<< Предыдущая

стр. 5
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

собственности при снижении числа и доли государственных и муниципальных
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
454

предприятий. Очень активно проходил процесс создания акционерных обществ -
за 1992—1998 гг. создано 30,5 тыс. данных обществ.
* Таблица 40.1
Число предприятий и организаций по формам собственности в России
(на 1 января)
Число предприятий и организаций, В процента)с к итогу
тыс.
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Всего 1946 2250 2505 2727 100 100
2901 100 100 100
в том числе по формам
собственности:
государственная 322
325 233 143 148 16,7 14,3 9,3 5,4 5,1
муниципальная 198
171 178 8,8
184 183 8,8 7,3 6,5 6,3
собственность общест-
венных объединений
(организаций) 95
53 158 183 4,2 5,2 5,8 6,3
130 2,7
частная 1216 1426 2014
1731 2147 62,5 63,4 69,1 73,9 74,0
прочие формы собствен-
ности, включая смешан-
ную собственность, соб-
ственность иностранных
юридических лиц, граж-
дан и лиц без граж-
данства 209 227 235
181 240 9,3 9,3 8,6 8,3
9,1


К сожалению, возможности определения структуры собственности ограниче-
ны статистической базой. Статистика фиксирует все негосударственные формы соб-
ственности как частную собственность. Не выделяется индивидуальная (некорпо-
рированная частная собственность), хотя и подробно учитывается малое предпри-
нимательство.
Более полную характеристику структуры собственности и итогов приватиза-
ции дает распределение предприятий, продукции и численности работников по
различным формам собственности.
Доля частных предприятий в объеме промышленного производства (27%)
значительно ниже, чем их доля в общем числе предприятий (88%), а доля государ-
ственных предприятий, напротив, в объеме продукции значительно выше, чем в
общем числе предприятий; аналогичная ситуация и с предприятиями смешанной
формы собственности.
Данные официальной статистики требуют комментариев. Высокий удельный
вес предприятий частной собственности объясняется тем, что все негосударствен-
ные предприятия учитываются как частные. При этом следует иметь в виду, что в
число частных предприятий попадают акционированные как единое целое крупные
комплексы («Газпром», РАО «ЕЭС» и др.). При невысоком показателе доли данных
предприятий в общем числе предприятий они имеют высокий показатель в общем
объеме производства: 5,6% смешанных предприятий дают более половины общего
объема производства. Объясняется это тем, что крупные базовые отрасли акциони-
рованы в особом порядке как единые экономические комплексы (газовая промыш-
ленность, энергетика, связь и др.) и часть их акций принадлежит государству. Дан-
ное обстоятельство позволяет считать эти структуры частными с государственным
участием, т.е. смешанными.
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следую-
щие ее основные этапы:
1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа
арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инф-
раструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостинич-
ное хозяйство и т. д.
Глава 40. Собственность. Преобразование собственности 455

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало
преобразование государственных предприятий в акционерные общества открыто-
го типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе.
От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось
приватизационными чеками.
3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием
была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций
акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап
возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» ин-
весторов.
4. Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государствен-
ного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций круп-
нейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать зало-
говые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в
залог пакеты акций, не планирует их возвращение и не резервирует средства на
возвращение кредитов. Нормативной базой для залоговых аукционов послужил
Указ Президента РФ «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в
федеральной собственности» от 31 августа № 889.
В последние г с ш при н я тига ания-нриеёр&ла-яеетеяеяный˜характер, ж^кодь---
ку_оснрвной массив государственныY и-муии^гаптя-тпкньту предприятий привати-
зирован
Современному этапу свойственно многообразие способов приватизации. Об
этом свидетельствуют данные таблицы 40.2 о способах приватизации в 1999 г.

Таблица 40.2

Структура приватизированных предприятий (объектов)
по способам приватизации в России (1999 г.)
Число приватизированных предприятий (объектов) — всего 1536
в том числе по формам собственности (на дату приватизации):
федеральная 104
субъектов Российской Федерации 298
муниципальная 1134
Структура приватизированных предприятий (объектов) по способам приватизации,
в процентах к итогу: 100
Продажа государственного и муниципального имущества:
на аукционе 9,2
на коммерческом конкурсе 12,4
в том числе:
с инвестиционными и социальными условиями 4,9
с инвестиционными условиями 5,6
с социальными условиями 1,9
Выкуп имущества, сданного в аренду:
арендатором в соответствии с договором об аренде 8,3
посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом
_
первоочередного приобретения акций арендатором
Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий (объектов) 5,2
47,7
Продажа недвижимости
Продажа земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных
предприятий 2,3
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
456

Окончание таблицы 40.2
Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:
работникам общества ^ 12,0
на специализированном аукционе 19
,
Преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционер-
ные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной
собственности 0,87
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные
капиталы хозяйственных обществ 0,3
Отчуждение находящихся в государственной (муниципальной) собственности акций
открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам
государственных (муниципальных) ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения
таких акций

Важное значение в процессе приватизации в настоящее время имеют конкурс-
ные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний, ак-
ционированных в порядке приватизации. Крупным успехом и приобретением
опыта конкурсных торгов считается продажа пакета акций «Связьинвеста», хотя
последствия этой сделки стали предметом специальных обсуждений и решений ^
органах государственной власти. Вместе с тем не состоялись планировавшиеся
правительством во втором полугодии 1999 г. торги по пакетам акций «Роснефти» и
«Славнефти». Основная же часть доходов бюджета от приватизации в 1999 г. в раз-
мере 8,33 млрд. руб. была получена от продажи на конкурсных торгах акций неф-
тяной компании «ЛУКойл» и Тюменской нефтяной компании.
Выше отмечалось, что приватизация является особой, но не единственной фор-
мой преобразования собственности. Возможно перераспределение прав собствен-
ности без перераспределения экономической власти. Саму приватиз^1дцй-можцо
проводитьрадакадьш^цщшиняя§е.р?Швнт& политических,целей, или эволюци-
онно, гщчиняя ее целям экономической эффективности, В переходной экономике
России наметились тендйГцТшо^р^тныхпреобразований собственности из частной
в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить
многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную
собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных пред-
приятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета
акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
В странах с переходной экономикой первоначальное стремление добиться
быстрых преобразований путем приватизации окончилось неудачей. Вследствие это-
го возобладал подход, в соответствии с которым приватизация должна быть прове-
дена поэтапно в течение достаточно длительного времени. «Малая» приватизация в
странах переходной экономики прошла успешно. Значительно более сложные про-
блемы возникли с проведением «большой» приватизации, т.е. крупных предприя-
тий государственного сектора. Главная проблема такой приватизации состоит в не-
обходимости обеспечения роста экономической эффективности предприятий и со-
циальной справедливости.
В группе восточноевропейских стран (Чехия, Венгрия, Словакия) возобладал
умеренно-радикальный подход к осуществлению приватизации. С одной стороны,
в этих странах было стремление к ускоренной приватизации, а с другой стороны,
предпринималась попытка решения проблем инвестиций и технологической модер-
низации. Учет проблем экономической эффективности при проведении приватиза-
ции выразился в данных государствах в менее глубоком спаде производства, чем в Рос-
сии, и более раннем выходе из кризиса. В этом отношении интересен опыт приватиза-
ции в Польше. Смена форм собственности была здесь доминирующим мотивом
преобразований. Радикализм польской приватизации проявлялся в том, что приватиза-
ция осуществлялась и путем ликвидации предприятий-должников и превращения пред-




< 1
mmtm ,^Wj^fc^W^#*St»< *-<,*«* *f-l
т
Глава 40. Собственность. Преобразование собственности 457

приятии, которые не были переданы в частные руки, в публично-правовые предприя-
тия, которые должны были осуществить санирование самостоятельно, без помощи го-
сударства. Другой вариант приватизации был применен в Чехословакии (с 1993 г. —
в Чехии). Здесь использовались именные приватизационные чеки. Граждане Чехии, по-
лучив купонные книжки, могли приобретать акции любых предприятий.
Большой интерес представляет опыт преобразования собственности в Китае.
На начальном этапе проведения реформ осуществлялось перераспределение прав
собственности между государством и хозяйствующими субъектами в пользу после-
дних, но без распределения главных правомочий, связанных с экономической влас-
тью. В результате хозяйствующие субъекты получали благоприятные условия для
хозяйствования, а не торговли средствами производства и ресурсами. Вместе с тем
государство (на последующих этапах реформы) обеспечило возможность для воз-
никновения новых (альтернативных) форм собственности. Существенно важной
особенностью китайского опыта явилось то, что предприятия альтернативных форм
собственности возникали не за счет конверсии государственного имущества, а за
счет альтернативных источников инвестиций. Целью реформ в Китае (в том числе и
в области собственности) были рост производства товаров и услуг, увеличение инве-
стиций, в том числе и иностранных, а не простая смена форм собственности и пере-
распределение экономической власти. Поставленные цели были достигнуты, и ре-
формы привели не к спаду производства, а наоборот, к его бурному и неуклонному
росту при сохранении существующего общественного стоя. Это позволило присту-
пить к новому, более сложному современному этапу — преобразованию собствен-
ности в государственном секторе, крупных предприятий.
Несмотря на то, что в России пройдены крупные этапы в процессе приватиза-
ции перераспределение прав собственности в стране еще не завершено. Еще не най-
дена оптимальная к о н ^ т ^ ^ щ и я _ ^ 1 ^ в р ^ о ч д й У,физи^еских,,и,.;оридашеских лиц^1
обеспечивающая наибол^е_эффе.ктивные формы развития собственности. Критерий
экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе пере-
распределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

Основные термины
Разгосударствление
Приватизация
Ваучеры
Эффективность приватизации
Продажа имущества
Выкуп имущества
Преобразование предприятий
Залоговый аукцион
Санирование
Собственность
Присвоение
Присвоение-отчуждение
Права собственности
Теория прав собственности
Экономическая власть
Экономическая зависимость
Экономические формы собственности
Индивидуальная собственность
Частная собственность
Кооперативная собственность
Государственная собственность
Муниципальная Собственность
Смешанные формы собственности
Комбинированные формы собственности
Общая собственность

<< Предыдущая

стр. 5
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ