<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

7,8 46,9 49,2 39,2
7,0
Износ основных фондов в промышленности, % 41 44 49,4 50,4 51,6
45,1
Экономически активное население, млн. человек 72,9 70,9 68,1 66,7 70,4

Занято в экономике, млн. человек 73,8 70,9 66,4 64,6 63,6 64,0
в том числе в непроизводственной сфере, % 26,64 26,72 29,55 30,75 31,29 32
Безработные, млн. человек 3,6 8,18
4,16 6,43 9,7 9,2
Численность населения с доходами ниже прожи- 6,1 30,7 43,8
46,9 36,6 34,3
точного минимума, млн. человек
Доля этой части населения в его общей 31,5 24,7 20,8 23,4 29,9
4,1
численности, %
Государственный внешний долг, млрд. долл. 80,8 112,7 120,5 130,8 150,8 158,6
Доля в экспорте товаров минерально-сырьевой 45 42,0 47,9 42,3 42,8
группы, %



К первой группе факторов следует отнести развал СССР и Совета Экономи-
ческой Взаимопомощи, что неизбежно привело к снижению объема обществен-
ного продукта, утрате традиционных рынков сбыта, распаду народнохозяйствен-
ных связей и, как следствие, разрушению значительной части имеющегося эконо-
мического потенциала.
Вторая группа причин связана с теоретическими концепциями преобразова-
ний, выбранным вариантом экономической политики и недооценкой сложности
экономической трансформации в России и других государствах.
Во-первых, господствующим теоретическим концепциям преобразований
была свойственна абсолютизация роли рыночной системы в современной эконо-
мике. Идеи быстрейшего становления рынка и капитализма игнорировали слож-
ную структуру современной экономики и общемировые тенденции создания сме-
шанной экономики. Для сторонников радикального и быстрого реформирования
идеал преобразований — не смешанная экономика, а односторонний вариант раз-
вития в форме капиталистического хозяйства. В данной системе взглядов разви-
тие социальной сферы, усиление государственного регулирования экономики вы-
ступают как элементы, не способствующие, а затрудняющие развитие на базе ры-
ночных критериев.
Во-вторых, теоретически принятая концепция перехода абсолютизировала
потенциал либерализации и частной собственности как таковой. Предполагалось,
что форсированная либерализация в сочетании с быстрой приватизацией не толь-
ко являются силами, разрушающими прежнюю систему, но и сами по себе созда-
ют мощные импульсы для быстрого развития производства.
Третья теоретическая ошибка принятых подходов состоит в игнорировании
самой концепции национальной экономики как базы для выработки эффективной
политики. Это проявилось не только в форсированном достижении открытости эко-
номики в ущерб интересам менее конкурентоспособной национальной промышлен-
ности, но и в неизбежном принижении других целей национального развития (го-
сударственная поддержка науки и образования, совершенствование накопленного




Шт
Глава 39. Содержание переходной экономики 431

потенциала, концентрации рентного дохода в руках у государства, сохранение есте-
ственных богатств и среды обитания как общего достояния нации и т. д.).
Избранный на основе данных подходов вариант экономической политики
усугубил сложность преобразований. Это проявилось по ряду направлений.
Сочетание радикализма с чрезмерной скоростью преобразований. Для российс-
кой экономики характерно преобладание ориентированных на быстрые измене-
ния радикальных вариантов экономических преобразований. Это нашло выраже-
ние в краткосрочности и радикальности приватизации без учета эффективности
преобразований собственности, в форсированном проведении мер по «открытию»
экономики, поспешности разрыва старых связей и т. д.
Быстрота преобразований в условиях несформировавшейся рыночной струк-
туры привела к тому, что предприниматели начинали строить свой бизнес на вы-
годах от слабости государства и законов. Формирование олигархического капита-
лизма — следствие форсированного реформирования в условиях отсутствия за-
конных источников накопления частного капитала. Через возникший механизм
псевдобанковской деятельности, форсированное снятие ограничений на вывоз ка-
питала, схему искусственного банкротства был создан крупный капитал, который
во многом связан с теневой деятельностью. Построение банковской системы не
было ориентировано на производство и даже на ростовщический тип действий, а
происходило часто путем незаконного присвоения и обогащения.
Переходная экономика не может функционировать без радикальных преоб-
разований. По своей сути она требует замены прежних отношений, коренного из-
менения методов регулирования. При этом степень радикализации преобразова-
ний постоянно должна соотноситься с эффективностью экономики и возможнос-
тями ее воспроизводства, так как радикальные преобразования уже сами по себе
ведут к неизбежным потерям ВНП, вызванным отмиранием прежних структур и
изменением форм координации. Но чрезмерная скорость преобразований, как это
показывает опыт реформирования в России, приводит к такому разрушению про-
изводственных структур, которое подрывает условия даже для простого воспроиз-
водства экономического потенциала общества на протяжении относительно дли-
тельного периода времени.
Необходим переход к этапу умеренно-радикального подхода к преобразовани-
ям, который ориентирован на постепенность перемен и стабильность условий вос-
производства. Подобный подход имеет определенные преимущества, так как по-
зволяет сохранить условия простого воспроизводства валового национального
продукта и обеспечить постепенное накопление предпосылок расширенного про-
изводства.
Среди методов преобразований обычно различают методы «шоковой тера-
пии» и методы постепенных преобразований. Если методы «шоковой терапии»
предполагают использование одномоментных решительных и радикальных мер по
реформированию экономики, то методы постепенных преобразований — «мяг-
кое», постепенное приспособление экономической политики к изменяющимся ус-
ловиям. В практике переходных экономик обычно имеет место сочетание методов
«шоковой терапии» с приемами постепенных преобразований. Различия существу-
ют лишь в степени использования тех или иных методов.
Российский вариант преобразований неточно интерпретируется как «шо-
ковый». На самом деле и здесь имело место постоянное сочетание мер «шоко-
вой терапии» с мерами постепенных преобразований. Вместе с тем для россий-
ской экономики характерным является то, что на протяжении первоначального
этапа переходной экономики методы «шоковой терапии» применялись систе-
матически и целенаправленно. В этом смысле переходная экономика России
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
432

характеризуется преимущественным использованием именно методов «шоковой
терапии».
Односторонность структурных преобразований. Переходные экономики разли-
чаются преимущественным использованием на том или ином этапе различных
направлений структурных преобразований в широком смысле слова. В этом отно-
шении переходная экономика России характеризуется использованием главным
образом структурных преобразований, связанных с формированием рыночной си-
стемы (преобразование собственности, либерализация цен как средство ликвида-
ции стоимостных пропорций и т. д.) и одновременно явной недооценкой необхо-
димости целенаправленных преобразований структуры народного хозяйства, не-
достаточным учетом данного фактора при определении меры радикализации и
жесткости экономической политики.
Преувеличенные значения финансовой стабилизации. По значимости и роли
стабилизационной политики в переходной экономике она выделяется из других
форм экономической политики. Стабилизация в переходной экономике становит-
ся условием успешности преобразований и создания предпосылок для экономи-
ческого роста, для достижения политической стабильности в обществе. Все это
определяет важное место стабилизации в переходной экономике.
Следует различать формальную и реальную стабилизацию. Формальная ста-
билизация означает, что переходная экономика достигает более или менее устой-
чивого состояния по одному из макроэкономических параметров. Для переход-
ной экономики в качестве таких параметров могут выступать прежде всего пока-
затели инфляции, безработицы, изменения валового национального продукта.
Опыт переходных экономик показывает, что при достижении стабильности по
одному из данных параметров изменения других параметров могут быть неблагоп-
риятными. Например, период высокой инфляции и падения производства в Рос-
сии сопровождался относительно невысоким уровнем безработицы, превышени-
ем экспорта над импортом. Поэтому оценки стабилизации только по параметру
безработицы были бы заведомо неверны.
Более сложен вопрос об оценке стабилизации по уровню инфляции. Для пе-
реходной экономики уровень инфляции является одним из ключевых показате-
лей стабилизации. Вместе с тем позитивная динамика данного показателя, пере-
ход от очень высокой к низкой инфляции, может сочетаться с сохранением зна-
чительного дефицита бюджета, нарастающим государственным долгом, падением
конкурентоспособности отраслей и т. д. В этом случае стабилизация носит фор-
мальный характер и может перерасти в кризис.
Реальная стабилизация предполагает снижение инфляции или финансовую
стабилизацию не только при стабилизации уровня бюджетного дефицита и госу-
дарственного долга, но и при наличии тенденции к устойчивому экономическому
росту. Последний же характеризуется не только приростом ВНП или продукции
отдельных отраслей, а прежде всего наличием инвестиционного потенциала, рос-
том капиталовложений, инвестиций. Только тогда тенденция к нормализации
уровня инфляции приобретает устойчивый характер и удается стабильно поддер-
живать макроэкономическое равновесие.
Опыт преобразований в России показывает, что ее макроэкономическая по-
литика, была ориентирована на финансовый вариант макростабилизации, т.е. ста-
вила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации
преимущественно монетарными методами. Господствующим стало представление
о том, что российская инфляция имеет монетарную природу и что, следовательно,
антиинфляционная политика должна в первую очередь сводиться к ограничению
денежной массы и конечного спроса. Между тем имеется немало оснований для
Глава 39. Содержание переходной экономики 433

вывода о том, что существенное значение наряду с факторами денежной массы и
скорости обращения денег имеет инфляция издержек в российской экономике: тех-
нологически отсталая, затратная структура производства, межотраслевая несба-
лансированность, структурные диспропорции прежней экономики, ее «утяжелен-
ность», высокая степень милитаризации, разрыв между ценами на сырьевую и ко-
нечную продукцию; высокая степень монополизации экономики, в том числе на
товарных рынках; и т. д.
Российская экономика в результате преобразований оказалась в тисках глу-
боких нестандартных для рыночной экономики противоречий, которые и в совре-
менных условиях во многом определяют характер ее развития, диктуют условия
социально-экономической политики. Эти противоречия фактически привели эко-
номику страны к августовскому кризису 1998 года.
Макроэкономическая стабилизация в России прошла ряд подэтапов.
I подэтап охватывал 1992 г., за исключением летних месяцев. По ряду суще-
ственных параметров (дефицит бюджета, кредиты ЦБ Минфину) проводилась огра-
ничительная политика. Ее близость к жесткому типу политики проявилась в ликви-
дации в результате либерализации цен денежного «навеса» и соответствующем сжа-
тии денежной массы.
II подэтап — середина 1992 г. и первая половина 1993 г. В результате проведе-
ния в середине 1992 г. взаимозачета образовавшихся на предыдущем этапе неплате-
жей, мощной кредитной эмиссии (сумма всех кредитов ЦБ достигла в среднем в
1992 г. 50% к ВВП) макроэкономическая политика приобрела сверхэкспансионист-
ский характер. Кредитная эмиссия в усиленном режиме продолжалась и с декабря
1992 г. с постепенным затуханием к лету 1993 г. Среднемесячные темпы инфляции
вышли на рубеж 20—25%.
III подэтап охватывал вторую половину 1993 г. и первую половину 1994 г. По
ряду параметров (дефицит бюджета, кредиты ЦБ, темпы роста денежной массы М2
и валютного курса) происходил переход к умеренной или тяготеющей к умеренной
макроэкономической политике.
IVподэтап (вторая половина 1994 г. — первая половина 1995 г.) отличается про-
тиворечивостью и непоследовательностью. В целом происходило смягчение макро-
экономической политики, начавшееся еще в первой половине 1994 г.: кредиты ЦБ
Минфину выросли к концу 1994 г. до 10% к ВВП, на валютном рынке произошел
обвал рубля в знаменитый «черный вторник» 11 октября, выросла инфляция. В ян-
варе-августе 1995 г. динамика инфляции в целом соответствовала предшествующе-
му периоду (примерно 10% в месяц). Сложившаяся динамика валютного курса уси-
лила экспортные возможности сырьевых отраслей, что способствовало некоторой
стабилизации производства.
Vподэтап, начавшийся с осени 1995 г., характеризовался поворотом к ужесто-
чению макроэкономической политики, которая приняла по многим параметрам чер-
ты ограничительного и даже жесткого типа. Фактически прекратилось кредитова-
ние ЦБ Минфина, дефицит бюджета стал покрываться в основном за счет неинфля-
ционных источников (внутренние и внешние займы), курс рубля с июля 1995 г.
устанавливается в валютном «коридоре» (с мая 1996 г. «коридор» стал наклонным),
среднемесячные темпы инфляции упали до 1—2%. Появились основания для выво-
да о позитивных сдвигах в области финансовой стабилизации.
VI подэтап — к середине 1997 г. обнаружились черты нового подэтапа: более
четко проявилась тенденция к стабильно низкому уровню инфляции; начался пере-
ход к ужесточению налоговой дисциплины, особым мерам по стабилизации денеж-
ного обращения (денежная реформа и т. д.), наметился рост производства. Вместе с
тем нарастал государственный внутренний долг, пирамида ГКО приняла угрожаю-
щие размеры, происходило стремительное нарастание и внешнего долга, в том чис-
ле скрытого. Кризис августа 1998 года обнаружил несостоятельность прежней эко-
номической политики.
VII подэтап — период стабилизации (сентябрь 1998 г. — первая половина
1999 г.) — связан с попытками изменить курс экономической политики за счет по-
вышения роли государственного регулирования, осуществления промышленной по-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
434

литики. Однако с уходом правительства Е. Примакова в отставку данный курс б л
ы
фактически свернут.
Для нового этапа характерен дальнейший уход^ государства от прямого учас-
тия в экономической деятельности, активное использование финансовых и моне-
тарных способов активизации и модернизации экономики. Мы полагаем, что со-
временный этап преобразований неизбежно должен4 быть более последовательно
ориентирован на переход к реальной стабилизации и устойчивому экономическом]
росту на базе развития и совершенствования национального потенциала страны,
укрепления и развития на рыночной основе реального сектора экономики и дея-
тельности всех субъектов и институтов экономики.
Переход от экономического роста на основе «выигрышей» экономики от де-
вальвации и роста цен на энергоносители к экономическому росту, вызванному
эффективной экономической деятельностью, прежде всего в реальном секторе
экономики, — основная задача и проблема нового этапа стабилизации.

Основные термины
Переходная экономика
Экономика переходного периода
Изменение форм регулирования
Многоукладность экономики
Дефицит
•• Огосударствление
Огосударствленный социализм
Всеобщие социальные гарантии
Исходные условия преобразований
Направление преобразований
Либерализация экономики
Структурные преобразования
Институциональные преобразования
Изменение структуры народного хозяйства
Финансовая стабилизация
Этапы преобразований

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ