<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

временно изымает из обращения часть денег, а покупая иностранные активы,
пополняет объем предложения денег. Таким образом, в условиях фиксированного
валютного курса М является эндогенной переменной, подверженной прежде все-
го влиянию возникающего дефицита или излишка платежного баланса (то есть
влиянию возникающих тенденций к снижению или повышению обменного кур-
са). В этом случае при составлении прогнозов развития экономики потребность в
деньгах определяется, исходя из плановых (целевых) показателей экономическо-
г
1
В публикуемых отчетах Центрального Банка этот гипотетический банк соответству-
ет так называемому денежному обзору, который представляет собой консолидированный
баланс банковской системы страны, исключающий межбанковские операции. Денежный
обзор показывает внутренние и внешние источники формирования фактического предло-
жения денег в экономике.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
392

го роста и инфляции, а предложение денег связывается с объемом чистых иност-
ранных активов и внутреннего кредита. Объем чистых иностранных активов уста-
навливается в соответствии с прогнозами состояния платежного баланса, а объем
внутреннего кредита определяется по остаточному принципу и распределяется
между правительством и частным сектором (для необходимой корректировки ве-
личины внутреннего кредита частному сектору используются все три известных
инструмента денежной политики). *
*
Центральный Банк может попытаться нейтрализовать влияние платежного
баланса на предложение денег в экономике путем стерилизации1 изменения ва-
лютных резервов. Например, при сокращении резервов (для ликвидации дефици-
та платежного баланса и предотвращения падения обменного курса) Централь-
ный Банк может расширить внутренние активы с помощью операций на откры-
том рынке или других инструментов денежной политики таким образом, что
величина денежной массы в экономике не изменится: М = iRes + DCT. Однако
возможности стерилизации ограничены. Если дефицит платежного баланса сохра-
няется длительное время, то снижение валютных резервов может привести к их
полному истощению. Страна вынуждена будет отказаться от фиксированного кур-
са или позволить денежной массе сокращаться, чтобы нейтрализовать тенденцию
обменного курса к понижению и остановить отток денег за рубеж. При устойчи-
вом положительном сальдо платежного баланса объем резервов может стать на-
столько большим, что внутренний кредит примет нулевое значение, что практи-
чески невозможно (банки должны будут не ссужать, а занимать деньги у небан-
ковского сектора).
Таким образом, даже стерилизация не защищает денежную массу от влия-
ния платежного баланса, что резко ограничивает возможности воздействия де-
нежной политики на внутренний баланс, оставляя его регулирование фискаль-
ной политике.
На графике относительные преимущества монетарной политики в регулиро-
вании внешнего баланса обнаруживаются следующим образом: требуется сравни-
тельно небольшое изменение ставки процента для перемещения внешнего равно-
весия из точки Е в точку С (рис. 37.2) и значительное изменение R для движения
внутреннего равновесия из точки Е в точку D при одинаковом изменении G. Ана-
логичные рассуждения можно провести и для сравнения изменения государствен-
ных расходов для восстановления внешнего и внутреннего равновесия при одина-
ковом изменении ставки процента. Фискальная политика будет оказывать более
сильное влияние на внутренний баланс. Если экономика находится в точке К, то
для восстановления внутреннего равновесия потребуется небольшое изменение G
(перемещение из точки А' в точку L, рис. 37.2), тогда как для восстановления внеш-
него равновесия потребуется значительное увеличение G ( движение из точки К в
точку Q.
Эффективность бюджетно-налоговой политики при фиксированном обменном
курсе прямо связана с мобильностью капитала. Рост государственных расходов
приводит к повышению ставки процента (занимая средства на фондовом рынке,
государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сектор),
что стимулирует приток капитала из-за рубежа. При высокой мобильности капи-
тала дефицит торгового баланса, связанный с ростом G, практически перекрыва-
ется положительным сальдо счета движения капитала и ЦБ для погашения возни-
кающей тенденции к росту обменного курса вынужден скупать иностранную ва-
люту и выбрасывать в обращение национальную, увеличивая таким образом
1
Напомним, что стерилизация проводится лишь при режиме фиксированного курса.
Глава 37. Внутреннее и внешнее равновесие: 393
проблемы экономической политики

предложение денег. Это создает наряду с ростом государственных расходов допол-
1
нительный стимул к расширению дохода . Таким образом, при фиксированном
курсе фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздейство-
вать на уровень дохода и соответственно на внутреннее равновесие, причем сте-
пень воздействия возрастает с увеличением мобильности капитала.
Каким образом в соответствии с представленной выше графической интер-
претацией внутреннего и внешнего равновесия можно, используя различные ин-
струменты экономической политики, достигать полного, то есть внутреннего и
внешнего равновесия в экономике?
На рис. 37.3 можно выделить четы-
ре сектора, характеризующиеся опреде-
ленным сочетанием состояний внешне-
го и внутреннего равновесия. Зона / с о -
ответствует дефициту платежного
баланса (ВР < 0) и избыточному спросу,
что сопровождается инфляцией ( п).
Зона // соответствует дефициту платеж-
ного баланса (ВР < 0) и избыточному
предложению, которое сопряжено с без-
работицей (и). Зона ///соответствует по-
ложительному сальдо платежного балан-
са (ВР>0) и избыточному предложению
(и). Наконец, зона IV указывает на по-
ис
ложительное сальдо платежного балан- Р - 37.3
са и избыточный спрос ( %). На основе
данного графика можно составить представление относительно правильного вы-
бора направлений и инструментов экономической политики в целях приближе-
ния к полному равновесию (точка Е).
Выберем точку Н, расположенную в секторе /, где наблюдается дефицит пла-
тежного баланса и высокая инфляция. Достижение общего равновесия в точку Стре-
бует как снижения государственных расходов (для преодоления инфляции), так и
роста ставки процента (для выравнивания платежного баланса). На графике это со-
ответствует движению влево—вверх от точки Н. Аналогичная проблема в ситуации,
когда состояние экономики соответствует точке А, может быть решена только ужес-
точением фискальной политики без изменения ставки процента, поскольку ее уро-
вень в точке А соответствует равновесному в точке Е. Если мы находимся в точке N,
денежное сжатие, приводящее к росту ставки процента, должно сопровождаться не-
которым фискальным расширением (точка N—левее точки Е). Сокращение денеж-
ной массы, повышая ставку процента, значительно улучшает платежный баланс,
способствуя притоку капитала. Однако это же денежное сжатие может привести к
снижению экономической активности в стране и росту безработицы, поэтому тре-
буется определенное фискальное расширение для восстановления занятости 2 .
1
Фактически эффект вытеснения внутренних частных инвестиций погашается притоком
иностранного капитала и увеличением предложения денег, что значительно усиливает поло-
жительное воздействие фискальной политики на доход и позволяет с ее помощью быстро вос-
станавливать внутреннееравновесие (движение из точки К в точку L на рис. 37.2).
2
Напомним, что при описании ситуаций, представленных точками А, Н, N, указывает-
ся прежде всего то направление влияния монетарной или фискальной политики, которое
является относительно более сильным: например, влияние /?на ВР и G на Y, хотя «за кад-
ром» подразумевается, что как монетарная, так и фискальная политика влияют на обе сто-
роны равновесия — внутреннюю и внешнюю (и на ВР, и на У).
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
394

В зонах / и /// необходимые направления изменения фискальной и денеж-
ной политики зависят от относительной величины внутреннего и внешнего дис-
баланса. В зонах //и ГУ можно совершенно определенно указать направления из-
менения обоих инструментов политики (G и R) для достижения равновесия в точ-
ке Е. В зоне /У дефицит платежного баланса и безработица всегда требуют
фискального расширения в сочетании с жесткой монетарной политикой. Рост
ставки процента, хотя и препятствует установлению полной занятости, но прино-
сит меньше вреда, чем пользы, компенсируя Дефицит платежного баланса через
приток капитала. Уровень R, как и(?,в зоне //всегда ниже необходимого для рав-
новесия в точке Е. Аналогичные рассуждения справедливы и для зоны IV.
Примером использования фискальной и денежной политики как независи-
мых инструментов для достижения общего равновесия в условиях фиксированно-
го обменного курса служит ситуация в США в конце 50-х — начале 60-х годов.
Она соответствовала условиям зоны //: сочетание дефицита ВР и безработицы,
Основываясь на изложенных выше теоретических соображениях, некоторые эко-
номисты настойчиво предлагали ослабить фискальную и ужесточить денежную
политику. Администрация Кеннеди для преодоления депрессии снизила налоги и
делала попытки поднять краткосрочную ставку процента, чтобы привлечь иност-
ранный капитал и компенсировать дефицит платежного баланса. Но в большин-
стве случаев с 50-х и до начала 80-х годов фискальная и монетарная политика в
США двигались в одном направлении.
Рассмотренная модель показывает, что международное движение капитала в
ответ на отклонение внутренней ставки процента от ее мирового уровня позволя-
ет странам достигать общего равновесия, не меняя обменного курса. Чем выше
мобильность капитала, тем меньшее изменение ставки процента требуется для
выравнивания платежного баланса. В случае абсолютной мобильности капитала R
устанавливается на уровне мировой ставки процента и кривая внешнего равнове-
сия В В становится горизонтальной. Денежная политика в этом случае может вли-
ять на внешний баланс, не меняя существенно значения R (реакция потоков ка-
питала на изменение R становится практически мгновенной). В то же время изме-
нения денежной массы не оказывают никакого воздействия на внутренний баланс,
так как потоки капитала не позволяют процентной ставке измениться сколько-
нибудь существенно, а задача поддержания фиксированного обменного курса пол-
ностью определяет движение денежной массы в экономике1.
Правительствам часто приходится сталкиваться с множеством задач, кото-
рые оно вынуждено решать путем децентрализации полномочий и закреплением
ответственности за достижение определенных целей за разными органами. Неред-
ко работу приходится вести и на стыке нескольких областей, что может привести
к столкновению интересов различных органов управления. Однако бывает полез-
но рассмотреть в чистом (упрощенном) виде случай распределения полномочий и
1
Например, рост денежной массы понизит R, что тут же вызовет отток капитала и уг-
розу снижения обменного курса. Если Центральный Банк сохраняет фиксированный курс,
он вынужден будет допустить отток капитала, продавать валютные резервы и скупать соб-
ственную валюту для поддержания ее курса, то есть фактически снижать денежную массу
в обращении. Это снижение будет продолжаться до возвращения /?к исходному значению
и прекращения оттока капитала. Если Центральный Банк попытается удержать и валютный
курс, и новую величину денежной массы, то есть проведет стерилизацию, он вскоре исчер-
пает запас валютных резервов. Если же он решит поддерживать только валютный курс, то
вынужден будет отказаться от намеченной величины денежной массы (исходного ее роста
как цели внутренней денежной политики), допуская оттток капитала, сокращение резер-
вов и снижение предложения денег.
Глава 37. Внутреннее и внешнее равновесие: 395
проблемы экономической политики

его результаты с точки зрения достижения общего (внутреннего и внешнего) рав-
новесия.
Предположим, что имеются 2 органа: Центральный Банк (ЦБ) и Министер-
ство финансов (МФ), которые располагают собственными инструментами соот-
ветственно денежной (R, №) и бюджетно-налоговой (G, Т) политики. Данный ана-
лиз призван показать, что общее равновесие в точке Е может быть достигнуто,
если органы действуют относительно независимо, без прямой координации'. Су-
щественным является лишь точное определение обязанностей каждого органа.
Пусть распределение полномочий произошло таким образом (в соответствии с
выводами Р. Манделла и М. Флеминга), что Центральному Банку поручено было
обеспечить внешнее равновесие (ВР = 0), причем используется правило: ставка про-
цента снижается при положительном сальдо платежного баланса (ВР > 0) и повы-
шается при его дефиците (ВР < 0). Министерству финансов, отвечающему за бюд-
жетно-налоговую политику, поручается обеспечение внутреннего равновесия в со-
ответствии со следующими инструкциями: увеличивать государственные расходы
(G) в условиях безработицы и снижать их в период инфляционного давления.
Исходное состояние экономики в точке А (рис. 37.4) характеризуется дефи-
цитом ВР и инфляцией. ЦБ начинает действовать, повышая R для достижения
внешнего равновесия в точке С. Эти действия смягчают и инфляционное давле-
ние в экономике, но не устраняют его полностью. Подключаясь к решению про-
блемы внутреннего баланса, МФ воздействует на инфляцию сокращением госу-
дарственных расходов, продвигая экономику к точке F. ЦБ, обнаруживая вновь
возникающий внешний дисбаланс, но только теперь в виде положительного саль-
до ВР, решает несколько отступить от прежнего курса, снизив процентную ставку
и перемещая экономику в точку /. Инициированное этими действиями некоторое
оживление инфляции привлекает влияние МФ, которое решает продолжить со-
кращение государственных расходов (движение влево от точки 7). Дальнейшие са-
мостоятельные действия двух органов, очевидно, приведут экономику к точке Е,
где достигается внутреннее и внешнее равновесие одновременно.
Можно убедиться, что иное распределение полномочий приведет лишь к не-
гативному результату. Пусть ЦБ поручен контроль за внутренним балансом, а
МФ — за внешним. Исходя из ситуации в точке А (рис. 37.5), ЦБ в целях преодо-




G
Рис. 37*4 Рис. 37.5

1
Независимость в данном случае означает, что органы управления реагируют на со-
стояние экономики, а не на действия другого органа.
396 Часть II. Теория рационального использования ресурсов


ления инфляции и восстановления внутреннего равновесия поднимает ставку про-
цента до уровня точки В. МФ, обнаружив положительное сальдо ВР, попытается
нейтрализовать его увеличением G, что должно привести к росту дохода, импорта
и дефицита торгового баланса (движение вправо из толчки В до точки С на кривой
ВВ). Однако новая точка внешнего равновесия (точка Q окажется правее точки Д
то есть экономика удаляется от состояния общего равновесия (точка Е). Вновь
возникает инфляция, и ЦБ вынужден ужесточить денежную политику, повышая К
(вверх от точки С), что еще больше усложнит ситуацию. Экономика движется по
зоне IV, удаляясь от точки равновесия ?. Амплитуда колебаний инфляции и дефи-
цита ВР с каждым разом увеличивается.
Таким образом, ошибочное распределение полномочий между органами уп-
равления лишь удаляет экономику от искомого состояния равновесия. Верное рас-
пределение ролей должно основываться на уже упоминавшемся правиле сравни-
тельного преимущества: каждая задача должна ставиться перед тем органом, ин-
струменты которого имеют относительно большее влияние на ее решение.
Рассмотренная модель показывает, что сравнительное преимущество денежной
политики при фиксированном валютном курсе связано с поддержанием внешне-
го баланса, а фискальной — с поддержанием внутреннего равновесия. Это прави-
ло называют принципом классификации эффективного рынка Манделла.

Экономическая В условиях плавающего обменного курса денежная
политика в услови- и бюджетно-налоговая политика имеют совершен-
ях плавающего но иные результаты по сравнению с ситуацией при
обменного курса фиксированном курсе. Теперь правильное решение
проблемы распределения ролей имеет обратное вы-
ражение: бюджетно-налоговая политика приобретает большую значимость для
торгового, а значит, и платежного баланса по сравнению с денежной политикой и
именно ею следует пользоваться для достижения внешнего баланса; внутренний
баланс становится предметом регулирования для денежной политики.
Если при фиксированном курсе внутренняя денежная политика была «связа-
на» необходимостью поддерживать обменный курс, то теперь она освобождается
от этой задачи и может более эффективно использоваться для решения внутрен-
них Проблем.
Так, расширение предложения денег снижает процентные ставки и ведет к
росту расходов. Как известно, увеличение расходов стимулирует рост импорта и
ухудшает торговый баланс. Дефициту платежного баланса способствует и отток
капитала вследствие снижения процентной ставки. Но при гибком курсе дефицит
не будет сохраняться. Рост импорта и отток капитала увеличивают спрос на инос-
транную валюту, а национальная валюта обесценивается. Это обесценение усили-
вает конкурентоспособность наших экспортеров, что ведет к улучшению торгово-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>