стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 36
Бюджетный дефицит и управление государственным
долгом

Государственный долг — общий размер задолженно-
Бюджетный
сти правительства владельцам государственных цен-
дефицит и государ-
ных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных де-
ственный долг:
фицитов (минус бюджетные излишки). Внутренний
основные определе-
государственный долг — задолженность государства
ния, показатели
гражданам, фирмам и учреждениям данной страны,
и проблемы количе-
которые являются держателями ценных бумаг, вы-
ственной оценки
пущенных ее правительством.
Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фир-
мам и учреждениям.
Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора
владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота «дохо-
ды—расходы». По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть
использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным
миром. Создание долга — это механизм, посредством которого сбережения пере-
даются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны
к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно
быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выпол-
няется приростом государственного долга. В противном случае экономика отой-
дет от состояния полной занятости ресурсов.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными
расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга
объективно усложняется следующими факторами:
1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается
амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективно-
му завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
2. Важная статья государственных расходов — обслуживание задолженности,
то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы дол-
га (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по го-
сударственному долгу, равный RD, а не номинальный процент, равный RD, где D —
величина государственного долга, Rr — реальная ставка процента, Rn — номиналь-
ная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит
часто завышается на величину тгД так как, по уравнению Фишера, п = Rn — Rr.
При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значитель-
ту —

ной, так как в периоды роста инфляции Rr = — . Завышение бюджетного де-

фицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инф-
ляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номиналь-
ный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный
дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-на-
логовой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита
необходима поправка на инфляцию:
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
378

Реальный Номинальный Величина
= дефицит — государственного х Темп
дефицит
госбюджета госбюджета долга на начало года инфляции

3. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как п а
р-
вило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки,
Нередко местные органы власти целенаправленна искажают статистическую и - н
формацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления
в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех п- е
реходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрали-
зации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завыше-
ние. <
:
4. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в ищу-
стриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует
его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятель-
ностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерчес-
ких банков.
К числу к в а з и ф и с к а л ь н ы х операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятос-
ти и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских су сд
или путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействую-
щих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кре-
дитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основ-
ном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переход-
ных экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий
по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов
правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансиро-
вания коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также ф - и
нансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ
по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного
дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (на-
пример, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на
ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государствен-
ного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тм е
более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолжен-
ности.

Показатели запаса, характеризующие бремя
долга в более долгом периоде, то есть сте-
пень зависимости национальной экономики
от прошлого притока иностранного
капитала
Экспорт товаров и услуг
Глава 36. Бюджетный дефицит и управление 379
государственным долгом

Показатели потока: чем они выше, тем в
более активной краткосрочной корректи-
ровке нуждается внешнеторговая и ва-
лютная политика в целях уравновешива-
ния платежного баланса (особенно если
велика доля внешнего долга)

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динами-
ка показателей




Основными причинами устойчивых бюджетных де-
Основные причины
фицитов и увеличения государственного долга яв-
устойчивого бюд-
ляются:
жетного дефицита
а) увеличение государственных расходов в во-
и увеличения госу-
енное время или в периоды других социальных кон-
дарственного долга
фликтов. Долговое финансирование бюджетного
дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряже-
ние, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налого-
обложения;
б) циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответству-
ющей корректировки госрасходов).
Налоговые поступления в государственный бюджет Г и показатель налогово-

го бремени в экономике (где Y — совокупный выпуск) в долгосрочной перс-

пективе имеют тенденцию к снижению, так как:
1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается «нало-
говый клин»;
2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной органи-
зации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетвори-
тельные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор осо-
бенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в рос-
сийской;
4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают
из-за спада в традиционных отраслях производства;
г) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связан-
ное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения гос-
расходов и снижения налогов перед очередными выборами;
д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в
результате:
— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здра-
воохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожи-
лого населения!;
— увеличения государственных расходов на образование и создание новых
рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля моло-
дого населения).
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
380

Первичный дефи- Одним из факторов экономического роста является
цит государствен- соотношение
ного бюджета и долг
механизм самовос- ВВП '
производства дол- Динамика этого соотношения зависит от сле-
га. Государствен- дующих факторов:
ный долг, налоги, 1)от величины реальной ставки процента, ко-
инвестиции и эко- торая определяет размер процентных выплат по
номический рост долгу;
2) от темпов роста реального ВВП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между величи-
ной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом фи-
нансировании первичного дефицита увеличиваются и основная сумма долга, и ко-
эффициент его обслуживания, то есть возрастает «бремя долга» в экономике. Уве-
личение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.
=
BD общий (G + N + F) - Т
Государ- Выпла- Транс- Налоговые
ственные ты по ферты поступления
закупки обслужи- в бюджет
ванию
долга
BDпервичный = (G + F)˜ T
N = DxRR,
где .V — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, RR — реальная
/
ставка процента.

Механизм самовоспроизводства государственного долга:
BD первичный Т => Государственные займы Т => Государственный долг Т => N Т =>
=> BD общий Т => Новые государственные Т => Долг Т => N Т и т.д.
займы
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВВП, то ре-
личение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реаль-
ного ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает со-
отношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга.
Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВВП используется зави-
симость:




— изменение соотношения долг/ВВП;
— исходное значение соотношения долг/ВВП,
— реальная ставка процента,

— темп роста реального ВВП,
— доля первичного бюджетного излишка в ВВП.
Глава 36. Бюджетный дефицит и управление 381
государственным долгом

Для снижения соотношения долг/ВВП необходимы два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВВП;
2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП должно быть по-
стоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увели-
чения долгового бремени.
Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения
необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения
его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, пра-
вительство должно собрать в виде налогов сумму, не меньшую, чем N. Это означает,
что соотношение N/ВВП является нижней границей ставки подоходного налога:




где Y — совокупный доход (или ВВП).
Так как кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и дру-
гие расходы (в частности, госзакупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда



свидетельствует о нарастании напряженности в бюджетно-налоговой сфере.
Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может при-
вести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к инвестированию. Поэтому
существование большого государственного долга косвенно ограничивает возмож-
ности экономического роста.
Для того чтобы избежать этих ограничений и не увеличивать налоги, прави-
тельство может рефинансировать долг, то есть выпустить новый государственный
заем и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по «ста-
рым» долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением нало-
гов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного де-
фицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности
практически отсутствует.
Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процен-
та и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе мо-
гут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост
государственных расходов «вытесняет» производство инвестиционных товаров в
частном секторе, то тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего по-
коления не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем
основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий
уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государствен-
ных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потре-
бительского назначения (социальные трансферты: субсидии школьникам, мало-

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>