<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 39. Содержание переходной экономики 421


данные разновидности переходных экономик однотипны. Однако и здесь имеют-
ся серьезные различия.
Современная переходная экономика России — это переход от «чистой» эко-
номической системы к смешанной. Теоретически и практически это очень важно.
Прежняя, социалистическая экономическая система, в отличие от предреволю-
ционной России 1917 г., имела только социалистические огосударствленные от-
ношения. Негосударственные формы собственности (колхозно- кооперативная,
личная) по сути были огосударствлены. Это проявлялось в регулировании госу-
дарством воспроизводства во всех типах и формах хозяйств. Перед современной
переходной экономикой стоит практическая задача — восстановить присущее лю-
бой экономике реальное многообразие форм собственности.
Еще одна особенность современной переходной экономики по сравнению с
прежней экономикой состоит в различном решении социальных задач. Прежняя
экономическая система отличалась всеобщей системой гарантий. Этого фактора
не было в истории предреволюционной России XIX — начала XX вв. Огосударств-
ленный социализм, создав систему гарантий, обусловил трудность исходного пун-
кта переходной экономики и сложность восприятия радикальных мер, осуществ-
ляемых в ее пределах.
Таким образом, по внешней форме переходная экономика, с одной стороны,
как бы возвращается к многообразию и сложности экономической структуры об-
щества, а с другой стороны, отказывается от форм социально гарантированного
общества. Это противоречие переходной экономики дополняется другими труд-
ностями и противоречиями перехода.
Во-первых, преобразование экономики России, как и других государств, воз-
никших на территории бывшего СССР, осуществлялось в условиях разрушения
Советского Союза как единого государства. Это имеет серьезные экономические
и другие последствия. В силу разрыва исторически сложившихся народнохозяй-
ственных связей уменьшаются возможности мобилизации источников расширен-
ного воспроизводства за счет координации деятельности, требуется значительное
время для взаимного экономического сотрудничества.
Во-вторых, следует иметь в виду геополитический характер современной пе-
реходной экономики. Он затрагивает не только отношения между новыми госу-
дарствами, но и ведет к изменению расстановки сил в мире между различными
государствами и центрами силы. Происходит формирование новых международ-
ных связей и отношений, новых центров влияния в мире, что непосредственно
сказывается на формировании национальной модели экономики.
Таким образом, современная переходная экономика России, представляя
собой переход от одной социально-экономической системы к другой, вместе с
тем значительно отличается от всех исторических разновидностей переходных
экономик.

Содержание переходной экономики и особенности
Основные черты
национальной модели экономики в значительной
и противоречия
мере определяются содержанием прежней экономи-
прежней
ческой системы и исходными условиями преобра-
экономической,
зований. В СССР и других бывших социалистичес-
системы
ких странах была создана целостная система эконо-
мических отношений, которая явилась попыткой воплощения в жизнь
теоретической модели социалистического общества, разработанной К. Марксом,
Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Социалистическая идея как идея поиска более
справедливого общественного устройства насчитывает многовековую историю.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
422

Она получила развитие в трудах многих ученых и общественных деятелей, п е -рд
ставлена различными вариантами концепций.
Модель коммунистического общества классиков марксизма, в качестве о- д
ного из вариантов социалистической модели, опиралась на несколько методоло-
гических позиций: исторический материализм, теорию общественно-экономичес-
кой формации, безусловный примат общественного подхода к явлениям и п о р-
цессам в обществе. В модели экономической системы марксизма особое значение
имели следующие исходные положения.
Во-первых, социалистическое общество как первая фаза коммунистического
строя — это общество на базе общественной собственности на орудия и средства
производства.
Во-вторых, социализм — это планомерно организованное общество, где ф р ;
о- •
мой связи между субъектами экономики является планомерность. Товарные отмй
шения по мере развития коммунистического общества должны отмереть. ;
В-третьих, основным принципом распределения благ в будущем обществ!.
является распределение по труду в первой фазе, при социализме, и распределение!
по потребностям — в высшей фазе, при коммунизме. '
В-четвертых, целью социализма является достижение полного благосостон
ния и всестороннего развития личности. Позднее это положение было сформули-
ровано как основной закон социализма.
Теоретическое обоснование социалистической экономической системы и- с
ходило из того, что в ходе социалистических преобразований формируется непос-
редственно-общественное производство, которое, создав мощные производитель-
ные силы, достигает высших целей системы без рыночных отношений на о н в 1
с ое
планомерной организации. |
Реальное воплощение в жизнь данной экономической модели столкнулосьс!
рядом серьезных неразрешимых противоречий.
Развитие новой системы форм собственности в виде государственной (обще-
народной), колхозно-кооперативной и личной при полной ликвидации частной?
разорвало связь собственности и хозяина в силу внутренней организации само^
общественной собственности. Государственные предприятия в условиях центра};
лизованной системы фактически были лишены возможности самостоятельно ве-
сти предпринимательскую деятельность, а реальное присвоение благ централизо-
ванно регламентировалось. Колхозно-кооперативная собственность также б л ы]
фактически огосударствлена и поставлена в рамки выполнения централизован-
ных заданий и, следовательно, не могла реализовать потенциала кооперативно!
формы. Собственность в глазах трудящихся-производителей становилась всебо-1
лее «ничейной», не имеющей хозяина. ]
Создание плановой системы на первых этапах социализма позволило сконцен-1
трировать ресурсы, быстро накопить экономический потенциал государства, о у е
сщ-
ствить индустриализацию, обеспечить развитие новых территорий. Однако уже!
60-е годы остро обозначились противоречия между стремлением к планированию
из единого центра и сложностью задач научно-технической революции. Неудачные
попытки развить хозрасчет, осуществить экономическую реформу в 1965 г., перейти
к нормативным методам управления в 1979 г. показали, что всеобщая централиза-
ция и огосударствление, несмотря на изменение их формы, неэффективны и в т -су
пают в постоянное острое противоречие с инициативой производителей.
Сложными противоречиями были отмечены и попытки создать общество в е с-
общего благосостояния и справедливого распределения благ. В Советском С юе оз
была впервые введена система всеобщих гарантий в виде бесплатного образова-
ния и здравоохранения, пенсионного обеспечения и ряда других социальных б а лг
Глава 39. Содержание переходной экономики 423

для населения (например, низкие тарифы на транспорт). Однако эта система не
была подкреплена ответственностью граждан за свое благосостояние. Система же
распределения по труду в силу огосударствления не создавала стимулов для этого,
так как был ограничен не только объем фонда заработной платы, но и строго рег-
ламентированы ее уровень и структура. Была разорвана связь между вознагражде-
нием и благами, получаемыми гражданами. В результате в обществе сформирова-
лось иждивенчество как тип поведения и экономический феномен. Предъявление
гражданами завышенных по сравнению с ростом эффективности запросов к госу-
дарству стало правилом, что все больше расшатывало устои строя.
Таким образом, экономическая система реального социализма уже в 1970—
1980-х годах обнаружила свои основные проблемы:
• огосударствление как всеобщее свойство системы, осуществляемое через
совокупность форм и методов централизованной регламентации деятель-
ности граждан, предприятий, отраслей, всего народного хозяйства;
• отсутствие реальной системы товарных отношений, что является следстви-
ем первого свойства. Свидетельство этого — отсутствие рынка труда, фор-
мальное действие основных категорий рынка, банковской системы и т. д.;
• иждивенчество как свойство системы, когда целый слой предприятий и
граждан обеспечивали свое благополучие за счет других, путем перерас-
пределения прибыли от хорошо работающих к плохо работающим или на-
ходящимся в худших условиях предприятиям и работникам;
• дефицитность как постоянное свойство системы, которая сопровождает-
ся тремя тенденциями: ориентацией предприятий на экстенсивный вало-
вый рост производства, нехваткой в результате этого природных, матери-
альных, трудовых и финансовых ресурсов и сопутствующим этому накоп-
лением сверхнормативных запасов. Образовался порочный круг:
постоянный и ненасыщаемый спрос заставляет наращивать количество
выпускаемой продукции, а трудности материально-технического снабже-
ния, лимитирование и фондирование материальных ресурсов вынуждают
предприятия запасать «впрок» сырье, материалы, комплектующие изде-
лия, формировать «резерв» рабочей силы, что усиливает существующий
дефицит;
• бюрократически-номенклатурная система управления. В условиях, когда
господствуют отношения государственного патернализма, когда централь-
ное руководство берет на себя ответственность за экономическое положе-
ние всех предприятий, отраслей, регионов и т. д., одновременно оставляя
за собой право использования по своему усмотрению различных админи-
стративных инструментов, складывается большой и влиятельный аппарат
многоступенчатого управления экономикой, который растет и укрепляет-
ся по своим собственным законам. Соединяясь с номенклатурными прин-
ципами в подборе кадров, этот аппарат во все большей мере отрывался от
реальных потребностей совершенствования производства, все более пе-
рерождался;
• закрытость экономики, которая характеризовалась не только централизо-
ванной системой принятия внешнеэкономических решений, но и особы-
ми стандартами во всех областях (производство, экономика, учет, статис-
тика и т. д.) по сравнению со странами Запада.
Таким образом, указанное позволяет сделать вывод о том, что, по сути, в на-
шей стране была построена экономика огосударствленнного социализма. Это осо-
бый тип экономики, который имел качественные отличия от прежних систем, в
том числе и капиталистической.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
424

Сложившуюся в СССР и других государствах экономическую систему часто
определяют как административную, административно-командную или авторитар-
но-бюрократическую. Общим недостатком данных определений является обраще-
ние к форме управления или к одному из существенных ее свойств — бюрократи-
зации управления. В тени же остается главное — характеристика экономической
структуры общества. ч
Неизбежность огосударствления прежней экономической системы была пре-
допределена рядом обстоятельств. Теоретически это было связано с упрощенным
пониманием социализации экономики, абсолютизацией возможностей ее планирова-
ния, преувеличением потенциала коллективных форм ведения хозяйства и т. д. Исто-
рически огосударствленная экономика питалась особенностями, воспринятыми от цар-
ской России, где не было развитой традиции частнокапиталистической собственности
и были сильны общинные связи. Развитие государственного социализма стимулирова-
лось и условиями внешнего противостояния СССР и окружающего мира.
Становление новой экономической системы в России, таким образом, про-
исходит на фоне сложного исторического наследия — особого типа экономичес-
ких, социальных и политических отношений, созданного в условиях огосударств-
ленного социализма. Этот тип отношений значительно модифицировал социо-
культурные традиции России, что нельзя не учитывать при выработке мер
экономической и социальной политики.

- Начальные условия Особенности переходной экономики, ее противоре-
преобразований чия и длительность во многом определяются имев-
шимися к началу преобразований условиями и
предпосылками.
Длительное накопление противоречий неизбежно нашло выражение в устой-
чивой тенденции к падению эффективности производства в странах социализма в
70—80-е годы. Свидетельством этого может служить неблагоприятная динамика
основных макроэкономических показателей в СССР (см. табл. 39.1).

Таблица 39.1

Среднегодовые социально-экономические показатели СССР
(прирост в процентах)


1971 — 1990 г.
1976— 1986-
1981 —
1990 гг. к 1989 г.
1975 гг. 1980 гг. 1985 гг.
Валовой национальный продукт 2,4
4,8 3,7 -2,3
6,3
Валовой общественный продукт 3,3 -2,0
5,6 4,2 1,8
Произведенный национальный доход 3,2
5,7 4,3 -4,0
1,3
Производственные основные фонды
всех отраслей народного хозяйства 6,4 4,0
8,6 7,4 4,8
Продукция промышленности 7,4 4,4 3,6 2,5 -1,2
Продукция сельского хозяйства 2,5 -2,9
1,7 1,0 1,9
Капитальные вложения 6,7 3,7 6,1
3,7 0,6
Производительность общественного труда 4,5 3,3 2,7 -3,0
1,5
Реальные доходы населения 4,4 1,5 -1
3,4 2,1
Денежные доходы населения 5,2 4,2 9,2 16,2
5,0




1
^^»r-tfifm?»vm4'^*^^
f
Глава 39. Содержание переходной экономики 425

Как видно из таблицы 39.1, к середине 80-х годов со всей очевидностью об-
наружилось, что экономическая система исчерпала потенциал своего роста и по-
степенно входила в кризис, выразившийся в 1990 г. в ухудшении всех важнейших
показателей. Попытки ускорения социально-экономического развития в 1985—
1990 гг. путем внешних займов и увеличения капиталовложений усугубили нега-
тивные тенденции снижения эффективности. В силу экстенсивного развития на-
родного хозяйства происходило консервирование технологического базиса. Более
70% капиталовложений направлялось на накопление основных фондов, а не на их
обновление. Результатом неблагоприятных тенденций было систематическое па-
дение фондоотдачи. За период с 1970 по 1985 гг. она упала более чем на 30%. Не-
эффективное использование материального национального богатства при этом
дополнялось неэффективным использованием научно-технического потенциала.
Особенно сложным оказалось положение экономики в 1991 г., когда нацио-
нальный доход снизился более чем на 11%, валовой внутренний продукт — на 13%,
внешнеторговый оборот — на 34%, выпуск денег в обращение увеличился при этом
в 4,4 раза, а уровень потребительских цен — более чем в 2 раза.
Если с точки зрения основных черт огосударствленного социализма и тен-
денции к снижению эффективности между различными государствами бывшего
социалистического лагеря не существовало значительных различий, то по другим
стартовым условиям преобразований эти страны сильно различались.
Зрелость рыночных предпосылок. Эти предпосылки значительно различались
по группам стран. На одной стороне следует выделить Венгрию и Польшу, кото-
рые имели больше условий, существенно облегчивших их переход к рынку. Венг-
рия раньше других государств начала осуществлять переход к рыночной экономи-
ке. Постепенная либерализация экономики в течение 20 лет, диверсификация
внешнеэкономических связей, осуществление малой приватизации и двухуровне-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>