стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 37
Внутреннее и внешнее равновесие:
проблемы экономической политики

В открытой экономике серьезной проблемой макроэкономического регули-
рования является достижение внутреннего и внешнего равновесия. Ее решение
требует учета взаимного влияния как внутренних, так и внешних переменных (хотя
это деление условно). Проблема осложняется существованием обратного воздей-
ствия переменных друг на друга, а также тем, что единичное воздействие сопро-
вождается обычно целой цепочкой следствий, как непосредственных, так и про-
являющихся в долгосрочном периоде.
Внутреннее равновесие предполагает баланс спроса и предложения на уровне
полной занятости при отсутствии инфляции (или ее стабильно низком уровне). В
краткосрочном аспекте проблема внутреннего баланса решается прежде всего ме-
тодами регулирования совокупного спроса с помощью фискальной и денежной
политики. Внешнее равновесие связано с поддержанием нулевого сальдо платеж-
ного баланса в определенном режиме валютного курса. Иногда эту проблему под-
разделяют на две самостоятельные: достижение определенного состояния счета
текущих операций и поддержание заданного уровня валютных резервов. Меры
государственного регулирования остаются теми же: кредитно-денежная и бюджет-
но-налоговая политика, но иногда выделяют как самостоятельную политику об-
менного курса. Усложняется задача достижения внешнего баланса таким факто-
ром, как мобильность капитала, то есть интенсивность межстранового перелива
капитала в ответ на колебания внутренней ставки процента по отношению к ее
мировому уровню. Фактически поддержание внешнего и внутреннего равновесия
касается функционирования трех рынков: товарного, денежного и валютного.

Из предыдущих глав известно, каким образом кре-
Влияние кредитно-
дитно-денежная и бюджетно-налоговая политика
денежной и бюд-
влияют на внутреннее равновесие в краткосрочном
жетно-налоговой
периоде (см. гл. 28).
политики на пла-
Рассмотрим возможные последствия примене-
тежный баланс
ния этих же мер для внешнего баланса. На состоя-
ние платежного баланса фискальная политика воздействует по двум направлениям:
через уровень дохода и через ставку процента. Так, дополнительные государствен-
ные расходы через мультипликативный эффект приводят к росту дохода, что, в
свою очередь, расширяет спрос не только на отечественные, но и на импортные
товары. Рост импорта ухудшает торговый баланс. В то же время дополнительные
государственные расходы часто означают расширение государственного заимство-
вания на финансовых рынках, что вызывает рост процентной ставки. Более высо-
кая ставка привлекает капиталы из-за рубежа, улучшая баланс движения капитала
и в определенной степени нейтрализуя негативное влияние торгового баланса на
платежный баланс в целом. Итоговое воздействие фискальной политики на вне-
шний баланс в краткосрочном периоде во многом зависит от степени мобильнос-
ти капитала. Например, при высокой мобильности капитала рост ставки процента
может вызвать столь значительный приток иностранного капитала, что положи-
тельное сальдо по счету движения капитала перекроет дефицит торгового баланса
и платежный баланс будет иметь положительное сальдо. В случае низкой подвиж-
ности капитала притока капитала может не хватить для компенсации дефицита
торгового баланса и платежный баланс будет иметь отрицательное сальдо. Однако
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
388

в долгосрочном периоде займы из-за рубежа, привлеченные высокой процентной
ставкой, потребуют выплаты процентов и погашения долга, что вызовет отток ка-
питала из страны.
Кредитно-денежная политика воздействует на платежный баланс более оп-
ределенно. Рост предложения денег снижает ставку процента (при прочих рав-
ных), что также имеет два канала влияния на экономику. Дешевые деньги сти-
мулируют рост расходов, в том числе и на импорту (особенно с учетом возмож-
ного роста цен в связи с инфляцией спроса), что ухудшает торговый баланс.
Одновременно низкая процентная ставка приведет к оттоку капитала из стра-
ны, что ухудшит баланс движения капитала. Платежный баланс окажется в де-
фиците в связи с ухудшением двух своих составляющих — счета текущих опера-
ций и счета движения капитала. Однако в долгосрочном периоде капиталы за
рубежом начнут приносить доход, оказывая положительное влияние на платеж-
ный баланс.
В обоих случаях — как при расширительной фискальной, так и при расши-
рительной денежной политике — влияние через доход вызывает ухудшение пла-
тежного баланса, а влияние через процентную ставку может быть различным и во
многом связано со степенью мобильности капитала.

Как показали исследования, экономическая поли-
Модель внутренне-
тика, направленная на достижение только внутрен-
го и внешнего рав-
него равновесия (обычно через регулирование сово-
новесия в условиях
купного спроса), лишь в исключительных случаях
фиксированного
одновременно приводит и к внешнему равновесию.
обменного курса.
Аналогичная ситуация складывается при обособлен-
Правило распреде-
ном регулировании внешнего равновесия. Поэтому
ления ролей
задача одновременного достижения внешнего и
внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с боль-
шим трудом.
В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был вырабо-
тан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики:
для достижения двух независимых целей — внутреннего баланса (желательный
объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инф-
ляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю)
требуются по крайней мере два независимых инструмента экономической поли-
тики1 . Соответственно для достижения трех целей экономической политики дол-
жны быть использованы три инструмента и так далее.
В работах Р. Манделла было показано, что использование инструментов кре-
дитно-денежной и бюджетно-налоговой политики позволяет одновременно дос-
тичь двух целей — внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель
допускает международное передвижение капитала.
Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто
рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM
путем ^добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежно-
го баланса. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов — фикси-
рованного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала. Ма-
лая открытая экономика с совершенной мобильностью капитала может анализи-
роваться с помощью модели Манделла—Флеминга.

1
Идея этого принципаПринадлежит Я. Тинбергену.
Глава 37. Внутреннее и внешнее равновесие: 389
проблемы экономической политики

Подход к данной проблеме с точки
зрения конкретных практических реко-
мендаций для экономической политики
может быть и несколько иным (возмож-
но, более упрощенным по сравнению с
названными моделями).
Рассмотрим один из вариантов тако-
го подхода, который довольно часто ис-
пользуется для решения задачи одновре-
менного достижения внутреннего и
внешнего баланса в условиях, когда пра-
вительство поддерживает фиксирован-
ный валютный курс.
Рис. 37.1
Графическое представление данно-
го подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два ос-
новных инструмента политики, используемые для решения двух поставленных
задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень государственных расходов (G)1
и ставка процента (R).
На рисунке 37.1 кривая ВВ представляет собой набор сочетаний объемов го-
сударственных расходов (G) и значений ставки процента (R), соответствующих
поддержанию внешнего баланса, то есть ситуации, когда сальдо платежного ба-
ланса равно нулю (ВР = 0).
Положительный наклон кривой объясняется следующим образом. Пусть в
начальной точке Е достигнут внутренний и внешний баланс. Повышение государ-
ственных расходов (G) будет отражено движением вправо от точки Е, например,
до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение импорта,
что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рассматриваются лишь краткосроч-
ные последствия фискальной политики и не затрагивается влияние последующе-
го изменения валютных резервов на предложение денег). Теперь для устранения
возникшего дефицита платежного баланса (ВР < 0) правительство должно при-
нять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета
движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денеж-
ной политики: возросшая ставка процента привлечет в страну иностранный капи-
тал. Рост процентной ставки (движение из точки А в точку С на рис. 37.1) должен
быть достаточным для того, чтобы положительное сальдо счета движения капитала
компенсировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежно-
го баланса к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений G и R для
сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ.
Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ, отражают состояние дефи-
цита платежного баланса (ВР < 0). Сдвиг от кривой ВВ в этом направлении
соответствует расширительной фискальной (вправо вдоль оси G) или монетарной
(вниз вдоль оси if) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо
счета текущих операций при повышении государственных расходов, дохода и им-
порта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента.
Любая точка лев^е и выше кривой ВВ отражает состояние положительного саль-
до платежного баланса (ВР>0), возникающее вследствие жесткой фискальной и де-
нежной политики: сальдо капитального счета может быть положительным из-за вы-
сокой ставки процента (вверх от кривой ВВ вдоль оси R), счет текущих операций улуч-
шится при снижении G, уровня дохода и импорта (влево от кривой ВВ вдоль оси G).
1
Вместо G можно использовать сальдо госбюджета.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
390

Рассмотрим графическое представ-
ление внутреннего баланса (рис. 37.2), то
есть состояния полной занятости, потен-
циального объема выпуска и отсутствия
инфляции. Пусть в точке Е достигается
как внешнее, так и внутреннее равнове-
сие. Если правительство повысит расхо-
ды G, то доход, согласно кейнсианской
теории, будет расти с мультипликатив-
ным эффектом. Движение из точки Е в
точку А, отражающее этот рост, означает
перемещение из точки равновесия в зону
излишнего спроса, где повышенный до-
Рис. 37.2 ход (выше уровня, соответствующего
полной занятости) создает инфляцион-
ное давление. Теперь для восстановления внутреннего равновесия необходимо
уменьшить размер денежной массы, поднимая R, чтобы сократить спрос. На гра-
фике это представлено движением из точки А в точку D, где доход возвращается к
уровню при полной занятости ресурсов и восстанавливается внутреннее равнове-
сие.
Таким образом, набор сочетаний Gn R, поддерживающих внутреннее равно-
весие, дает нам кривую YYc положительным наклоном. Все точки справа и ниже
этой кривой находятся в зоне избыточного спроса (вследствие роста государствен-
ных расходов &[ или удешевления денег R\,). Точки слева и выше кривой YYна-
ходятся в зоне избыточного предложения (безработица), что объясняется сокра-
щением G (уменьшение спроса) и повышением R.
Крутизна кривой ВВ зависит от степени мобильности капитала: чем более
подвижен капитал, тем меньший рост R, вызывающий приток капитала, требуется
для финансирования дефицита счета текущих операций, то есть кривая ВВ будет
более пологой, и наоборот.
На практике оказывается, что даже при относительно низкой мобильности ка-
питала кривая ВВ не может быть круче кривой YY. Чтобы представить это, рассмот-
рим движение из точки Е к точке D, обусловленное фискальным расширением и
жесткой денежной политикой, рассчитанное таким образом, чтобы сохранить до-
ход на уровне полной занятости. Положение линии ВВ относительно кривой YY
можно определить, выяснив, является точка D точкой дефицита или же точкой из-
лишка платежного баланса. Поскольку уровень дохода в точке D остается тем же, что
и в точке Е(о6е точки расположены на кривой внутреннего равновесия), то импорт,
а следовательно, и торговый баланс не изменятся. Однако ставка процента в точке
D выше, чем в точке Е, следовательно, приток капитала в страну приведет, при про-
чих равных условиях, к положительному сальдо счета движения капитала и, соот-
ветственно, платежного баланса в целом. Значит, точка D находится в зоне положи-
тельного сальдо платежного баланса, то есть выше кривой ВВ. Это подтверждает
наше предположение о том, что кривая УГкруче кривой ВВ1.

1
При нулевой мобильности капитала, то есть при ее отсутствии, кривая ВВ имеет тот
же наклон, что и кривая YY. В этом случае монетарная и фискальная политика не являются
независимыми инструментами. Монетарная политика не имеет влияния на платежный ба-
ланс сверх того, что оказывает фискальная политика через рост дохода и импорта. В целом же
можно считать, что точка D обычно расположена выше точки С, поскольку на практике влия-
ние ставки процента на капитальный счет шире и глубже, чем на торговый баланс.
Глава 37. Внутреннее и внешнее равновесие: 391
проблемы экономической политики

Описанные способы достижения внутреннего и внешнего равновесия пока-
зывают, что определенное сочетание фискальной и монетарной политики позво-
ляет поддерживать как внутренний, так и внешний баланс. Дальнейшая задача
состоит в том, чтобы определить степень воздействия фискальной и монетарной
политики на внутренний и внешний баланс. Р. Манделл и М. Флеминг обнаружи-
ли, что кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают различ-
ное относительное воздействие на внутреннее и внешнее равновесие. Они показа-
ли, что при фиксированном обменном курсе монетарная политика имеет сравни-
тельное преимущество в регулировании платежного баланса, а фискальная — в
регулировании внутреннего равновесия (через воздействие на совокупный спрос),
то есть фактически имеется два инструмента политики для реализации двух
целей.
Действительно, в условиях фиксированного валютного курса логично пред-
положить, что монетарная политика в большей степени связана с проблемами
внешнего баланса. Как известно (см. гл. 27), в случае, когда Центральный Банк
связан в своих действиях необходимостью поддерживать определенный уровень
обменного курса, колебания денежной массы часто бывают вызваны именно ре-
шением этой задачи независимо от того, соответствуют ли эти колебания потреб-
ностям внутренней политики или нет.
Для простоты представим все коммерческие банки и Центральный Банк стра-
ны как единый банк, в котором сконцентрированы все иностранные активы и пас-
сивы, а денежное обращение представлено наличностью и депозитами. В пассиве
баланса такого гипотетического банка1 будут находиться все компоненты предло-
жения денег (обычно агрегат М2), а в активе — чистые иностранные активы бан-
ковской системы (активы минус пассивы, то есть фактически активы, которыми
мы располагаем после погашения требований к нам иностранцев) и чистые внут-
ренние активы (или чистый внутренний кредит правительству, фирмам, домаш-
ним хозяйствам). Чистые иностранные активы будут соответствовать валютным
резервам страны, которые меняются в зависимости от необходимости корректи-
ровки платежного баланса. Тогда из условия равенства активов и пассивов можно
записать: М = Res + DC, то есть предложение денег (обязательства банковской
системы) равно сумме валютных резервов (чистых иностранных активов) и внут-
реннего кредита банковской системы, а значит, предложение денег зависит как от
внутренних, так и от внешних факторов.
Изменение денежной массы можно представить как AM = ARes + ADC, где
ARes будет соответствовать дефициту или излишку платежного баланса. Необхо-
димость восстановления внешнего баланса и соответственно поддержания обмен-
ного курса потребует продажи или покупки иностранных активов, то есть сокра-
щения или увеличения резервов. Но, продавая резервы, Центральный Банк одно-

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>