стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 42
Экономическая роль государства

Функции Дальнейшее осуществление преобразований пред-
государства полагает проведение продуманной и ответственной
в экономике экономической политики. Ее эффективность в р - е
шающей степени будет зависеть от роли государства
в создании национальной экономики.
Классификация функций государства в экономике опирается на общие кон- ? •
цептуальные представления о государстве как особой общественной подсистеме, ]
;
Прежде всего, государство возникло и существует для поддержания целой-
ности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, дом-.
но отражать волю и интересы всех своих граждан. В то же время общество кк а
сложная система характеризуется иерархическим принципом построения. На вер-
шине этой иерархии (по крайней мере, со времени появления капитализма) нахо- с
дится экономика. Государство, как и другие общественные подсистемы (мораль,
право, культура и др.), испытывает на себе влияние господствующей подсистемы
— экономики. Это усложняет выполняемые им функции. С одной стороны, для;
поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить
сбалансированное развитие всех подсистем общества, не допуская гипертрофии
или угасания какой-либо из них. С другой стороны, оно так или иначе отражает,
главенство экономики, например, поддерживая ту форму связи между экощщ-'
ческими агентами, которая превалирует на данном этапе экономического разви-
тия и распространяется на все сферы общественной жизни. В современных усло-
виях такой формой связи в большинстве государств мира является рынок. Исходя
из этого можно выделить основные направления действий государства в сфере эко-
,
номики.
Первое направление связано с тем, что в качестве представителя всех своих '
граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной
ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовы-
вает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в
экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и осуществляя
или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от имени и в инте-
ресах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки функциониро-
вания экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых
актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т. д.),
Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов
трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).
Государство создает и поддерживает средства коммуникации и обеспечивает
доступ к информации, касающейся функционирования экономики, по возможнос-
ти всем экономическим агентам, что снижает неопределенность, непредсказуемость
многих экономических процессов. В современных условиях особое значение для
функционирования экономической системы приобретает деятельность государства
по обеспечению мобильности факторов производства (организация служб занятос-
ти, бирж труда, фондовых бирж, информационных центров, лизинга и т. д.). При-
чем государство либо само осуществляет работы по созданию средств коммуника-
ции, обеспечению информацией и др., либо организует, координирует, стимулирует
и контролирует работу частного сектора по выполнению этих функций.
Второе направление функционирования государства в экономике отражает
господствующее положение последней в общественной системе. Государство под-




«ЖЖЯЯШЧЁШ!
%Ш«Ш*И«Р9».
Глава 42. Экономическая роль государства 473

держивает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную фор-
му связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный
механизм рынка — конкуренцию. На практике защита конкуренции означает обес-
печение формально свободного доступа на рынки и правовое ограничение край-
них проявлений монопольной власти, снижающих эффективность использования
ресурсов и наносящих вред как потребителям, так и производителям. Совершен-
ная конкуренция, как и чистая монополия, в действительности встречаются край-
не редко. Более реалистичны промежуточные рыночные структуры, различающи-
еся по степени соответствия их конкурентному рынку: работающая конкуренция,
монополистическая конкуренция, олигополия, доминирующая фирма, естествен-
ная монополия и др. Конкретные типы рыночных структур, их доля в экономике
складываются в ходе конкретно-исторической эволюции национальной экономи-
ки. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции
экономических агентов, регулирует отдельные стороны их функционирования,
оказывая поддержку или устраняя те или иные сферы деятельности отдельных
индивидов или институтов (воздействие на процесс ценообразования, внедрение
конкуренции на неконкурентные рынки через разделение монопольного произ-
водства, организация конкуренции за права по обслуживанию рынков естествен-
ных монополий, регулирование стандартов качества и т. д.). В целом государство
стремится поддержать конкурентные процессы — свободу входа-выхода с рынка,
определенную степень соперничества между фирмами, ограничить недобросовес-
тную конкуренцию и крайние проявления монопольной власти. Это объясняется
тем, что на данном этапе эволюции экономических систем (при наличии частной
информации, которой располагают только фирмы, внешних шоков, труднопрог-
нозируемых инновационных процессов и т. д.) во многих случаях именно конку-
рентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение
и способствует эффективному использованию ресурсов. Это не означает, однако,
что экономическая политика государства по поддержке конкуренции направлена
на разрушение или подавление рыночных структур, далеких от совершенной кон-
куренции. Государство главным образом корректирует воздействие этих структур
на поведение фирм.
Данная деятельность государства осуществляется как в интересах развития
конкуренции, так и в интересах развития общества в целом (защита националь-
ной промышленности, развитие мелкого и среднего бизнеса, развитие регионов,
защита занятости, стимулирование фирм-лидеров, защита интересов потребите-
лей и т. д.). При этом приоритет отдается общественным интересам, даже если их
реализация на некоторых этапах связана с монополизацией отдельных рынков.
Такое поведение государства следует отличать от встречающегося на практике под-
чинения деятельности государственных структур интересам господствующего в
экономике крупного капитала, чье функционирование неизбежно сопровождает-
ся монополистическими тенденциями. Но интересы последнего и общественные
интересы далеко не всегда совпадают.
Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и ком-
пенсировать внешние эффекты деятельности фирм на рынке — например, такие,
как загрязнение окружаюЧцей среды. Устанавливая пределы вредных выбросов,
взимая плату с фирм за загрязнение окружающей среды, ограничивая объемы вред-
ного производства, государство в определенной степени смягчает негативные воз-
действия экономики на другие сферы жизнедеятельности общества.
Внешние эффекты рынка (как последствия функционирования рыночных
отношений для третьих сторон, не участвующих в рыночных трансакциях) могут
охватывать и более широкий спектр явлений. Так, рыночная экономика включает
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
474

в себя все элементы производства, в том числе труд, землю, деньги. Сами по с б
ее
(в отличие от обычных товаров) они не производятся для продажи, но приобрета-
ют форму товаров в рыночной экономике, что приводит к существов/анию рынков
труда, земли, денег. Однако если рыночный механизм будет единственной силой,
определяющей существование этих элементов производства (за которыми стоят
живые люди, их среда обитания, организация их бизнеса), то это может привести
к разрушительным последствиям для общества в целом: гибели людей, выброшен-
ных конкуренцией за пределы рынка, истощению природных ресурсов, резким
колебаниям денежной массы, губительным для нормального функционирования
бизнеса, и т. д. Поэтому государство создает специальные институты для ограни-
чения деятельности рынка применительно к труду, земле, деньгам, сознательно
регулируя их включение в рыночную систему (организация и контроль за денеж-
ным обращением, регулирование трудовых отношений и социальной устойчивос-
ти, охрана окружающей среды и т. д.).
На макроэкономическом уровне в качестве своеобразных внешних эффектов
рынка можно рассматривать негативные последствия циклических колебаний эко-
номики, приводящих к потерям значительной доли общественного богатства, со-
циальным конфликтам, политической нестабильности и т. д. Периоды глубоких
спадов в экономике всегда сопровождаются упадком в развитии культуры, науки,
образования и других сфер жизни общества. Все это требует активного вмешатель-
ства государства в экономические процессы проведения стабилизационной поли-
тики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Порого-
вым этапом в этом направлении стал кризис 30-х годов. Он обозначил переход от f
стратегии «точечного воздействия» — отдельных направлений государственного
регулирования, имевших место в конце XIX — начале XX вв., — к проведению
всесторонней экономической политики с целью корректировки рыночного меха-
низма, выявившего неспособность к саморегулированию. Великая депрессия ус- \
корила формирование современной смешанной экономики, устойчивость кото-
рой, способность к развитию обеспечиваются разнообразием составляющих ее
элементов, широкой дифференциацией отношений собственности, в том числе и
с участием государства, а также подключением государства к выполнению тех эко-
номических функций, в эффективной реализации которых оказался несостояте-
лен рынок.
Очевидно, что названные внешние эффекты рынка — последствия функцио-
нирования рыночного механизма — негативно отражаются как на состоянии эко-
номики в целом, так и на развитии других сфер общественной жизни, а значит, на !
условиях существования каждого человека. Государство как представитель всех
членов общества заинтересовано в сбалансированном развитии всех его подсистем.
Поэтому, поддерживая рыночный механизм, государство стремится компенсиро-
вать негативные внешние эффекты рынка с помощью институтов права или инст-
рументов экономической политики.
Рынок игнорирует и положительные внешние эффекты, благоприятно ска-
зывающиеся на третьих лицах, не участвующих в рыночных сделках. Рынок учи-
тывает издержки и выгоды непосредственных участников сделки, т.е. их частные
интересы, игнорируя интересы третьих лиц или общества в целом. Например, от-
дельным фирмам не всегда бывает выгодно заниматься созданием новых техноло-
гий, так как это сопряжено с большими издержками. Но в дальнейшем их тиражи-
рование может дать существенный экономический эффект с точки зрения народ- I
ного хозяйства в целом, хотя на деятельности фирм-создателей это может сказаться
незначительно и через большой промежуток времени. Поэтому государство, учи-
тывая положительный внешний эффект, может стимулировать фирмы, произво-
Глава 42. Экономическая роль государства


дящие исследовательские работы, или, в случае особой важности для общества в
целом, проводить эти работы на государственные средства, с тем чтобы в дальней-
шем полученными результатами могли воспользоваться многие фирмы.
Поддержка государством экономической системы не ограничивается защи-
той рынка, конкуренции (и других необходимых, с точки зрения эффективного
использования ресурсов, рыночных структур), а также коррекцией их внешних
эффектов. Государство с помощью имеющихся у него институтов, прежде всего
судебно-правовых, защищает сложившуюся структуру отношений собственности,
лежащую в основе функционирования экономики. В периоды общественных
трансформаций с помощью правовых институтов или инструментов экономичес-
кой политики (а иногда и с использованием силовых методов) государство стиму-
лирует изменение этой структуры и юридически закрепляет эти изменения. Цели
такого реформирования обычно задаются господствующей подсистемой общества
(в данном случае — экономической), но всегда в той или иной степени они учиты-
вают интересы всех членов общества, что дает возможность сохранять его целост-
ность в рамках данного государства.
Третье направление деятельности государства, связанное с экономикой, во
многом пересекается с двумя первыми — функциями государства как представи-
теля всех членов общества и интересов общества как единого целого и его функ-
циями по поддержке экономической системы и ее рыночной формы. Однако
вследствие своей важности это направление деятельности государства можно рас-
сматривать и как самостоятельное.
Для нормальной жизнедеятельности общества в целом необходимо устойчи-
вое, по возможности бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем,
каждая из которых выполняет свои функции. Экономика как господствующая
подсистема предлагает рыночную форму связей в качестве основной для других
сфер общественной жизни. Но на практике оказывается, что рыночная организа-
ция деятельности таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, куль-
тура и др., не всегда обеспечивает их прибыльное функционирование, а значит, и
интерес к ним частного сектора. Тогда государство, заинтересованное в нормаль-
ном развитии всех сторон жизнедеятельности общества, либо берет организацию
работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор к организации
бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны потреби-
телям в необходимом объеме. Вопрос о долевом участии государства и частного
сектора в производстве услуг указанных отраслей решается конкретно в каждой
стране в зависимости от сложившихся условий и традиций. Но в любом случае
государство контролирует развитие этих отраслей. Следует учесть и тот факт, что,
например, организация работы в здравоохранении, образовании только на ком-
мерческой основе может резко сузить возможности воспроизводства квалифици-
рованной рабочей силы, необходимой для нормального функционирования эко-
номики и ее роста, поскольку при невысоком уровне благосостояния далеко не
все граждане смогут воспользоваться платными услугами этих отраслей.
Необходимость поддержания баланса в развитии различных сторон обще-
ственной жизни требует от государства таких действий, которые бы предотвраща-
ли или «амортизировали» возможные противоречия или конфликты между пове-
дением людей как субъектов рыночных отношений и их поведением как субъек-
тов иных социальных отношений.
В каждой стране^ исторически складываются определенные представления о
социальной справедливости, нравственные принципы и т. д., которые могут про-
тиворечить принципам поведения людей в рыночной экономике, что чревато со-
циальными конфликтами и нестабильностью. Это особенно наглядно проявляет-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
476

ся в настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике бывших соци-
алистических стран.
Функционирование рыночного механизма предполагает, что доход экономи-
ческого агента зависит от количества и качества имеющихся у негр ресурсов, ко-
торые могут быть использованы в производстве товаров и услуг. Цо значительная
часть населения не в состоянии обеспечить сйбе достойное существование ни че-
рез организацию собственного производства, ни путем продажи имеющихся р - е
сурсов. К этой группе населения относятся пенсионеры, инвалиды, несовершен-
нолетние, студенты, вынужденно безработные и т. д. Поэтому государство в целях
поддержания устойчивого социального климата в обществе обязано с помощью
бюджетно-налоговой политики заниматься перераспределением созданного дохо-
да с тем, чтобы обеспечить нормальное существование названных категорий насе-
ления. Государство призвано решать и более сложную задачу — определения и
поддержания конкретной степени дифференциации доходов в обществе, посколь-
ку она оказывает существенное влияние как на мотивацию труда, так и на соци-
альный климат в обществе, что обратно воздействует на сферу экономики.

ЭКОНОМ ичесная Рассмотренные три группы функций государства!
экономике составляют содержание его экономичес-
политика
кой политики в наиболее широком ее понимании. Г -
о
государства
сударство создает правовые институты, упорядочи-
вающие отношения между экономическими агентами, и гарантирует соблюдение
этого порядка. Государство создает (или способствует созданию) средства комму-
никации и поддерживает их на необходимом уровне. Оно содействует выполне- I
нию экономической подсистемой своих функций в обществе, а при необходимос-
ти берет часть из них на себя. Такое содействие включает как поддержку суще-
ствующих форм собственности и рыночных структур, которые дают возможность
эффективно функционировать экономике, так и корректировку негативных по-
следствий, возникающих в процессе этого функционирования и приводящих к
конфликтам с другими сферами жизнедеятельности общества. Это содействие
предполагает также, что государство стремится поддерживать стабильность эко-
номики, поскольку спонтанные процессы самоорганизации, протекающие в ней,
далеко не всегда приводят к позитивным, с точки зрения всего общества, резуль-
татам. Как представитель интересов общества в целом государство заинтересова-
но в устойчивом, сбалансированном развитии всех своих подсистем, а значит, в
том, чтобы возможные негативные тенденции в развитии экономики не привели
к разрушительным последствиям как в ней самой, так и в обществе в целом.
В более узком смысле под экономической политикой понимают непосред-
ственное воздействие государства на ход экономических процессов с целью их
корректировки.
Классификация типов экономической политики государства может прово-
диться по различным критериям.

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>