<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

го баланса. Рост экспорта означает рост спроса на продукцию нашей страны, что
еще более усиливает экономический подъем, вызванный первоначальным увели-
чением денежной массы.
Таким образом, денежная политика оказывает значительное влияние на внут-
ренний доход как непосредственно через рост предложения денег, так и опосредо-
ванно — через снижение обменного курса и увеличение экспорта. Подвижность
капитала имеет значение постольку, поскольку сказывается на величине оттока
капитала, а следовательно, на степени обесценения национальной валюты. Одна-
ко, вспоминая о сложном передаточном механизме денежной политики, можно
предположить, что ее положительное воздействие на объем выпуска будет опосре-
довано в большей степени внешним миром, нежели внутренними стимулами рас-
Глава 37. Внутреннее и внешнее равновесие: 397
проблемы экономической политики

ширения производства (снижением ставки процента), то есть рост спроса на оте-
чественную продукцию в значительной мере будет происходить за счет увеличе-
ния спроса на наш экспорт на фоне оттока капитала из страны и обесценения ва-
люты. Поэтому в целом положительное воздействие денежной политики на внут-
ренний баланс будет довольно специфическим.
Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики при плавающем ва-
лютном курсе оказывается более сложной. Рост государственных расходов, как
известно, воздействует на внутреннее и внешнее равновесие по двум направлени-
ям: через доход и через ставку процента. Рост дохода (через эффект мультиплика-
тора) увеличивает импорт, ухудшает торговый баланс и понижает курс националь-
ной валюты. Тот же рост государственных расходов означает, что правительство
увеличивает заимствования, что ведет к повышению процентных ставок. Более
высокие ставки стимулируют приток капитала из-за рубежа, что повышает курс
национальной валюты и улучшает счет движения капитала. Итоговый результат
будет зависеть от степени мобильности капитала.
При низкой мобильности капитала будет преобладать первый канал влияния
бюджетной экспансии — через доход. Незначительный приток капитала не смо-
жет компенсировать дефицит торгового баланса, а значит, и падение валютного
курса. Удешевление национальной валюты создаст благоприятные условия для
роста экспорта, что позволит ликвидировать дефицит платежного баланса. Рост
экспорта дополнит положительное влияние бюджетного расширения на объем
внутреннего производства.
Однако по мере увеличения подвижности капитала влияние капитального
счета на платежный баланс и валютный курс будет нарастать. При высокой под-
вижности капитала вызванная его притоком тенденция к повышению курса валю-
ты будет преобладать. Это приведет к снижению экспорта и еще большему дефи-
циту торгового баланса. Значительный приток капитала позволит компенсировать
этот дефицит и уравновесит платежный баланс в целом. Но итоговое воздействие
бюджетной экспансии на ВВП окажется практически нулевым вследствие мощ-
ного эффекта вытеснения: частных инвестиций через повышенную ставку про-
цента и экспорта через рост обменного курса1.
Таким образом, в отличие от однозначно положительного воздействия на
внутренний доход денежной политики, бюджетно-налоговая оказывается эффек-
тивной лишь при малой подвижности капитала, что подтверждает наше предпо-
ложение об ином распределении ролей при проведении экономической политики
в условиях плавающего курса.
Подводя итог, мы можем оценить относительную эффективность денежной и
бюджетно-налоговой политики в плане их воздействия на объем ВВП при одно-
временном сохранении внешнего баланса. Как известно, при фиксированном кур-
се внутренняя монетарная политика оказывается практически «парализованной»
и эффект может дать лишь бюджетно-налоговая, причем тем больший, чем выше
мобильность капитала 2 . При плавающем курсе на внутренний объем производ-
1
Напомним, что в данной главе, если иное специально не оговорено, рассматривают-
ся краткосрочные последствия экономической политики.
2
Заметим, что неэффективность той или иной политики может иметь и положитель-
ный момент: неэффективность внутренней денежной политики при фиксированном курсе
означает также и «неэффективность», то есть незначительное влияние на экономику, не-
гативных денежных шоков, которые в этом случае автоматически погашаются. Аналогич-
но, неэффективность фискальной политики в отношении ВВП при плавающем курсе и вы-
сокой мобильности капитала означает, что экономика в этих условиях легче справится с
негативными реальными шоками, например, инвестиционными.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
398

ства несомненно положительно влияет денежная политика вне зависимости от мо-
бильности капитала, тогда как последствия бюджетной политики могут быть нео-
днозначными.

Практическое Представленная в данной главе стандартная модель
применение модели внутреннего и внешнего равновесия, основанная на
внутреннего принципе «распределения ролей», с небольшими
и внешнего баланса модификациями использовалась многими странами,
проводившими стабилизационную политику и
структурную перестройку с помощью займов МВФ.
При отсутствии законченной количественной модели экономики страны, с
помощью которой можно было бы определить значение всех инструментов эко-
номической политики для обеспечения любого возможного комплекса целей, эко-
номическую политику обычно проводят поэтапно, увязывая отдельные инстру-
менты с конкретными целями. Стандартная модель внутреннего и внешнего ба-
ланса может содержать, например, 3 цели и 3 инструмента (как и делалось в
программах МВФ). Согласно такой модели бюджетно-налоговая политика увязы-
вается с внутренним балансом, реальный валютный курс — со счетом текущих
операций, а денежная политика — с объемом резервов иностранной валюты. В
отличие от представленной выше модели в данном случае цель — «внешний ба-
ланс» делится на две составляющие — счет текущих операций и уровень валютных
резервов. При этом используются три правила:
1) если инфляция слишком высока, следует уменьшить бюджетный дефицит
(первичный дефицит);
2) если велик дефицит счета текущих операций, необходимо понижение ре-
ального обменного курса;
3) если резервы иностранной валюты слишком малы или сокращаются слиш-
ком быстро, следует ужесточить денежную политику.
Такая увязка целей и инструментов берется в виде основы (исходя из сравни-
тельных преимуществ той или иной политики в достижении определенных целей
в конкретных условиях), хотя, разумеется, каждый инструмент экономической
политики будет в той или иной степени затрагивать все цели.
Во многих случаях внутренний баланс оценивается уровнем инфляции в стра-
не в связи с остротой этой проблемы в период перестройки экономики. В этих
условиях ужесточение бюджетной политики является одним из центральных мо-
ментов программ макроэкономической корректировки для многих стран. Эта же
мера требуется и для сокращения задолженности до устойчивого уровня. Под уже-
сточением фискальной политики понимается обычно сокращение внутреннего
спроса или снижение инфляционного налога в финансировании дефицита.
Если при существующих валютных курсах бюджетная и денежная политика,
обеспечивающие внутренний и внешний баланс, допускают большой дефицит
счета текущих операций, то для решения этой проблемы требуется снижение ре-
ального валютного курса. Этого можно добиться с помощью номинальной деваль-
вации и последующего ужесточения бюджетной политики с целью ослабления
инфляционных последствий. Это позволит превратить номинальную девальвацию
в реальную. Если же в краткосрочном периоде номинальная девальвация дестаби-
лизирует счет движения капитала, то возникает необходимость во временном уже-
сточении денежной политики для поддержания внешнего баланса.
Внутренняя непротиворечивость используемой макроэкономической модели
внутреннего и внешнего баланса обычно проверяется с помощью расчета показа-
теля динамики доли долга в ВВП (или, как говорят, с помощью анализа устойчиво-
Глава 37. Внутреннее и внешнее равновесие: 399
проблемы экономической политики

сти задолженности). Используется следующее уравнение динамики внутренней
задолженности:
Д X = Х(г — п) + р — s,
где X — отношение долга к ВВП;
г — реальная ставка процента,
п — темп прироста реального ВВП,
р — первичный дефицит как доля ВВП,
s — отношение эмиссионного дохода к ВВП1.
Эмиссионный доход включает как инфляционный налог, так и реальный рост
спроса на деньги по мере роста экономики страны.
Проверка осуществляется таким образом. Эмиссионный доход (прирост де-
нежной массы) определяется исходя из планируемых темпов экономического ро-
ста, целевого показателя инфляции и оценочного значения скорости обращения
денег (с помощью известной формулы MV= PY). Процентная ставка определяется
с учетом потребностей внешнего баланса: она должна быть достаточно высокой,
чтобы предотвратить отток капитала из страны (если нет других форм государ-
ственного контроля за движением капитала). Темпы роста задолженности, соот-
ветствующие целевому показателю процентной ставки, вычисляют исходя из тем-
пов роста благосостояния соответствующих кредитующих слоев населения (поку-
пающих долговые обязательства). Допустимые темпы роста показателя доли долга
в ВВП принимаются равными нулю (АХ = 0). Отсюда получаем величину первич-
ного дефицита, совместимого с внутренним балансом. Эту проверку можно также
рассматривать как проверку устойчивости траектории задолженности, если извес-
тен первичный дефицит. Таким образом, инструменты экономической политики,
направленной на поддержание внутреннего и внешнего равновесия, а в данном
случае на реализацию трех поставленных целей, должны одновременно обес-
печивать устойчивость динамики задолженности страны — как внутренней, так
и внешней.

Анализируя модель внутреннего и внешнего равно-
Факторы, осложня-
весия, мы абстрагировались от множества реальных
ющие проведение
процессов, осложняющих эффективную разработку
эффективной
и проведение экономической политики.
экономической
Во-первых, имеются значительные временные
политики
лаги в проведении тех или иных мероприятий эко-
номической политики (разрыв во времени между изменением инструмента поли-
тики и реакцией экономики), например, изменение ставки процента и корректи-
ровка домашними хозяйствами и фирмами своих планов относительно потреби-
тельских и инвестиционных расходов. Однако это не самая сложная проблема
политики: лаги можно учесть, сдвигая во времени проведение определенных ме-
роприятий для получения результатов в нужное время.


'Данное уравнение аналогично приведенному в гл. 36 «Бюджетный дефицит и управ-
ление государственным долгом». Модификация состоит лишь в замене первичного излиш-
ка первичным дефицитом и учете эмиссионного дохода. Такая форма уравнения часто ис-
пользуется в прикладных аналитических материалах МВФ, касающихся оценки программ
корректировки экономической политики в разных странах. Для оценки динамики внешней
задолженности в краткосрочном периоде часто используется показатель доли внешнего
долга в объеме экспорта. Изменение этого показателя связано с мировой процентной став-
кой, динамикой обменного курса и экспорта.


,» «!
,•'
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
400

Вторая трудность связана с фактором неопределенности. Можно выделить три
вида неопределенности:
1) неопределенность текущего положения экономики относительно: а) уров-
ня выпуска, соответствующего полной занятости, и б) желательного состояния
торгового баланса;
2) неопределенность относительно будущих* шоков, таких как изменение
спроса на деньги, уровня расходов частного сектора и др.;
3) неопределенность по поводу правильности «самой модели (верного значе-
ния таких параметров, как предельная склонность к сбережению, к импортирова-
нию, наклон кривых и т.д.).
Неопределенность любого вида может привести к серьезным ошибкам в по-
литике. Так, оценка состояния экономики США в 70-е годы как далекого от пол-
ной занятости способствовала принятию решения о необходимости расширитель-
ной фискальной и денежной политики, что привело к резкому подъему инфля-
ции. Неудаче такой политики способствовал также непредвиденный спад спроса
на деньги, в связи с чем запланированный темп роста денежной массы вылился в
неожиданно высокий спрос на товары и услуги, породивший инфляцию.
Третьей проблемой для политиков является такой сложный и плохо поддаю-
щийся оценке фактор, как ожидания, особенно инфляционные. Как известно,
проблема ожиданий существенно осложняет дилемму инфляция—безработица,
В целом же фактор ожиданий для некоторых политиков служит основанием для
снижения частоты корректировок мер экономической политики в ответ на изме-
нения в экономике вплоть до полного отказа от дискреционной политики.
Наконец, существует и четвертая проблема. Даже если политики и экономи-
сты четко предсказывают, какие действия необходимо предпринять для достиже-
ния поставленных целей, могут возникнуть серьезные политические ограничения.
Экономическая логика часто уступает место политическим лозунгам, ссылкам на
исторические прецеденты, бюрократическим препятствиям, личным интересам
государственных деятелей и т.д. «Политическая» составляющая особенно усили-
вается в периоды трансформации экономических систем. Однако даже при нали-
чии единства в определении целей возникает масса разногласий по поводу конк-
ретных путей их достижения. Поэтому теоретические выводы на основе построе-
ния абстрактных моделей могут помочь эффективному осуществлению
экономической политики лишь при учете всех названных сложностей и внешних
воздействий на экономическую систему.
Основные термины
Внутренний баланс (внутреннее равновесие)
Внешний баланс (внешнее равновесие)
Правило распределения ролей
Модель внутреннего и внешнего равновесия
Сравнительные преимущества отдельных видов экономической политики
в регулировании внутреннего и внешнего баланса
Стерилизация изменения валютных резервов
Динамика доли долга в ВВП
Временные лаги
Фактор неопределенности
Ожидания
Политические ограничения

<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ