<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

отношений, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и
т. д. Другими словами, изменяется весь уклад жизни людей, его материальные и
идеологические принципы и основы.
Внешне современная социально-устойчивая экономика имеет много общих
черт с прежней социалистической экономической системой. И система огосудар-
ствленного социализма, и социально ориентированная экономика выдвигают в
качестве целей системы рост благосостояния, благополучия и удовлетворения по-
требностей граждан. И та и другая системы признают принципы социальной га-
рантированности. Если исторически взглянуть на эволюцию прежней системы, то
следует отметить, что именно в ней уже на первых этапах были продемонстриро-
ваны ряд социальных изменений, которые качественно отличали ее от классичес-
кой капиталистической системы XIX в.
• В странах социализма был обеспечен всеобщий доступ к базовым соци-
альным благам образования и здравоохранения. Это достигалось путем
бесплатности для населения услуг данных отраслей и системой народ-
нохозяйственной организации деятельности отраслей социальной сфе-
ры. *
>
• Обеспечивалась полная занятость и отсутствовала официальная безрабо-
тица. В условиях дефицита трудовых ресурсов нехватка рабочей силы была
типичным явлением экономической системы.
• Действие системы социального обеспечения и социального страхования
за счет государства. Система социальной защиты носила всеобщий харак-
тер и гарантировалась государством.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
468

• Страны социализма отличались относительно равномерным распределе-
нием денежных доходов. Расчеты коэффициента Джини показывают, чо т
для капиталистических государств в 7Q-e годы они были на 5—7 пункта
выше, чем в СССР. По западным оценкам, если в СССР в начале 80-х г - о
дов индекс Джини составлял 0,27, то в Канаде — 0,30, США — 0,34, Гр а
е м-
нии — 0,32. "*
Эти свойства экономической системы исторически опередили поворот ср н та
Запада к социально устойчивому рыночному хозяйству и во многом стимулирова-
ли его.
Тем не менее социально-устойчивая экономика и система огосударствленно-
го социализма качественно различны.
Во-первых, в содержании социальной устойчивости экономики. Для систе-
мы огосударствленного социализма оно было сведено к упрощенно понимаемому
принципу социальной стабильности на основе всеобщих социальных гарантий,
Данная система была и централизованной, и регламентированной. Значительная
часть средств концентрировалась в общественных фондах потребления предприя-
тий, которые также формировались и использовались в соответствии с государ-
ственными нормативами. Фактически исключались индивидуальные высокие за-
работки и доходы. Высокий уровень социальных гарантий сопровождался суще-
ственными противоречиями в реальном предоставлении благ. Доступ к наиболее ;
высококачественным услугам и благам, в том числе к зарубежным связям, был о - т
крыт для привилегированной и номенклатурной части общества. Это свойствен-
ное дефицитной экономике противоречие распространялось фактически нгтад
формы предоставления благ. На этой основе развивались теневые формы получе-
ния доходов. Тенденция к выравниванию подрывала стимулы к активной иници-
ативной деятельности. Система оказалась неспособной воспроизводить сопи- {
альную ответственность граждан за рост экономики и предоставление гарантий, j
Особенно остро это проявлялось в периоды ухудшения экономической конъюнк- \
туры. В отличие от этого современные социально-устойчивые системы основыва- \
ются на противоречивом единстве социальной устойчивости и социальной ответ- ••
ственности.
Во-вторых, социально ориентированная смешанная экономика основывает-
ся на других основах жизни всех членов общества как собственников и субъектов
экономических связей. Это выражается в переходе к частной собственности как [
основе отношений людей и рыночной системе отношений как основному способу
координации субъектов экономики.
В-третьих, кардинальному изменению подвергается сама основа воспроиз- I
водства рабочей силы. Если ранее рабочая сила, труд не являлись товаром, а все
основные компоненты затрат на рабочую силу формировались нерыночным пу-
тем, то социальное хозяйство нового типа имеет рыночную основу воспроизводстве
всех основных элементов рабочей силы. Это изменение связано с переходом к ры-
ночной системе отношений как одному из ключевых и базовых отношений совре-
менной экономики. Лишь по мере становления рыночных отношений создаются
предпосылки для того, чтобы они охватили не только куплю-продажу рабочей
силы, но и все основные элементы, формирующие человеческий потенциал. Тм е
самым возникают социально-экономические отношения, основанные на вложе-
ниях в человеческий капитал.
В-четвертых, существенно сужается роль государства в обеспечении социаль-
но-устойчивой экономики. На место патернализма государства в обеспечении бла-
госостояния граждан, всеобщности гарантий приходит более рациональный под-
ход, вытекающий из необходимости социальной ответственности граждан за ре-
Глава 41. Основы социально-устойчивого экономического развития 469

зультаты деятельности. Если прежней системе было свойственно бюджетное фи-
нансирование, то новая система основывается на более широком подходе к фи-
нансированию социального развития.
Вместе с тем социально-устойчивая экономика, как отмечалось ранее, не сво-
дит и не должна сводить социальный сектор государства, систему социальной за-
щиты и социальную помощь к придатку рынка или к устранению его недостатков.
Социальная устойчивость как свойство современной системы отношений —
это имманентный, внутренний элемент смешанной экономики, которая переходит
к постиндустриальному развитию.
Радикализм социальных преобразований означает, что становление новой
экономической системы — не просто сложный, но и болезненный процесс, так
как он затрагивает не только положение всех социальных групп общества, но и
вступает в противоречие со сложившимся укладом жизни в обществе. Отсюда сле-
дует, что реализм, постепенность и продуманность мер по реформированию соци-
ального сектора — единственная гарантия успешности трансформации экономи-
ки в целом. Этого же требует нарастание неустойчивости социального положения
граждан в условиях преобразований: спада производства, перераспределения бо-
гатства, неравномерности распределения доходов и т. д.
Вместе с тем преобразования создают предпосылки для формирования соци-
альной устойчивости на новой основе:
• увеличиваются возможности зарабатывания средств гражданами и обес-
печения себя и членов семьи социальными услугами;
• появляются новые источники удовлетворения потребностей через реали-
зацию возможностей частной предпринимательской деятельности;
• формируется система стимулов к активной деятельности, основанная на
развитии частной инициативы, рынка и предпринимательства;
• расширяются альтернативные формы получения социально значимых ус-
луг на платной основе для создающейся новой системы социальной за-
щиты.
Данные факторы социальных преобразований могут быть использованы эф-
фективно при устранении ряда аномалий, подрывающих основы социальной ус-
тойчивости в обществе. Именно эта опасность возникает в России при соедине-
нии либеральных преобразований с паразитическим капиталом и криминально-
номенклатурными структурами. Увеличение возможностей зарабатывания
средств, развития предпринимательства в этом случае становится антисоциаль-
ным фактором, подрывающим основы трансформации экономики.

Основы социальной Преобразования в переходной экономике невоз-
политики можны без осуществления государством ряда мер по
переводу на новые основы и принципы социальной
сферы и основных условий жизнедеятельности людей. Изменение основ функци-
онирования экономики, перевод ее на рыночные принципы, создание новых ме-
ханизмов государственного регулирования рыночной экономики неизбежно пре-
допределяют формирование нового социального уклада жизни людей. Он осно-
вывается на новых отношениях членов общества в производстве и управлении,
новых формах и принципах социальной защиты, новых основах работы отраслей
социальной сферы. Соответственно, кардинальные изменения претерпевает со-
циальная политика гобударства.
Изменение социальной политики — длительный и сложный процесс. Он зна-
чительно сложнее преобразований в экономической деятельности. Это объясня-
ется следующими причинами.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
470

Во-первых, социальные преобразования прямо затрагивают положение всех
субъектов экономической жизни. Любые ошибки, непродуманные решения в этой
сфере подрывают основы и самих экономических преобразований, создают не-
верные оценки потенциала и возможностей новой экономической системы. Чрез-
мерная поляризация доходов, высокая доля малоимущего населения, форсирован-
ное введение платных услуг — эти и другие факторь1*порождают негативное отно-
шение к реформированию и противоречат целям социально-экономических
преобразований.
Во-вторых, перевод на рыночные основы воспроизводства рабочей силы по
экономическому содержанию долгосрочный, а не среднесрочный или краткосроч-
ный процесс. Он связан со всем жизненным циклом людей. Экономические зат-
раты на образование, условия проживания, пенсионное обеспечение, здравоохра-
нение охватывают десятилетия. Прежняя экономическая система была приспо-
соблена к патерналистскому способу финансирования данных затрат за счет
государства. Осуществлять эти затраты за счет оплаты труда, денежных доходов
самих граждан возможно лишь в результате длительного изменения положения
людей, когда для этого будут созданы условия. Комплекс таких условий включает
в себя не только более значительный уровень оплаты труда, но и создание надеж-
ных и устойчивых институциональных предпосылок для накопления средств и осу-
ществления инвестиций в человека за свой счет каждым членом общества.
В-третьих, создание социально-устойчивой экономики — особо сложный
процесс и в связи с тем, что формирование нового типа социальной ориентации
приходится осуществлять в условиях сокращения объема и перечня социальных
гарантий, которые давала прежняя система; сохраняются иждивенческие настро-
ения у части граждан; рыночные механизмы еще не работают по-настоящему не
только в сфере социальных отношений, но даже в сфере производственной дея-
тельности; длительный кризис лишил возможности правительство, работодателей
и граждан маневра в выборе вариантов преобразований социальной сферы. Наме-
тившиеся в 2000 г. позитивные тенденции роста реальной заработной платы на
основе роста общественного продукта еще не приобрели устойчивого характера.
В-четвертых, социальные преобразования по-иному, чем преобразования в
экономической деятельности, связаны с финансовыми ограничениями. Эти огра-
ничения касаются не только уровня личных доходов, но и бюджетного финанси-
рования. Если для предпринимательской деятельности, как правило, бюджетные
ограничения не имеют существенного и непосредственного значения, то для со-
циальной сферы в целом это важнейший фактор воспроизводства социальной ус-
тойчивости общества. Уровень отчислений современных государств на социальные
нужды таков, что без них невозможно обеспечить воспроизводство целых слоев
населения, важнейшие социальные потребности и функционирование отраслей
социальной сферы. Изменение экономической конъюнктуры, ухудшение состоя-
ния бюджета резко меняют социальное положение людей, что может служить фак-
тором, усугубляющим экономическую нестабильность.
Особенности и роль социальных преобразований требуют осуществления це-
лостной социальной политики, которая должна быть ориентирована на создание
социальной стабильности и устойчивости, а также улучшение жизни людей по
мере создания экономических предпосылок для этого.
Социальную политику в переходной экономике нельзя свести к поддержа-
нию малоимущих слоев или к согласованию экстремальных нарушений в соци-
альном положении граждан. Комплекс мер данной политики должен быть в ко-
нечном счете направлен на создание национальной модели социального устройства
общества с присущими ему формами и методами социальной защиты.
Глава 41. Основы социально-устойчивого экономического развития 471

Таким образом, социальная политика в переходной экономике должна ре-
шать одновременно ряд сложных задач и достигать следующих основных целей.
Основной задачей и целью такой политики является формирование социаль-
но-устойчивого развития на базе национальной модели экономики и социального
устройства общества. Достижение этой цели требует как определения взаимной
роли и ответственности государства, граждан и предпринимателей, так и опреде-
ления модели поведения семей и домашних хозяйств в экономической и социаль-
ной жизни.
Другой круг задач и целей вытекает из содержания перехода общества на ры-
ночные основы воспроизводства. Эти цели включают постепенный переход к удов-
летворению социальных потребностей за счет использования собственных дохо-
дов населения, создания для граждан условий, обеспечивающих более высокий
уровень потребления, за счет более высокого уровня доходов; определения тех по-
требностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем.
Третья группа целей связана с созданием общих условий обеспечения соци-
ального равенства всех членов общества в удовлетворении минимальных соци-
альных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятель-
ности общества. Это прежде всего потребности в образовании и медицинском об-
служивании.
Четвертая группа целей социальной политики связана с устранением небла-
гоприятных последствий перехода к рынку, а также поддержанием социально уяз-
вимых слоев и групп населения. Это требует проведения совокупности разнород-
ных мер, ориентированных на использование рыночных и нерыночных способов
поддержки населения, включая льготы, прямые социальные трансферты и даже
бесплатное предоставление ряда социальных услуг отдельным категориям граж-
дан.
Реализация основных целей и задач социальной политики предполагает со-
здание новой системы социальной защиты населения и преобразование принци-
пов, экономических основ и организации деятельности отраслей и предприятий
социальной сферы, и прежде всего здравоохранения, образования, коммунально-
жилищного хозяйства, культуры, физической культуры и спорта, туризма и сана-
торно-курортных учреждений.

Основные термины
Единство экономического и социального развития
Социально-устойчивая экономика
Устойчивое человеческое развитие
Социальная ответственность
Затраты на социальные цели
Справедливое распределение
Рыночно-ориентированная справедливость
Утилитаристский подход к распределению (перераспределению)
Роулистский подход к распределению
Эгалистский подход к распределению
Марксистский подхрд к распределению
Факторный подход к распределению
Радикальный характер социальных преобразований
Направления социальной политики

<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ