стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 1998 г. N 1598

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 июля 1998 г. N 34н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства
Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 "О
Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";
пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8
"О квартальной бухгалтерской отчетности организации".
3. Настоящий Приказ ввести в действие с 1 января 1999 года.

Министр
М.М.ЗАДОРНОВ




Утверждено
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29 июля 1998 г. N 34н

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н,
от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона
"О бухгалтерском учете".
2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета,
составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы
(за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения
организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н)
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории
Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в
стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат
Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по
международным стандартам финансовой отчетности.
3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О
бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические
указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования
бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской
Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской
Федерации.
4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":
а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и
обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и
их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных
операций;
б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и
хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;
в) основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее
имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности
- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также
внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский
Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их
целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и
выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами
Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою
учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других
особенностей деятельности.
6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется
применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к
субъектам малого предпринимательства.
8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным
письменным распоряжением руководителя организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации
счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных
операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а
также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые
для организации бухгалтерского учета.

II. Основные правила ведения бухгалтерского учета

Требования к ведению бухгалтерского учета
9. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных
счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана
счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов
хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности,
ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на
русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь
построчный перевод на русский язык.
10. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика,
предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации,
последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов
хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты,
осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и
рациональности.
11. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции,
выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми
вложениями, учитываются раздельно.

Документирование хозяйственных операций

12. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на
основании которых ведется бухгалтерский учет.
Требования главного бухгалтера (далее под главным бухгалтером понимаются также
лица, ведущие бухгалтерский учет в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 7
настоящего Положения) по документальному оформлению хозяйственных операций и
представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех
работников организации.
13. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные
реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование
организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование
должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с
применением средств вычислительной техники).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной
документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и
утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с
требованиями абзаца первого настоящего пункта.
В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических
указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные
документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
14. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает
руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами,
подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими
на то лицами.
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и
расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными
и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых
руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления
которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской
Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы,
оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и
договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по
осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним
могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации,
который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и
включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
15. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения
хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по
окончании операции.
При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых
машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по
его окончании на основании кассовых чеков.
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в
бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком
документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных
документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также
достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие
эти документы.
16. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В
остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию
с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено
подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.
17. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных
операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные
документы.
18. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и
машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за
свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников
хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в
соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Регистры бухгалтерского учета

19. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления
информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения
на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на
отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании
вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров
бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена
возможность их вывода на бумажные носители информации.
Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются
Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами
исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов
бухгалтерского учета.
20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в
хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам
бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета
обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
21. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от
несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета
должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием
даты исправления.
22. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности
является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, - государственной тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета
и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную
тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством
Российской Федерации.

Оценка имущества и обязательств

23. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения
в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования
фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по
рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации,
- по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта
имущества).
В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на
приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при
приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения
(стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям,
таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку,
осуществляемые силами сторонних организаций.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей
на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид
имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или
экспертным путем.
Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты,
связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья,
материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта
имущества.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными
актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>