<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

обеспеченным слоям населения и т.д.).
Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный
потенциал экономики. Если прирост правительственных расходов приобретает вид
инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, пор-
тов, инвестиций в «человеческий капитал» в системе образования и здравоохране-
ния), то производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих
поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения
доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены част-
ные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит воз-
можности текущего потребления населения.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
382

Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности
весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонни-
ками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг. '
Согласно традиционной точке зрения снижение налогов, финансируемое за
счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребитель-
ских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потреб-
ления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном периоде, но в дол-
госрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и ограниче-
нию экономического роста.
Согласно рикардианской точке зрения снижение налогов, финансируемое за
счет увеличения государственного долга, не вызывает роста потребительских рас-
ходов и не ограничивает роста сбережений, а только в определенной мере пере-
распределяет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим.
Каждая из этих концепций не может быть полностью опровергнута и оказы-
вает известное воздействие на формирование конкретных моделей бюджетно-на-
логовой политики.
Поведение инвестиционного спроса также
может быть различным. Эффект вытеснения
предполагает, что при заданной кривой инвес-
тиционного спроса частные инвестиции со-
кращаются из-за повышения процентных ста-
вок, которое возникает в случае долгового фи-
нансирования бюджетного дефицита. Однако
если экономика первоначально находится в
состоянии спада, то рост государственных рас-
ходов будет оказывать на нее стимулирующее
воздействие через эффект мультипликатора.
Это может улучшить ожидания прибылей у ча-
стного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой
Эффект вытеснения инвестиционного спроса. Прирост инвестици-
Рис. 36.1 онного спроса может частично или полностью
элиминировать эффект вытеснения (рис. 36.1),
Возникший под влиянием роста процентных ставок с Rt до i ^ эффект вытес-
нения инвестиций с /, до /2 элиминируется их ростом с /2 до /3 в результате сдвига
кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптими-
стических ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных обстоятельствах
один и тот же механизм — долговое финансирование бюджетного дефицита -
может как вызвать эффект вытеснения частных инвестиций, так и элиминировать
его. Поэтому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики
в условиях увеличения государственного долга требует углубленного макроэконо-
мического анализа.

Взаимосвязь Элиминирование эффекта вытеснения оказывается
внутреннего и тем более существенным, чем выше международная
внешнего долга. мобильность капитала и активнее его приток в дан-
Государственный ную страну под влиянием превышения внутренних
долг и дефицит рыночных ставок процента над их среднемировым
платежного баланса уровнем.
При долговом финансировании бюджетного
дефицита ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, ког-
да стимулирующая фискальная политика сопровождается ограничением предло-




№• м * Ач, %Ь-"$-
4
Глава 36. Бюджетный дефицит и управление 383
государственным долгом

жения денег в целях снижения уровня инфляции. Долговое финансирование де-
фицита госбюджета увеличивает спрос на деньги, а Центральный банк ограничи-
вает их предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует
быстрый рост процентных ставок.
Повышение процентных ставок на внутреннем рынке увеличивает зарубеж-
ный спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и уве-
личение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует передачи
части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может выз-
вать сокращение национального производства в будущем.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровож-
дается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую
для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повы-
шается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Сокращение
чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспорт-
ных и в конкурирующих с импортом отраслях снижается занятость и выпуск, воз-
растает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздей-
ствие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет эффекта вы-
теснения, но и за счет отрицательного эффекта чистого экспорта, ухудшающего
состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновре-
менно приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относи-
тельному снижению процентных ставок на внутреннем рынке. В итоге масштабы
эффекта вытеснения относительно сокращаются.
Дефицит счета текущих операций, связанный с неблагоприятным торговым
балансом, финансируется за счет чистого притока капитала, который может при-
нимать следующие формы:
1. Международные займы. Займы у иностранных правительств, у МВФ, у Все-
мирного Банка или у коммерческих банков за рубежом увеличивают размеры внеш-
него долга.
2. Продажа активов иностранным инвесторам. Выручка от продажи долго-
срочных активов используется для финансирования дефицита платежного балан-
са по текущим операциям.
3. Прямые инвестиции, предполагающие ввоз в страну иностранной валюты в
целях организации новых предприятий по производству продукции. Эта валюта
может быть использована для покрытия дефицита текущего счета.
4. Использование резервов. Страна может расходовать часть своих официаль-
ных резервов иностранной валюты для урегулирования платежного баланса.
В случае осуществления любой из этих мер чистые зарубежные активы стра-
ны снижаются.
Угроза сочетания кризиса платежного баланса и кризиса внешней задолжен-
ности возникает в том случае, когда правительство увеличивает долг за счет зару-
бежных займов, размеры которых значительно превосходят дефицит счета теку-
щих операций. Если эти заемные средства используются не на инвестиции в на-
циональную экономику, а на покупки известного количества иностранных активов
в других странах (земельных участков и т.д.), то ресурсы иностранных займов ока-
зываются использованными на финансирование оттока частного капитала из стра-
ны, принимающего s этом случае форму так называемого «бегства» капитала.
Такая макроэкономическая политика и сопровождающее ее «бегство» капи-
тала послужили одной из причин мирового кризиса внешней задолженности, начав-
шегося в 1982 году, когда десятки стран-должников заявили, что они не в состоя-
нии расплачиваться по своим долговым обязательствам. Широкомасштабным яв-
лением стала реструктуризация долга, при которой условия его обслуживания
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
384

(процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация
имеет место тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с
первоначальными соглашениями о представлении займа. В частности, Россия,
принявшая на себя задолженность бывшего СССР, прибегла к реструктуризации
своего долга согласно договоренности с официальными кредиторами (членами
ч
Парижского клуба).

Причинами кризиса внешней задолженности явля-
Причины долгового
ются:
кризиса и страте-
1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйствам
гия управления
80-е годы, связанное с увеличением реальных ста-
государственной
вок процента, замедлением темпов экономического
задолженностью
роста и снижением цен на товары. Увеличение ре-
альных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания
долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВНП в странах—потре-
бителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от
экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выпла-
ты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновре-
менно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.
2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках. Общей
практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты,
Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на гряду-
щей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко расту-
щего импорта, или «бегства» капитала из страны, что ухудшает состояние платеж-
ного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не на ин-
вестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на
финансирование «нежизнеспособных» проектов и на спекулятивные операции).
3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточны-
ми кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые
займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстро-
растущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена не-
сколькими причинами:
а) нефтяные шоки 1913—191А гг. и 1979—1980 гг. послужили инструментом
перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран—экспор-
теров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока проис-
ходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их собственную
экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило ис-
точником расширения ресурсов для международного кредитования;
б) эти новые финансовые средства в основном были предоставлены в виде
дополнительных кредитов странам-должникам, так как инвестиционная ситуация
в индустриальных странах была в это время весьма неопределенной. К тому же
страны-должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и широко ис-
пользовали внешние займы под проценты без права контроля над собственнос-
тью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;
в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возможности для таких
операций в целях опережения конкурентов.

В результате активизации международного кредита к 1985 году общая сумма
предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взи-
маемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало
значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.
Глава 36. Бюджетный дефицит и управление 385
государственным долгом

Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задол-
женности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-х го-
дов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверен-
ными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные
займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капи-
тала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и аморти-
зации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика
международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех
случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, ког-
да страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.
Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от плате-
жей является введение залога или обеспечения, то есть активов того или иного
вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки
страной-должником выплат по долгу.

Механизмы сокращения внешней задолженности
1. Выкуп долга — предоставление стране должнику возможности выкупить
свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществ-
ляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника.
Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или
предоставлена «в дар» данной стране.
2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) — предоставление иностран-
ным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на
акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские орга-
низации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вто-
ричном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых
инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во
всех этих случаях иностранный инвестор получает «долю» в капитале данной стра-
ны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.
3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами
(в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым
ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной
стоимости облигаций.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариан-
тов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.
Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так
и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер
бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью
общей системы управления государственными расходами.
Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элими-
нированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко
сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на сниже-
ние ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расхо-
ды по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной ста-
тьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфер-
тных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей
государственных расходов и повышение их эффективности являются в России и
1-8
38 8
386 Часть II. Теория рационального использования ресурсов


других переходных экономиках ведущими факторами снижения напряженности в
бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и вклю-
чение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавли-
вает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка,
особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной
экономике институциональных структур по управлению государственными рас-
ходами — бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и
обслуживание государственной задолженности.
Основные термины
Государственный долг
Внутренний долг
Внешний долг
Частный долг
Обслуживание государственного долга
Амортизация долга
Квазибюджетные (квазифискальные) операции
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета
;
Рефинансирование государственного долга
Кризис внешней задолженности '
Реструктуризация долга
Выкуп долга
Своп

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ