<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

С точки зрения уровня экономики, на который направлено воздействие эко-
номической политики, принято различать микроэкономическую политику, направ-
ленную на повышение эффективности распределения ресурсов, и макроэкономи-
ческую политику, цель которой состоит в обеспечении более полного использова-
ния ресурсов и ценовой стабильности. В рамках этих двух широких направлений в
зависимости от целей и используемых инструментов выделяются более узкие раз-
новидности экономической политики. В микроэкономическом направлении вы-
деляют, например, региональную политику, политику, связанную с поддержкой
конкуренции (в том числе антимонопольную), политику в области трудовых ре-
Глава 42. Экономическая роль государства 477

сурсов (занятости), связанную с функционированием рынка труда (программы пе-
реквалификации работников, повышения мобильности рабочей силы, создания
новых рабочих мест и т. д.) и др. В области макроэкономики обычно выделяют
фискальную (бюджетно-налоговую), монетарную (кредитно-денежную) полити-
ку, политику обменного курса, политику доходов (ограничения доходов в целях
борьбы с инфляцией издержек), направленные на стабилизацию экономики.
В зависимости от характера воздействия на динамику экономической систе-
мы различают стабилизационную и структурную политику. В долгосрочном аспек-
те экономическая динамика может рассматриваться как рост потенциального
объема выпуска (максимально возможного объема выпуска при полной занятости
факторов производства). Если же анализировать динамику экономических про-
цессов на коротких отрезках времени, то типичными для рыночной экономики
являются колебания фактического объема выпуска (ВВП) вокруг условного трен-
да, заданного изменением потенциала, а вместе с этим и колебания экономичес-
кой конъюнктуры в целом. С точки зрения интересов общества желательным яв-
ляется устойчивое поступательное развитие экономики, обеспечивающее рост бла-
госостояния населения. Сочетание эволюционных и волновых 1 процессов
является необходимым свойством развития любых сложных систем, в том числе и
экономики. Но длительные и глубокие спады, как и слишком быстрый рост на
пределе возможностей, чреваты негативными последствиями как для экономики,
так и для общества в целом. Отклонения от равновесия могут происходить и вслед-
ствие шоков — резких изменений совокупного спроса или предложения в резуль-
тате воздействия внешних факторов (рост скорости обращения денег в связи с вне-
дрением автоматов для выдачи денег с банковских счетов; резкое изменение цен
на нефть вследствие действий международного нефтяного картеля, что ведет к
изменению издержек производства во многих отраслях; стихийные бедствия, при-
водящие к разрушению части производственного потенциала отраслей или регио-
нов, и т. д.).
Рынок обычно не в состоянии быстро справиться с подобными нарушени-
ями. Все это приводит к необходимости проведения государством стабилизаци-
онной политики, направленной на восстановление и поддержание объема произ-
водства на уровне, близком к потенциалу, т.е. к условиям полной занятости фак-
торов при стабильных ценах. Во временном аспекте стабилизационная политика
является чаще всего краткосрочной и среднесрочной. Она направлена главным
образом на регулирование совокупного спроса как более динамичного компо-
нента макроэкономического равновесия, изменение которого, в свою очередь,
стимулирует рост или сокращение совокупного предложения, т.е. объема произ-
водства. Воздействие на совокупный спрос с целью приближения экономики к
потенциалу осуществляется с помощью инструментов бюджетно-налоговой и
кредитно-денежной политики. Это воздействие может быть как прямым, так и
косвенным. К прямым методам кредитно-денежной политики можно отнести,
например, ограничение Центральным банком размеров банковских кредитов для
отдельных банков (потолки кредитования), директивную регламентацию уров-
ня процента по активным операциям банков, размеров маржи (разницы между
ставками по депозитам и ставками по кредитам) и др. Примерами косвенных
методов регулирования тех же параметров — объемов кредитов коммерческих
1
Иногда различают циклические процессы в экономике как обусловленные дей-
ствием внутренних (эндогенных) факторов, лежащих в самой природе экономических про-
цессов (по крайней мере, в условиях рыночного типа организации), и волновые процессы
как более широкий класс колебательных процессов, связанных не только с внутренними,
но и с внешними факторами.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
478

банков, процентных ставок по активным операциям — являются изменение
Центральным банком нормы обязательных резервов коммерческих банков, о е п-
рации на открытом рынке, изменение учетной ставки или ставки рефинансиро-
вания Центрального банка.
Стабилизационная политика направлена на сглаживание колебаний в эко-
номике независимо от вызвавших их причин. В зависимости от направления ж- е
лательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансио- j
нистской) или сдерживающей (рестриктивной). По характеру самого процесса в з
о-
действия на экономику различают дискреционную (когда правительство выбирая
меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю) и недискрещ-
онную политику (когда правительство неуклонно придерживается выбранной твер-
дой линии экономической политики). К последней относят и действия так назы-1
ваемых автоматических, или встроенных, стабилизаторов, сглаживающих колеба-
ния экономики, таких как системы государственных трансфертов, пособия по
безработице, пособия малообеспеченным семьям, прогрессивное налогообложе-
ние и др. j
Структурная политика в отличие от стабилизационной в большей степени
влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на сово-
купное предложение. Она включает меры государства, стимулирующие рост эф-
фективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их при-
менения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся
поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика,
приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения «налогового клина»
между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и
др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации сво-
бодных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления |
наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фон-
довых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); совершенствование
рынков труда (в том числе политика доходов, профессиональная подготовка ра-
ботников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением тру-
да данной квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот и дотаций и
другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на
«очищение» рынков и формирование такой структуры относительных цен, кото-
рая могла бы выполнять свойственную ей в рыночной системе сигнальную функ-
цию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, государство
дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стиму-
лирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого
эффекта и малопривлекательных для частного сектора (инвестиции в образова-
ние, создание новых технологий, инфраструктуру и т. д.), а также осуществляет
целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных
условий для долгосрочного роста экономики.
В более узком смысле под структурной политикой понимают промышленную
политику — совокупность мер, воздействующих на экономическую жизнь и поло-
жение отраслей и предприятий или групп предприятий путем специальных госу-
дарственных решений и мер, а не только созданием общих условий хозяйствова-
ния. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов
изменяет структуру экономики (промышленности), решает региональные пробле-
мы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.).
Промышленная политика широко используется в разных странах мира (как инду-
стриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания
новых отраслей экономики. Однако сам термин «промышленная политика» не
Глава 42. Экономическая роль государства 479

принято использовать в западной теории, поскольку он ассоциируется со всевоз-
можными льготами, субсидиями, поддержкой неэффективных отраслей и пред-
приятий, т.е. мерами, слабо совместимыми с принципами рыночной экономики.
Но на практике все страны используют те или иные способы стимулирования про-
изводства и защиты рабочих мест от импорта или поддержки экспорта, хотя во
многих случаях официально декларируется отсутствие промышленной политики.
Традиционной для развитых стран формой проведения промышленной по-
литики в современных условиях является выбор приоритетных направлений разви-
тия экономики исходя из глобальных закономерностей научно-технического про-
гресса и национальных конкурентных преимуществ и их реализация с помощью
государственных целевых программ, институтов развития, госзакупок, льготных
кредитов, поддержки конкурентоспособных производственно-технологических
структур. Важнейшими инструментами промышленной (структурной) политики
являются индикативное планирование и долгосрочное прогнозирование научно-
технического развития.
В отечественной экономической мысли структурная политика обычно рас-
сматривается как деятельность государства по совершенствованию производствен-
но-технологической структуры экономики на основе внедрения новых высокоэф-
фективных технологий, освоения передовых направлений научно-технического про-
гресса, стимулирования инновационной и инвестиционной активности в
перспективных направлениях экономического роста. Однако в последние годы трак-
товка структурной политики стала более широкой и расплывчатой, а приоритеты,
способные привести экономику к освоению новых технологий и на этой основе
вывести ее из кризисного состояния (не переводя на путь «догоняющего развития»),
исчезли; каких-либо специальных программ с конкретными инструментами и эта-
пами реализации создано не было.
В области политики стимулирования совокупного предложения также мож-
но выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воз-
действие связано прежде всего с целевыми государственными программами, пред-
полагающими адресное расходование средств на поддержку или создание отдель-
ных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования,
подготовку кадров для отдельных секторов экономики и т. д. Косвенное воздействие
может быть обеспечено, например, налоговой реформой, рассчитанной на то, что
снижение налогов в долгосрочном периоде будет стимулировать инвестиции,
предложение труда, а значит, увеличивать объем производства, расширяя тем са-
мым и налоговую базу.
Стимулирование роста объема производства в рыночной экономике затраги-
вает более широкую проблему — реформирование институциональной среды разви-
тия бизнеса. Поэтому структурная политика государства в ее широком понимании
включает не только непосредственное воздействие государства на совокупное
предложение через налоги, субсидии, льготы, процентные ставки и т. д., т.е. через
известные инструменты фискальной и денежной политики, но и создание инсти-
туциональных условий, благоприятных для эффективного функционирования
бизнеса и стимулирующих экономический рост. Институциональные изменения
включают в себя реформу отношений собственности, налоговой системы, разви-
тие финансовых институтов, служб занятости и т. д. Кроме того, государство в со-
временных условиях курирует и те отрасли, которые влияют на качество факторов
производства, а значит на возможности долгосрочного устойчивого развития эко-
номики: фундаментальную науку и прикладные исследования, сферу образования,
здравоохранение, защиту окружающей среды и т. д.
В целом выделение двух типов экономической политики — стабилизацион-
ной и структурной — в значительной мере условно, поскольку они тесно связаны
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
480

между собой и пересекаются по многим направлениям. Без макроэкономической
стабильности невозможен долгосрочный устойчивый экономический рост. А бз е
надежной системы рыночных институтов, включая определенный тип поведения
и реакции экономических агентов, невозможно* успешное использование инстру-
ментов стабилизационной политики. Например, снижение процентных ставок в
результате политики Центрального банка может, способствовать росту производ-
ства, если экономические агенты реагируют на это снижение увеличением инвес-
тиций. Но такая реакция предполагает развитую банковскую систему и отлажен-
ный механизм связи между ней и реальным сектором экономики. Если же такой
связи нет, а объем инвестиций реагирует не столько на динамику ставки процента..
сколько на общий спад в экономике, то стабилизирующего эффекта с помощью
данного инструмента денежной политики добиться невозможно.

Повышение роли Особенности экономической политики государства •
государственного в переходной экономике обусловлены рядом обсто-;
регулирования ятельств. Устойчивая, сформировавшаяся рыночная ••
в переходной экономика в значительной мере характеризуется
экономике свойством самоорганизации, саморегулирования.
Возникающие отклонения от равновесия погашают-
ся с помощью отлаженной системы экономических связей, действующих либо в
рамках собственно рыночного механизма, либо через отработанный механизм го-
сударственного воздействия с помощью инструментов бюджетно-налоговой или,
кредитно-денежной политики. Переходная экономика как социально-экономи-
ческая система, выведенная из состояния равновесия и переживающая процесс \
реструктурирования, требует для своей стабилизации на качественно иной основе "
не только создания новых рыночных институтов, но и принципиально новой схе-
мы взаимоотношений между государством и экономическими агентами как по ;
сравнению с прежней, плановой системой, так и по сравнению с той, которая су- >
ществует в развитых рыночных экономиках. В этом процессе активная роль при- }
надлежит государству. ;
Особая роль государства в переходной экономике связана, в частности, с тем, |
что у экономических агентов за длительный период существования плановой сие- I
темы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего i
поведения со стороны вышестоящих органов. Поэтому переход к автономному, ;
независимому существованию, когда ориентиры поведения экономических аген-
тов должны определяться исходя из условий труднопредсказуемого, неизвестного
им рынка, не может протекать вне координирующей деятельности государства во
избежание разрушительных последствий трансформации. f
В плановой экономике роль государства состояла в определении, установле- F
нии и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, ?
причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных, путем пря- ;
мых адресных заданий министерств предприятиям-изготовителям и планов рас- ;
пределения готовой продукции потребителям. Государство, таким образом, регу- ;
лировало процесс производства и распределения продуктов, выступая и от лица
производителя, и от лица потребителя. По мере усложнения хозяйственных свя- j
зей и необходимости более гибкой реакции экономики на достижения НТП такая г .
система управления народным хозяйством, несмотря на попытки ее реформиро-
вания, перестала быть результативной, поскольку не создавала экономических сти-
мулов к внедрению достижений НТП.
Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, преодоление •
стоимостных диспропорций, формирование навыков рыночного поведения
йчляв»




Глава 42. Экономическая роль государства 481

субъектов экономики, преобразование отношений собственности — эти и другие
процессы не могут произойти автоматически и требуют участия государства.
Переход к рыночным отношениям требует ликвидации системы фактически
индивидуальных нормативов эффективности для территорий и предприятий, ус-
танавливаемых из центра, когда благополучие коллективов предприятий и регио-
нов зависит от решений вышестоящего органа. Переход к единой системе налого-
обложения невозможен без выравнивания — с помощью государственных дота-
ций, налоговых льгот и иных инструментов — стартовых условий для предприятий
с разным уровнем рентабельности, сложившимся в значительной степени из-за
того, что государство долгое время по-разному наделяло их средствами. Уходя от
прямого финансирования предприятий, государство должно способствовать со-
зданию системы частных (а на первых порах — и с участием государства) институ-
тов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики в
русле общих структурных преобразований экономики.
Все названные и другие причины объясняют особо активную роль государ-
ства в переходной экономике как своеобразного «проводника» для предприятий,
вступающих в новые условия жизнедеятельности, а в дальнейшем как гаранта под-
держания равных конкурентных условий для всех производственных агентов.
Перед государством в переходной экономике стоит, таким образом, двойная
задача. Во-первых, оно должно создать новую (или, по возможности, реформиро-
вать старую) систему институтов, с помощью которых оно смогло бы выполнять
все перечисленные выше функции, свойственные ему в рыночной экономике. Во-
вторых, государство должно помочь своим гражданам, предприятиям, организа-
циям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности с минимальными эко-
номическими и социальными издержками. Все это объективно усиливает роль го-
сударства в переходных экономиках.
Смене институциональной структуры всегда свойственна определенная инер-
ционность (особенно в сфере изменений неформальных правил, норм поведения,
ожиданий экономических агентов). Но эта инерционность позволяет системе на-
строиться на новые условия хозяйствования без резких непредвиденных измене-
ний, глубоких кризисов. Постепенный переход всегда требует общего руководства
и контроля, а единственным источником общего контроля над экономикой является
государство.

Особенности Переходные процессы в экономике сопровождают-
ся обычно спадом производства, безработицей, дес-
стабилизационной

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>