<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

табилизацией экономики, что выражается в дисба-
политики
лансе совокупного спроса и предложения, высокой
инфляции, значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и
других негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и созда-
ние условий для долгосрочного экономического роста в условиях рыночной сис-
темы связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государ-
ства. Но в переходных экономиках данные направления экономической полити-
ки имеют специфику по сравнению с развитыми рыночными системами.
Специфика проявляется в том, что в странах с переходной экономикой ста-
билизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска,
цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного ба-
ланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы
становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь стабилизация подразуме-
вает прежде всего достижение полной занятости ресурсов, т.е. восстановление по-
тенциала экономики. Объективной основой такой трактовки служит тот факт, что
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
482

стабилизация экономики осуществляется на фоне либерализации условий хозяй-
ствования, создания рыночной инфраструктуры при параллельном формировании
новой структуры отношений собственности. Переплетаются два процесса: сред-
несрочная стабилизация основных параметров функционирования экономики
и долгосрочный процесс формирования нового социально-экономического п - о
ч
рядка. /
Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики: орто-
доксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальная программ
ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов — либерализацию
цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически вен
сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает
особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Дей-
ствия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета ( т чо
связывается с ограничениями государственных расходов) и сдерживания темпов
прироста денежной массы как средства борьбы с инфляцией. При высокой инф-
ляции предусматривается установление фиксированного обменного курса. Пред-
полагается, что рынок сам восстанавливает макроэкономическое равновесие, а
проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно ж - е
сткие монетарные меры позволяют снять излишек совокупного спроса и снизить j
уровень инфляции. Считается, что ортодоксальная программа более успешно о у <
с-
ществляется методом «шоковой терапии».
В отличие от ортодоксальной гетеродоксальная (смешанная) программа ста- '•
билизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как по- >'
рождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит, предполага-
ет не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложе-
ния. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной
регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль госу-
дарства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного х - ;
о
зяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек) либо особую соци-
альную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные
услуги, некоторые продовольственные и промышленные товары). Государство ос-
тавляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в
формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддержи- |
вает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвен-
но с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная стабилизационная
политика также предполагает возможность временного ограничения роста дохо- j
дов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с де-
фицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное дав-
ление дефицита на экономику преодолевается постепенным переходом от моне- I
тизации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию
(с помощью выпуска государственных ценных бумаг). Разумная политика управ-
ления государственным долгом предполагает, что формирование рынка государ-
ственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций частного сектора через рез-
кое повышение процентных ставок и доходности государственных облигаций,
В процессе координации фискальной и денежной политики решается сложная за-
дача сдерживания инфляции и роста дефицита бюджета на фоне создания в фор-
мирующейся рыночной экономике финансового рынка (включающего как денеж-
ный, так и фондовый рынки, т.е. банковскую систему и рынки ценных бумаг).
Постепенная либерализация в рамках данного типа политики не приводит к
резкому всплеску инфляции, а значит, не требует ответных жестких ограничений
со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает у - т




0Ф»*Фт'
Глава 42. Экономическая роль государства 483

розу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодоле-
нию инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление мак-
роэкономического равновесия в этих условиях создает возможности для будущего
роста экономики.
Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходного
периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достиг-
нуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни формировани-
ем собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с переходом эко-
номической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, услож-
няет задачи государства по проведению программ стабилизации.

Особенности В странах со сложившейся рыночной структурой в
структурной послевоенные десятилетия господствовало стабили-
политики зационное направление экономической политики,
связанное с регулированием совокупного спроса и
нацеленное на сглаживание колебаний экономической активности, ликвидацию
неполной занятости и выход на близкий к потенциальному объем производства.
Структурная политика, или политика стимулирования совокупного предло-
жения, привлекла внимание ученых и практиков в конце 70-х — начале 80-х го-
дов. Это было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов
экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфля-
цию, большие бюджетные дефициты. Стало очевидным, что краткосрочные ста-
билизационные меры воздействия на совокупный спрос бессильны в борьбе со
стагфляцией (дилемма «безработица/инфляция» в рамках традиционной кривой
Филлипса — увеличение государственных расходов => снижение безработицы =>
рост инфляции, и наоборот — уже не срабатывала), а тем более в обеспечении
условий долгосрочного безынфляционного роста.
Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах
касались реформы финансовых рынков; сокращения государственного регулиро-
вания внутренних товарных рынков и стимулирования конкуренции, в том числе
путем осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направ-
ленных на совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости.
Стимулирование совокупного предложения предполагало использование
главным образом косвенных методов воздействия. Так, снижение налоговых ста-
вок должно было в долгосрочном периоде стимулировать предложение труда, рост
инвестиций и сбережений, а уменьшение «налогового клина» в цене — снижать
уровень инфляции. Развитие систем подготовки и переподготовки кадров, совер-
шенствование информационного обеспечения рынков труда и другие меры при-
званы были снизить уровень не только циклической, но и структурной, фрикци-
онной (т.е. естественной) безработицы. В ряде случаев регулирование совокупно-
го предложения допускало возможность прямого субсидирования отдельных
отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных иссле-
дований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отече-
ственного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчи-
вости общества и т. д.
Фактически речь шла о корректировке структуры отдельных рынков и ин-
ститутов, которая позволила бы повысить качество работы рыночного механизма
и обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике. Госу-
дарство превращалось, по сути дела, в ту «невидимую руку», которая по ходу дей-
ствия убирала бы препятствия на пути прохождения рыночных стимулов и допол-
няла бы рыночный механизм искусственно встроенными фискальными и денеж-
484 Часть III. Теоретические основы национальной
экономики

ными инструментами (налоги, процентные ставки, в отдельных случаях льготы и
субсидии и т. д.) Все это должно было создать условия для устойчивого роста п -
о
тенциала экономики.
В переходных экономиках структурная политика государства решает гораздо
более широкий круг проблем. Речь идет о стимулировании роста совокупного при-
ложения на качественно иной основе. Структурная политика включает в себя кк а
формирование институциональных основ деятельности экономических агента, \
создание условий для долгосрочного экономического роста, так и меры, направ- ?
ленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффек-
тивности использования факторов производства и эффективного их распределе-
ния между конкурирующими областями применения.
Среди основных направлений структурной политики следует выделить: при-
ватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственнос-
ти; преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков
факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание I
условий для формирования новых стоимостных пропорций в экономике, в том •
числе системы относительных цен, соответствующих современному состоянию
НТП, стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производ-
ства.

Либерализация цен, осуществляемая под непосредственным контролем го-
сударства, также может рассматриваться в качестве составной части структурной
политики, поскольку призвана решать проблему формирования новых стоимост-
ных пропорций в экономике.
Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в пере-
ходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства. В свя-
зи с затяжным спадом производства, сопровождающим процессы трансформации
экономических систем, в народном хозяйстве появляется значительная доля убы-
точных предприятий. Поэтому перед государством всегда встает вопрос об эконо-
мической целесообразности сохранения таких предприятий или отраслей с точки
зрения эффективности их функционирования в новых условиях и о возможности
замены их продукции импортом. Однако критерии рыночной эффективности не
всегда совпадают с критериями общественных интересов — поддержанием эконо-
мической безопасности, сохранением занятости и социальной стабильности, осо-
бенно если речь идет о градообразующих предприятиях в малых городах и т. д,
В этом состоит особая сложность структурной политики в переходных экономи-
ках, j
Следовательно, в переходной экономике возрастает роль собственно промыш-
ленной политики. В условиях необходимости преобразования прежней структуры
народного хозяйства и еще не сформировавшихся рыночных механизмов и ин-
ститутов отсутствие такой политики может привести к разрушению накопленного
богатства страны и целых отраслей экономики. Активная промышленная полити-
ка в собственном смысле слова (через реализацию государственных программ, сти-
мулирование прогрессивного изменения структуры народного хозяйства) позво-
ляет сгладить остроту противоречий переходной экономики и ускорить создание
конкурентных преимуществ национальной экономики.
Спад производства, характерный для переходной экономики, усиливает ее
отставание от передовых стран как по уровню дохода на душу населения, так и по
производительности труда, по освоению новых направлений научно-техническо-
го прогресса. Во всех развитых странах государство берет на себя функции орга- ,
низации и финансирования фундаментальных и прикладных исследований, науч- |
но-производственной инфраструктуры, помогает формированию предприятий
Глава 42. Экономическая роль государства 485


новейших технологических укладов, которые становятся центрами притяжения
капитала, уходящего из угасающих отраслей. Это дает возможность сохранять ли-
дирующие позиции на мировом рынке. Тем более подобная деятельность государ-
ства актуальна для переходных экономик. Отсутствие у государства достаточного
объема средств для поддержки всех отраслей народного хозяйства требует их кон-
центрации в передовых высокотехнологических, наукоемких производствах, не-
смотря на обусловленное текущими выгодами стремление оказать поддержку со-
хранившимся экспортным (часто сырьевым) отраслям. В этом плане структурная
политика, в отличие от стабилизационной, должна следовать долгосрочным при-
оритетам модернизации экономики.
Очевидно, что все перечисленные направления структурной реформы, даже
если исключить их юридический аспект, не могут быть осуществлены неким ги-
потетическим «свободным рынком», а требуют активной деятельности государ-
ства. Как показал опыт преобразований плановых экономик, без действий пра-
вительства по долгосрочной реконструкции потенциально сильных промышлен-
ных предприятий угроза массовых банкротств и фактическая утрата части
потенциала экономики становятся реальностью. Во многих случаях оказывается
экономически выгоднее, с точки зрения долгосрочных результатов, проводить ре-
конструкцию государственных предприятий до их приватизации.
В условиях открытой экономики и высокой степени либерализации внеш-
ней торговли на начальных этапах переходного процесса актуальной становится
государственная поддержка формирования конкурентоспособных отраслей и пред-
приятий, выходящих на внешний рынок, а также поддержка отечественного про-
изводства, конкурирующего с импортом, с помощью субсидий, льготных кре-
дитов, мер внешнеторговой политики (тарифов, квот) и т. д. Необходимость этого
связана с тем, что сама по себе смена формы собственности не означает мгно-
венного прироста производительности и способности успешно конкурировать с
высокоэффективными зарубежными фирмами, уже завоевавшими себе место на
мировом рынке. «Входные барьеры» современной конкурентной индустрии в
форме высоких затрат на исследования и разработки оказываются практически
непреодолимыми для молодых приватизированных предприятий. Поэтому на
первых порах, без наличия конкурентных преимуществ в виде принципиально
новых продуктов и процессов, необходимость в государственном руководстве и
поддержке в условиях либерализации внешней торговли становится еще боль-
шей, чем прежде.
Важнейшей задачей структурной политики государства в переходной эконо-
мике, как в плане текущего регулирования совокупного предложения, так и в пла-
не долгосрочного экономического роста, является создание финансовой систе-
мы, которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это
предполагает реформирование банковской сферы и фондового рынка для моби-
лизации сбережений и направления их в эффективные инвестиционные проекты.
Как показывает опыт, роль государства при переходе от планового распределения
кредитных ресурсов к косвенному регулированию ставки процента, денежной мас-
сы и в целом денежных потоков в экономике значительно усложняется. На прак-
1ике соединение потоков сбережений домашних хозяйств и инвестиций реально-
го сектора требует сложного сочетания фискальных и денежных инструментов:
регулирования процентных ставок по вкладам и ссудам, доходности государствен-
ных ценных бумаг и объемов государственного заимствования на финансовых
рынках, регулирования налоговых ставок на сбережения и инвестиции и т. д.
В переходной экономике разделение стабилизационной и структурной политики
оказывается в значительной степени условным.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
486

В той же мере, в какой нормальное функционирование в конкурентной среде
реформированного реального сектора, кредитных учреждений бывает затруднено
в условиях высокой инфляции, нестабильного валютного курса, растущего бюд-
жетного дефицита, в той же мере успешная фискальная и денежная пблитика, на-
правленная на стабилизацию экономики, невозможна, если нет адекватной реак-
ции экономических агентов на импульсы, возникающие в результате действия
фискальных и денежных инструментов. Наличие такой реакции обусловлено фор-
мированием нормальной конкурентной среды и соответствующих рыночных ин-
ститутов, что непосредственно связано с реализацией структурной политики.

Основные термины
Функции государства в экономике
Направления деятельности государства
Типы экономической политики
Особенности экономической политики в переходной экономике
Стабилизационная политика
Структурная политика
Промышленная политика
Шоки
Стимулирующая политика
Сдерживающая политика
Дискреционная политика
Недискреционная политика
Прямые и косвенные воздействия на экономику
Ортодоксальная программа
Гетеродоксальная программа

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>