<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

вой банковской системы до 1989 г. — все это создало хорошие предпосылки для
более последовательного реформирования венгерской экономики.
Польша также обладала определенными преимуществами — в сельском хо-
зяйстве развитый частный сектор составлял 75% от всего его объема. Кроме того,
в Польше, как и в Венгрии, уровень самостоятельности предприятий был выше,
чем у других государств. В противоположность данной группе стран другие не име-
ли столь развитых рыночных предпосылок и обладали более высокой степенью
централизации в принятии экономических решений (Болгария, Россия, Румыния,
Чехословакия).
Макроэкономическая сбалансированность. Данный фактор оказывает суще-
ственное влияние на начальные условия преобразований и особенно на первона-
чальные меры реформирования. Макроэкономические условия могут быть оха-
рактеризованы через динамику и уровень бюджетного дефицита, внешнего и внут-
реннего долга, социальных индикаторов, в том числе занятость населения. Перед
началом реформ социалистические страны оказались в различной ситуации по
данным критериям. Наиболее высокий уровень инфляции накануне перехода стра-
ны к этапу реформирования наблюдался в Польше. Излишняя денежная масса по
отношению к ВВП (М2/ВВП) была выше в Болгарии и Чехословакии. Большим
внешним долгом по отношению к ВВП обладали Венгрия, Болгария, Польша — в
отличие от Румынии и Чехословакии. Для всех стран было характерно серьезное
давление на инфляционные процессы требований повышенной оплаты труда в
условиях падения эффективности производства. В России в силу этого резко на-
растал дисбаланс между приростом производства и заработной платы: если в 1986 г.
разрыв между ними составлял 1,25 раза, то в 1989 г. — 3,76 раза, а в 1990 г. стреми-
тельный рост зарплаты происходил при падении производства.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
426

Выражением макроэкономической нестабильности было нарастание дефи-
цита бюджета. В России он составил в 1988 г. 9,2% по отношению к ВВП, в то
время как в 1985 г. дефицит составлял всего 1,82% от ВВП. Наиболее высокий де-
фицит бюджета был также в Болгарии (8,5% в 1990 г*) и Польше (7,4% в 1989 г.). [
Таким образом, все бывшие социалистические страны имели макроэконо-
мический дисбаланс, однако в разных странах он имйл различные формы.
Структура народного хозяйства. Роль данного фактора, ограничивающего ско-
рость преобразований государств, была весьма велика. Все страны социализма об-
ладали довольно однотипной структурой, отличительными чертами которой яв-
лялись большая доля промышленности при относительно незначительной доле
сферы услуг, ориентация экспорта стран СЭВ на поставки сырья из СССР, боль-
шой удельный вес военно-промышленной продукции. Вместе с тем по данному
фактору наблюдались существенные отличия СССР от других государств. Если все
другие социалистические страны были потребителями российского сырья, то Рос-
сия, будучи сама производителем сырья и топлива, не имела возможности струк-
турного маневра из-за чрезмерно высокой доли топливно-сырьевых отраслей.
Исключительно неблагоприятным было воздействие на структуру народного хо-
зяйства СССР военно-промышленного комплекса — последний занимал по оцен-
кам примерно 40% от общего объема ВВП.
Учитывая высокую капиталоемкость топливно-энергетических отраслей, а
также огромные транспортные расстояния, структурный фактор является для рос-
сийской экономики во многом лимитирующим сроки и последовательность пре-
образований. В этом существеннейшая особенность России по сравнению с дру-
гими государствами.
Обобщенные оценки показывают, что в относительно благоприятном поло-
жении перед началом радикальных реформ находились Венгрия и Польша, а в наи-
более сложном — Россия, другие государства, образовавшиеся на территории быв-
шего СССР, а также Болгария и Румыния. Как показал ход дальнейшего реформи-
рования, это с неизбежностью привело к наиболее сложному и противоречивому
процессу преобразований в последней группе стран, включающей Россию.

В процессе преобразований переходной экономики
Направления
постепенно проявляются и становятся все более ус-
преобразований.
тойчивыми черты и основные признаки новой эко-
Формирование
номической системы, национальной модели эконо-
рыночной системы
мики.
Следует выделить два основных направления преобразований в переходной эко-
номике — формирование рыночной системы и преобразование структуры народ-
ного хозяйства.
На первом этапе реформирования первоочередным направлением таких пре-
образований является создание основ рыночной системы или рыночной эконо-
мики. Все другие преобразования, а именно: создание нового типа государствен-
ного регулирования экономики, приватизация, формирование предприниматель-
ства и даже формирование открытой экономики — могут получить развитие лишь
по мере создания рыночной основы экономики.
Это объясняется тем, что в переходной экономике решается задача не усо-
вершенствования формы уже существовавшей рыночной экономики, а создания
заново рыночной системы. Это особая историческая задача, не имевшая ранее ана-
логов в истории. Впервые в истории рыночные механизмы создаются не только на
основе прежней нерыночной структуры экономики, но и в условиях постоянного
взаимодействия с развитыми рыночными хозяйствами других государств. Это, с
Глава 39. Содержание переходной экономики 427

одной стороны, облегчает создание рыночной экономики, а с другой — усложняет
данный процесс, так как последние предъявляют переходной экономике свои,
рыночные, критерии эффективности.
Следует отметить, что в социалистических странах существовали товарно-де-
нежные отношения и их основные признаки: цены, прибыль, доходы, бюджет, на-
логи, финансовая и банковская системы и т. д. Однако это не означало, что эконо-
мика была рыночной. Не было обособленного самостоятельного индивидуального
воспроизводства в рыночном понимании. Предприятия работали не просто в усло-
виях мягких бюджетных ограничений, но и в условиях отсутствия угрозы банкрот-
ства в случае неэффективной работы. Заработная плата, финансовые ресурсы фор-
мировались в рамках централизованного выделения ресурсов. Не было конкурен-
ции между предприятиями. Банки являлись лишь посредниками между
государством и бюджетополучателями, но не институтами, обслуживающими ин-
дивидуальный капитал и предпринимательство. Все это позволяет сказать, что ры-
ночные отношения являлись формальными. Рыночной экономики по существу не
было, так как за товарно-денежными отношениями скрывались нерыночные по сво-
ей сути производство, распределение и потребление общественного продукта в рам-
ках огосударствленной экономики.
Вся структура рыночной экономики развитых стран, опыт социалистических
государств показывают, что теоретически важно различать отдельные принципы
рыночной экономики и наличие реальной рыночной системы отношений.
Рыночная система экономики как основа всех других отношений — продукт
длительных преобразований. Ее нельзя свести к формальному наличию собствен-
ников, принятию законов, созданию банков и т. д.
В обыденной жизни и зачастую в теоретической литературе термин «рынок»
используется в различных значениях — от некоторого четко определенного места
сбыта товаров до более широкой характеристики товарно-денежных отношений.
Отсутствие однозначного определения рынка и рыночной экономики имеет
глубокие корни в истории политической экономии. И А. Смит, и Д. Рикардо счита-
ли, что само понятие рынка, лежащее как бы на поверхности хозяйственных отно-
шений, представляется достаточно очевидным, не требующим определения или
выделения в особую теоретическую проблему.
Более конкретное по сравнению с А. Смитом и Д. Рикардо определение рынка
пытался дать О. Курно, который понимал под ним всякий район, где отношения
покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же
товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. У. Джеванс указывал на
существование тесной связи между торговцами как на важнейший критерий рынка.
А. Маршалл подчеркивал, что рынок в наибольшей степени соответствует своему
понятию, когда во всех его пунктах в один и тот же момент времени за один и тот же
предмет платят одну и ту же цену (с поправкой на издержки по доставке). Из дан-
ных определений следовало, что рынок представляет собой совокупность продав-
цов и покупателей, торговля между которыми приводит к установлению цены. В
данном определении рынка процесс ценообразования являлся центральным момен-
том. В либеральной экономической литературе особое внимание уделяется свободе
выбора субъектов рынка, а добровольный характер этого выбора гарантирует его эко-
номическую целесообразность для каждого из участников. Поэтому не случайно,
что у неоавстрийцев конечным и самым общим определением рынка выступает трак-
товка его как сферы, в которой индивидуумы свободны взаимодействовать или об-
мениваться, будучи ограничены лишь общими правовыми нормами, в равной сте-
пени относящимися ко всем участникам.
Среди определений рынка, появившихся в XIX в., заслуживает внимания и
марксистская трактовка рынка, которая делала упор на органичную связь обособ-
ленности производителей, рынка и цены.
Развитие рынка показывает, что рыночная экономика или рыночное хозяй-
ство — это сложная система отношений, которая характеризуется не просто вне-
шними признаками, а обособленным положением частных производителей и по-
требителей, продавцов и покупателей, наличием не только рыночного обмена, сво-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
428

бодного ценообразования, но и целой системы развитых институтов, обеспечиваю-
щих нормальное функционирование рыночной системы. Рыночное поведение в е с»
субъектов экономики — важнейшее свойство рыночной экономики. Отсюда о о ас б»
сложность и длительность создания рыночной системы как базы новой российской
экономики.
Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему инсти-
тутов рынка и осуществляется через них, создание новых форм регулирования может
быть в полной мере реализовано только по мере создания основ рыночной систе-
мы. Это, разумеется, не означает отказа от использования прямых методов воз-
действия на экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности, уси-
ление влияния российской экономики на мировых рынках не могут происходить
без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не
быть производным от степени развития рынка.
К числу производных от рыночной системы следует отнести и формирование
предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии эконо-
мики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе
отношений. Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенден-
ция. Вместе с тем переход к активному предпринимательству предполагает, что
имеется еще одно его основание — структурные преобразования собственности,
которые неизбежно тесно связаны с основами формирования рынка.
Социальные преобразования, достижение социальной устойчивости эконо-
мики в известном смысле также являются производными элементами формиро-
вания рынка, так как они осуществляются в новых условиях, которые задаются
рынком. Вместе с тем данные элементы обладают большей самостоятельностью,
так как социальное развитие детерминировано группой факторов, которые дей-
ствуют независимо от рынка.
От перечисленных выше направлений формирования национальной эко-
номики следует отличать методы, которые прямо направлены на построение ры-
ночных отношений. Выделяются три основных элемента (метода) становления
рынка:
• либерализация экономики;
• структурные преобразования;
• институциональные преобразования.
Либерализация экономики — это система мер по освобождению от ограниче-
ний огосударствленной экономики, направленная на создание условий для сво-
бодного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предприниматель-
ства, а также открытости экономики.
Структурные преобразования — это изменения экономики с целью преодоле-
ния прежней огосударствленной структуры, прежде всего путем преобразования
отношений собственности через разгосударствление и приватизацию.
Институциональные преобразования — это создание условий для действия
рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования
системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой сис-
темы управления народным хозяйством и т. д.
Среди данных элементов (методов) формирования рынка на первоначальном
этапе особое значение имеет либерализация. В переходной экономике ее задачи раз-
нообразны. Они связаны не только с созданием институтов рынка, но и с перево-
дом на рыночные принципы хозяйственного поведения всех субъектов экономи-
ки. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает ос-
вобождение цен; ликвидацию государственной монополии на осуществление
хозяйственной деятельности; расширение возможностей для осуществления пред-
Глава 39. Содержание переходной экономики 429

принимательской деятельности; снижение государственного контроля над обмен-
ными операциями; отмену централизованного распределения ресурсов.
Иной характер носит преобразование структуры народного хозяйства. Дан-
ное направление преобразований не может быть осуществлено только рыноч-
ными методами — требуется целенаправленная деятельность государства по со-
зданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и произ-
водств, а также преобразованию основных звеньев экономики. При этом
изменение структуры народного хозяйства в принципе не может быть достигну-
то методами либерализации в рамках становления рыночных институтов и при-
ватизации как таковой. Это требует осуществления эффективной промышленной
политики, которая предполагает, что путем целенаправленных действий госу-
дарство синхронизирует процесс рыночных преобразований и преобразование
структуры экономики.

Осуществление преобразований в российской эко-
Характер
номике вызвало коренные радикальные изменения
и особенности
экономических отношений в стране. Уже во второй
преобразований
половине 90-х годов произошло окончательное раз-
в переходной
рушение плановых форм регулирования экономи-
экономике России
ческой жизни общества, системы рыночного рас-
пределения ресурсов. Были устранены ограничения в деятельности предприятий
различных форм собственности, постоянно шел активный процесс создания ком-
бинированных и смешанных форм собственности на базе ускоренной приватиза-
ции, становления различных форм капитала, осуществлена либерализация цен,
внутренней и внешней торговли, созданы условия для более активного влияния
цены на поведение производителей и потребителей, а также на структуру народ-
ного хозяйства. Создаются институты рыночной экономики, охватывающие как
правовое оформление рыночных преобразований, так и финансовую и банковс-
кую системы. Развивается система форм макроэкономической политики, ориен-
тированная на воздействие на экономику.
Все это свидетельствует о том, что на первом этапе преобразований достиг-
нуты значительные результаты в создании основ рыночной экономики. Однако еще
нельзя утверждать, что такая экономика уже создана. Формирование рыночных
отношений в России происходило не в условиях роста экономики и активной пред-
принимательской деятельности в основных ее отраслях, а в условиях спада и раз-
рушения прежней структуры народного хозяйства. Еще не созданы эффективные
собственники. Банковская система находится в состоянии кризиса и требует ре-
организации, велик удельный вес теневой экономики и т. д. Имеется ряд других
признаков, свидетельствующих о том, что экономика России еще не воспроизво-
дится как рыночная экономическая система.
Однако преобразования сопровождались тяжелыми для страны и ее населе-
ния последствиями, что нашло выражение в изменении ряда ключевых экономи-
ческих показателей (см. табл. 39.2).
Как видно из таблицы 39.2, в годы реформирования происходило ухудшение
основных макроэкономических показателей. Таким образом, радикальные изме-
нения экономической жизни российского общества в годы преобразований соче-
тались с явно неблагоприятными экономическими и социальными результатами
преобразований. «Цена» преобразований оказалась, по мнению большинства ис-
следователей, очень высокой для общества. Это было вызвано как факторами, пря-
мо не связанными с переходными преобразованиями, так и экономической поли-
тикой переходного периода.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
430

Таблица 39,2
Социально-экономические показатели России в 1991—1999 гг.
1997 г. 1998 г. 1999 г.
1991 г. 1993 г. 1995 г.

Снижение ВВП — отношение к уровню 1990 г., % 5,0 18,0 37,8 39.4 42,8 43
50,4
Снижение объема промышленного 8,0 24)6 51,4 54
53,9
производства — к уровню 1990 г.
Доля промышленности в структуре ВВП, % 32,4 25,7 24,9 24
37,6 28,7
Доля убыточных предприятий промышленности, % 26,4

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>