<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ную долю страны в МВФ плюс специальные права
ного баланса.
заимствования (SDR) и так далее. Дефицит платеж-
Дефицит и кризис
ного баланса может быть профинансирован за счет
платежного баланса
сокращения официальных резервов Центрального
Банка. Поскольку в данном случае предложение иностранной валюты на внутрен-
нем рынке увеличивается, то данная операция является экспортоподобной и учи-
тывается в кредите со знаком плюс (хотя запасы иностранной валюты в Централь-
ном Банке страны снижаются). При этом предложение национальной валюты на
внутреннем рынке относительно уменьшается, а ее обменный курс относительно
повышается, что оказывает на национальную экономику сдерживающее воздей-
ствие.
Наоборот, активное сальдо платежного баланса сопровождается ростом офи-
циальных валютных резервов в Центральном Банке. Это отражается в дебете со
знаком минус, так как данная операция уменьшает предложение иностранной ва-
люты на внутреннем сынке и является импортоподобной. При этом предложение
национальной валюты на внутреннем рынке относительно увеличивается, а ее
обменный курс — относительно снижается, что оказывает на экономику стимули-
рующее воздействие.*
Такие покупки и продажи Центральным Банком иностранной валюты назы-
ваются операциями с официальными резервами, которые не тождественны его опе-
рациям на открытом рынке. Операции с валютными резервами, как правило, ис-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
Збб

пользуются Центральными Банками для поддержания режима фиксированного
валютного курса или «управляемого плавания». В итоге операций с официальны-
ми резервами сумма сальдо текущего счета, финансового счета и изменения вели-
чины резервов должна составить ноль.
Оценки актива или дефицита платежного баланса не могут быть однознач-
ными. Их желательность или нежелательность зависят от вызвавших их причин и
устойчивости. Дефицит (или положительное сальдо) платежного баланса может
быть реакцией на возрастание (или сокращение) иностранного спроса на валюту
данной страны для использования ее в качестве резервных активов. Общим прави-
лом является следующее: в условиях нормально растущей экономики и расшире-
ния внешнеэкономических отношений страна, чья валюта используется в каче-
стве средства международных расчетов, должна иметь дефицит баланса текущих
операций. Так как большая часть мировых денег имеет форму банковских депози-
тов или казначейских векселей в ключевой валюте, растущий спрос на мировые
деньги со стороны всех других стран порождает дефицит международных расчетов
ключевой валюты. В этом случае дефицит платежного баланса может быть вполне
нормальным явлением, а не признаком слабости национальной валюты, как во
всех других случаях. Страна ключевой валюты действует, по существу, как обыч-
ный банк, который всегда имеет больше денежных обязательств, чем резервных
активов. Такой дефицит платежного баланса нередко называют «дефицитом без
слез», так как страна ключевой валюты может позволить себе в течение известно-
го времени не проводить макроэкономической корректировки.
Если же страна не является мировым финансовым центром, то, поскольку
официальные резервы любой страны ограничены, устойчивые и длительные де-
фициты платежных балансов со временем приводят к их истощению. В этом слу-
чае проводится корректировка платежного баланса, связанная со сложной макро-
экономической перестройкой: страна может сократить свои расходы за границей
или увеличить доходы от своего экспорта путем использования различных внеш-
неторговых ограничений или корректировки обменного курса валюты.
В ходе таких корректировок возможно снижение уровня жизни населения в
результате повышения общего уровня цен, обесценивания национальной валюты
(и сбережений в этой валюте), сокращения занятости в отдельных отраслях эко-
номики и т.д. Поэтому корректирующие меры макроэкономической политики яв-
ляются малопопулярными и нередко откладываются.
Кризис платежного баланса (длительно существующий накопленный дефицит
платежного баланса) нередко возникает в результате того, что страна длительное
время откладывала урегулирование дефицита по текущим операциям и истощила
свои официальные валютные резервы. Возможности кредитования за рубежом
исчерпаны, так как нарушен график обслуживания внешнего долга и страна не в
состоянии его погасить. Макроэкономическая корректировка является единствен-
ным способом преодоления кризиса платежного баланса и кризиса внешней за-
долженности.
Фактором усугубления кризиса платежного баланса является недоверие эко-
номических агентов к политике правительства и Центрального Банка. Ожидания
обесценивания национальной валюты стимулируют спекулятивный спрос на ино-
странную валюту. Эта ситуация характерна для многих переходных экономик, в
том числе и для России. Любая информация об ухудшении состояния государ-
ственного бюджета, о снижении цен на нефть или на другие экспортные ресурсы
снижает доверие к политике правительства и повышает спрос на иностранную
валюту (в обмен на национальную). Это значительно затрудняет действия Цент-
рального Банка по защите национальной валюты от обесценивания, так как его
Глава 34. Платежный баланс 367

официальных валютных резервов может оказаться недостаточно для одновремен-
ного финансирования дефицита платежного баланса и удовлетворения растущего
спекулятивного спроса на иностранную валюту. Поэтому правительства нередко
прибегают к ограничениям таких спекулятивных операций. В этом случае возни-
кает «черный рынок» валюты, а проблема недоверия к политике государства не
снимается.
Корректировка обменного курса валюты является, по существу, единствен-
ным способом выхода из этой ситуации. Однако установление более реалистич-
ного валютного курса на практике достаточно трудно осуществить, так как это за-
висит от ожиданий экономических агентов и их оценок политики правительства.
Поскольку обратное воздействие макроэкономической политики на экономичес-
кие ожидания является трудно прогнозируемым, критерий «реалистичности» ва-
лютного курса оказывается весьма расплывчатым.
В краткосрочной перспективе сальдо текущего счета, финансового счета и
платежного баланса в целом может измениться под влиянием факторов, опреде-
ляющих объемы сбережений и инвестиций, таких как бюджетно-налоговая поли-
тика и изменение мировой ставки процента.
Величина национальных сбережений определяется мерами бюджетно-нало-
говой политики. Стимулирующая фискальная политика в стране сопровождается
снижением объема национальных сбережений. Это приводит к положительному саль-
до финансового счета и дефициту счета текущих операций. Сдерживающая фис-
кальная политика в стране увеличивает объем национальных сбережений, что сопро-
вождается дефицитом финансового счета и активным сальдо счета текущих опе-
раций.
Повышение мировых процентных ставок приводит к дефициту финансового
счета и положительному сальдо счета текущих операций в небольшой открытой
экономике. Снижение мировых ставок процента приводит к противоположным ре-
зультатам.

Основные термины
Платежный баланс
Товарный экспорт
Товарный импорт
Абсорбция
Счет текущих операций (текущий счет)
Торговый баланс
Счет движения капитала и финансовых операций (финансовый счет,
капитальный счет)
Чистые факторные доходы из-за рубежа
Чистые текущие трансферты
Чистые зарубежные активы
Чистые капитальные трансферты
Приток капитала
Отток капитала
Официальные резервы
Дефицит и положительное сальдо (пассив и актив) платежного баланса
Кризис платежного баланса
Корректировка платежного баланса

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ