТТ (ВТО): льготные кредита
экспортерам (или их иностранным клиентам), организация рекламы экспортных
товаров за рубежом за счет средств из госбюджета, налоговые льготы отечествен-
ным фирмам-экспортерам в зависимости от объемов экспорта и т.д.
Экспортные субсидии в целом по экономике обычно не превышают 1 % сто-
имости экспорта обрабатывающей промышленности индустриальных стран. О - д
нако для отдельных товаров и фирм, занимающих монопольное положение на
рынке, они могут достигать значительных размеров. В то же время злоупотребле-
ние антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта и огра-
ничить конкуренцию на внутреннем рынке, что послужит импульсом для общего
повышения уровня цен за счет потребителей.

После Второй мировой войны тарифы в индустри-
Нетарифные
альных странах были значительно уменьшены и на-
ограничения
ходились в начале 80-х гг. на минимальном уровне,
в международной
Экономическая интеграция, особенно в странах За-
торговле.
падной Европы, способствовала либерализации тор-
Сравнительный
говли. Однако в настоящее время наблюдается рас-
анализ тарифов
ширение «выборочной» протекционистской торговой
и квот на импорт.
политики, особенно в форме квот, добровольных о-г
Способы размеще-
раничений экспорта и других нетарифных барьеров,
ния импортных
которые позволяют дискриминировать импортные
лицензий
товары в пользу отечественных. К числу таких нета-
рифных барьеров относятся различные стандарты качества, санитарные ограни-
чения, требования к экологическим характеристикам оборудования, ограничения
выпуска лицензий на импорт, административные запреты на продажу отдельных
видов продукции в определенных странах и т.д. Из всех видов нетарифных огра-
ничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.
Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосред-
ственно — импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он
платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем
импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда огра-




тш
Глава 33. Торговая политика 357

ничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государ-
ство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и
запрещает нелицензированный импорт.
Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены под-
нимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Од-
нако квоты имеют два важных отличия от тарифа:
1. Квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкурен-
ции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт
будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться вслед за мировыми
(см. первую рубрику данной главы). При наличии квоты импорт не может быть
увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает,
увеличивая прибыли от импорта (в том числе и монопольные).
Вместе с тем более жесткое регулирование величины импорта с помощью
квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного
баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс.
2. Квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют
внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров — если уста-
новленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией
внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютную защиту внутреннего
рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма проти-
воречивое воздействие.
В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в ос-
новном по двум причинам:
1) тарифные ставки регламентируются международными торговыми согла-
шениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повы-
шать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях
защиты конкурирующих с импортом
отраслей экономики;
2) нуждающиеся в защите отрас-
s'd + Q'
ли также предпочитают квоты на им-
порт, так как добиться специальных
Квота Q
лицензионных привилегий легче, чем
^Внутренняя
введения тарифа, которое связано с
цена после
изменением структуры доходов госу-
введения квоты
дарственного бюджета.
Импортные квоты наиболее
привлекательны в условиях свобод-
ной конкуренции, при которой по-
Рис. 33.3
следствия квотирования аналогичны
тарифу на импорт (рис. 33.3.).
Чистые потери благосостояния, как и при тарифе, составляют области Ъ и d,
а область с представляет собой наценку на разрешенный импорт и характеризует
трансферт от потребителей в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.
Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при
тарифе на импорт, в двух случаях:
1) если квота провоцирует монопольную власть отечественного производи-
теля или зарубежной фирмы-импортера продукции;
2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.
Способы размещения импортных лицензий:
1) открытый аукцион: государство предоставляет лицензию компании, пред-
ложившей за нее наивысшую цену. При прочих равных условиях, аукцион является
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
358

более дешевым и эффективным механизмом, однако при коррумпированное^
государственной власти обладателем импортной лицензии нередко становится тот.
кто предложил за нее наибольшую взятку, что влечет за собой значительные соци-
альные издержки; *
2) система явных предпочтений: без каких-либо предварительных заявок в
переговоров правительство предоставляет* импортные лицензии наиболее автори-
тетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величи-
не импорта накануне введения квот;
3) «затратный метод»: выдача лицензий фирмам, имеющим большее коли-
чество производственных мощностей и других ресурсов, что ведет к их неэффек-
тивному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое обо-
рудование в расчете на получение большего количества лицензий.

Экспортные пошли- Механизм тарифов на экспорт, ИЛИ экспортных по-
ны и добровольные шлин, «зеркально» отражает импортный тариф.
экспортные При экспортной пошлине внутренняя цена Р
ограничения (ДЭО) оказывается ниже мировой Pw (рис. 33.4). В этих у -
с
ловиях внутреннее потребление возрастает с вели-
чины Do до величины Х>, внутреннее производство сокращается с величины ^дн
Sv а экспорт снижается с величины Хо до Хг
Потери отечественных производителей
от введения экспортного тарифа великий
определяются областью (а + b + с + d). В -
ы
Пошлина игрыш потребителей от снижения цен н ж ие
мировых составляет область а. Доходы госу-
дарства от экспортной пошлины представле-
ны областью с. Чистые потери благосостоя-
ния, которые не компенсируются ничьим
выигрышем, составляют области (Ь + ф.
В основе политики налогообложения
экспорта лежит расчет на монопольную п ир-
быль: монопольное положение страны-экс-
Рис. 33.4 портера на мировом рынке вынуждает зару-
бежные страны-импортеры переплачивать за
импортируемый товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае о - д
новременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объе-
диненными в международный картель.
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспор-
тной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя
объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность» в данном случае
имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, ч о ы
тб
избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.
ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют извест-
ные преимущества этого инструмента торговой политики:
1) ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы и и л
квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не
предъявляют претензий к правительству;
2) при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более
высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта,
Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов
экспорта путем повышения цен на него.
Глава 33. Торговая политика
359

Причины В послевоенный период благодаря действию ГАТТ,
«выборочной» а впоследствии — ВТО, в мировой экономике была
протекционистской реализована общая тенденция к либерализации
политики и общая торговли, но одновременно происходит и «выбо-
тенденция рочная» реставрация протекционизма. Причины
к либерализации такой «реставрации» отчасти связаны с тем, что
международной производители, выигрывающие от ограничений
торговли импорта, более организованно защищают свои
интересы в правительстве, чем потребители, кото-
рые, как правило, проигрывают от торговых барьеров.
Несмотря на то, что прямые производственные субсидии более эффективно
стимулируют отечественное производство, чем тарифы и квоты, правительства
нередко выбирают именно последние. Такие предпочтения в торговой политике
обусловлены двумя обстоятельствами:
1) тариф или квоту (то есть относительно прямолинейные «запреты») ввести
легче, чем производственную субсидию. Их «запретительная» направленность про-
тив иностранных конкурентов более очевидна и встречает большую поддержку
общественного мнения, которое нередко не совсем правильно ориентировано в
отношении всех последствий протекционизма и «подталкивает» законодателей на
осуществление торговых ограничений, ошибочно считая «протекционизм» сино-
нимом «патриотизма»;
2) производственная субсидия служит трансфертом средств от налогоплатель-
щиков к товаропроизводителям через государственный бюджет, что делает потери
отечественных потребителей очевидными и может сопровождаться усилением со-
циального напряжения. При тарифе и квоте кажется, что страдают только зару-
бежные конкуренты, а более крупные потери отечественных потребителей оста-
ются в тени.
Протекционистские тенденции в международной торговле относительно ук-
репляются также благодаря деятельности таможенных союзов, в рамках которых
устанавливается режим свободной торговли, а импорт из третьих стран ограничи-
вается. Таможенный союз повышает благосостояние в той мере, в какой он рас-
ширяет торговлю, и снижает его в результате переключения торговли с более де-
шевой на более дорогостоящую продукцию.
Торговые ограничения всех видов создают преимущества одним экономичес-
ким агентам за счет других, что не способствует общему экономическому росту.
Эмпирические исследования подтверждают, что издержки протекционизма пре-
вышают краткосрочные выгоды от него. Поэтому в долгосрочном плане тенден-
ция к либерализации международной торговли должна быть определяющей при
формировании торговой политики.
Основные термины
Торговая политика
Тариф (пошлина)
Фактический уровень защитного тарифа
Производственньш эффект тарифа
Потребительский эффект тарифа
Оптимальная ставка тарифа
Производственны субсидия
Демпинг
Субсидирование экспорта
Компенсационные (антидемпинговые) пошлины
Часть II. Теория рационального
360
использования ресурсов


Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГА ТТ, впоследствии ВТО)
Нетарифные барьеры
Квота
*
Лицензия
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО)
Либерализация торговли -у
Протекционизм
Таможенные союзы (зоны свободной торговли)

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>