<< Предыдущая

стр. 3
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность пред-
принимательской деятельности.
Личная заинтересованность, выступая движущим мотивом предприниматель-
ства, является одновременно той «невидимой рукой», которая направляет деятель-
ность субъектов рыночного хозяйства. Поэтому обеспечение условий для извле-
чения и накопления дохода является одним из определяющих признаков пред-
принимательской среды.
Рыночное пространство определяет возможности реализации функций пред-
принимательства. Чем более развитыми и зрелыми являются рыночные инсти-
туты, тем с меньшими препятствиями сталкивается предприниматель в своей
деятельности и тем более полно раскрывается его потенциал. Напротив, нераз-
витость рыночной организации сковывает возможности и искажает направлен-
ность предпринимательской деятельности, подталкивая предпринимателей к
стремлению извлечь дополнительный доход, используя недостатки рыночной
организации.
Конкуренция выступает в качестве основной силы, регулирующей рынок. По
сути, она является экономическим инструментом установления границ реализа-
ции экономической свободы и личного интереса. Особенность рыночного хозяй-
ства состоит в том, что требования экономической свободы для себя довольно ча-
сто связаны со стремлением ограничить ее для других. Именно поэтому поддер-
жание состязательных условий в борьбе за лучшие результаты хозяйствования
является важнейшим фактором создания благоприятного климата для развития
предпринимательства.
Ограниченная роль государства. Роль государства в рыночной экономике чрез-
вычайно важна, но одновременно оно несет и определенную угрозу для нормаль-
ного функционирования предпринимательской среды, затрагивая в первую оче-
редь границы экономической свободы. Главная проблема состоит в выборе адек-
ватных способов и форм вмешательства государства в предпринимательскую среду,
а также тех сфер, где оно необходимо.
Масштабы и формы вмешательства государства в экономику зависят от мно-
гих факторов как экономического порядка (уровень индустриального развития
экономики, уровень экономической активности), так и национальной специфи-
ки (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). При этом
вмешательство государства в хозяйственную жизнь с позиции развития предпри-
нимательства оправданно лишь в той степени и допустимо в тех формах, которые
способствуют повышению экономической эффективности и не подрывают основ
предпринимательской деятельности.

Факторы предпри- Факторы предпринимательства — это параметры,
нимательства определяющие возможности реализации свойств
предпринимательской функции. Различают вне-
Глава 43. Сущность и формы организации предпринимательства 497

шние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние,
обусловленные особенностями внутренней организации предпринимательства.
К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности
предпринимателя, относят:
• природно-демографические факторы — климатические условия и качество
земель, сырьевую базу, численность и поло-возрастную структуру населе-
ния и т.п., определяющие отраслевую специализацию и размещение пред-
приятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы;
• социально-культурные факторы — нравственные и моральные нормы, ре-
лигиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие
влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфи-
ку организации предпринимательства и деловую этику, на само отноше-
ние к предпринимательству;
• технологические факторы — уровень индустриального развития страны,
науки и техники, наличие технологий и их применение, обусловливаю-
щие как характер и формы осуществления производства, так и способы
предпринимательской деятельности;
• экономические факторы — степень развития рынков, объем совокупного
спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной систе-
мы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений,
налоговую политику и т. д., определяющие условия распределения огра-
ниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности;
• институциональные факторы — развитие банковской системы, страхово-
го дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных по-
средников (консультационные, юридические, рекламные, транспортные
агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения, обус-
ловливающие интенсивность товарообменных операций и расширяющие
возможности предпринимательской деятельности;
• правовые факторы — степень развития хозяйственного права, регулиро-
вание взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодатель-
ную защиту предпринимательства, характер регулирующего вмешатель-
ства государства, не только обеспечивающие предпосылки предпринима-
тельской деятельности, но и определяющие уровень ее активности;
• политические факторы — устойчивость политических институтов, харак-
тер взаимоотношения общества и государства, способы управления и при-
нятия решений, обусловливающие социальную интегрированность пред-
принимательства в общество и его идеологию.
К внутренним факторам предпринимательства относят те, которые отражают:
• развитость отношений собственности, включая гарантии частной соб-
ственности, определяющие степень хозяйственной мотивации агентов
рынка и контроля за использованием ресурсов; четкость определения прав
собственности, обусловливающих возможности осуществления хозяй-
ственных операций; развитость форм собственности, обеспечивающих
мобильность капитала;
• особенности внутренней организации хозяйственных ячеек — масштабы
организации; особенности иерархической структуры; форму и характер
управления организацией, непосредственно влияющие на содержание и
формы реализации функций предпринимательства.
Важно иметь в виду, что в процессе развития общественного хозяйства роль
одних факторов ослабевает или вовсе утрачивается, роль других, наоборот, возра-
стает или начинают действовать новые, ранее отсутствовавшие факторы. Такой
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
498

процесс особенно характерен для экономик переходного типа, когда меняющиеся
условия хозяйствования могут кардинально изменять роль и значение тех или инш
факторов предприниммательства. •

Функции предпри- В современной рыночной экономик^ предпринима-
нимательства тельство охватывает все сферы деятельности и пред-
принимательская деятельность связана с выполне-
нием множества самых разнообразных функций (см. рис. 43.1). ЭЫ функции м - о
гут быть объединены в две основные группы.
Первая группа функций связана с реализацией текущих задач Приспособления
к условиям среды и способностью предпринимателя реагировать на ее изменения,
С этой точки зрения функции предпринимателя представляют собой виды управ-
ленческой деятельности: управление финансами и производством, кадрами, м- а
териальными потоками и сбытом.

Рынки Рынок
финансов и инвестиций трудовых ресурсов

Управление Управление
финансами кадрами

Производство

Управление Материально-
сбытом техническое
обеспечение

Товарные рынки Рынки
вещественных факторов



Рис. 43.1. Сферы и функции предпринимательской деятельности

Однако, являясь управленческими по форме, как предпринимательские фун-
кции они имеют свое особое содержание.
Управление финансами лишь на первый взгляд ограничивается вопросами при-
влечения и использования денежных средств. Предпринимательское содержание
этой функции глубже — обеспечение максимально возможной отдачи при наи-
меньшем риске. Решая эту задачу, предприниматель должен, с одной стороны,
минимизировать цену мобилизуемых финансовых ресурсов, а с другой — макси-
мизировать отдачу от инвестированных средств, используя наиболее эффектив-
ные способы их использования. Это означает, что основным содержательным м - о
ментом данной функции предпринимателя является обеспечение роста стоимос-
ти активов предприятия и его финансовой устойчивости.
Функция материально-технического обеспечения сводится не просто к обеспе-
чению производства необходимыми ресурсами, а к бесперебойному снабжению
при минимальных запасах. Наиболее сложным в решении этого вопроса является
не организационная сторона дела, а непредсказуемость рыночной конъюнктуры.
Отсюда следует, что главная задача предпринимателя — выбор оптимального со-
четания рыночной и нерыночной форм обеспечения производственными ресур-
сами.
Управление производством во многом связано с техническим и технологичес-
ким аспектами, но содержание его как предпринимательской функции состоите
Глава 43. Сущность и формы организации предпринимательства 499

определении такой комбинации факторов производства, которая дала бы макси-
мальный выпуск продукции при минимальных издержках.
Управление кадрами в современном предпринимательстве не ограничивается
подбором и расстановкой работников. С одной стороны, возросшее значение че-
ловеческого фактора требует заботы о развитии качества трудовых ресурсов и иных
подходов к оценке труда и его стимулированию. С другой стороны, глубокая спе-
циализация труда и рассредоточение предпринимательской функции по разным
уровням управления порождает проблему их консолидации и обеспечения едино-
направленности усилий всех участников производства. Не случайно поэтому уп-
равление кадрами, рассматривая «человеческий капитал» как самый ценный ре-
сурс, принимает все более стратегический характер, а само содержание данной
функции сводится к формированию у работников чувства сопричастности к пред-
принимательской деятельности, что в конечном счете и определяет ее успех.
Управление сбытом в условиях высококонкурентного рынка, где главенству-
ю у роль играет не производитель, а потребитель, также приобретает новые чер-
щю
ты. Не развитие каналов сбыта, упаковка, реклама и качество товара при всем их
большом значении определяют успех сбытовой деятельности, а выявление потре-
бительских предпочтений, которое становится краеугольным камнем осуществ-
ления предпринимательской деятельности в сфере сбыта.
Вторая группа функций характеризует влияние предпринимательства на хо-
зяйственную среду и вызываемые им последствия. В этом смысле, проявляя себя
активным субъектом среды, предпринимательство выполняет преобразовательную
роль, содержание которой раскрывается через экономические, институциональ-
ные и социальные функции.
Экономические функции. Стремление к обретению конкурентных преимуществ
заставляет предпринимателя непрерывно вести поиск и применять способы наи-
более рационального использования ресурсов, что в конечном счете обеспечивает
рост эффективности общественного производства. Действуя как новатор, пред-
приниматель создает как ресурсосберегающие технологии, так и способы органи-
зации производства, способствуя тем самым преодолению проблемы ограничен-
ности ресурсов и решению экологических задач.
Одной из экономических функций предпринимательства является содействие
установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциальный источник вы-
годы, предприниматель увеличивает предложение, адекватно перемещая блага и
наращивая их производство. Перемещая блага с рынков, где они в избытке, на
рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению равно-
весия на товарных рынках. С другой стороны, наращивая производство за счет
привлечения дополнительных ресурсов, предприниматель способствует более ра-
циональному их распределению, обеспечивая тем самым равновесие на ресурс-
н х рынках.
ы
Институциональные функции. Стремясь к изменению рыночной ситуации в
выгодном для себя направлении посредством инновационной деятельности, пред-
приниматель не только создает новые блага и технологии, но и изменяет сложив-
шуюся рыночную среду, модифицируя старые и создавая новые ее институты —
рынки, формы и способы конкуренции, способы координации ресурсов и орга-
низационные формы предпринимательства.
Социальные функции. Борьба* за лучшие результаты хозяйствования заставля-
ет предпринимателя постоянно заботиться о расширении и обновлении ассорти-
мента производимых благ, придании им новых потребительских свойств. В резуль-
тате создаются возможности для оптимизации потребительского выбора, а следо-
вательно, и роста общественного благосостояния.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
500

Усложнение предпринимательской функции и вовлечение в процесс предпри-
нимательства все большего числа участников способствуют социальной интеграции
общества. В свою очередь, осуществление предпринимательства на базе социально!
интеграции содействует демократизации отношений управления и собственности,
что ведет к преодолению социально-классовой замкнутости и обеспечивает с ц -
ои
альный прогресс общества. Происходящие социальные изменения, со своей сторо-
ны, накладывают известные ограничения на предпринимательскую деятельность:
формируется предпринимательство, учитывающее интересы всех участников хозяй-
ственного оборота и к которому применим термин «цивилизованное».

Носители предпри- Усложнение хозяйственной деятельности, а тане
нимательства организационных структур (сложные иерархические
организации), через которые она осуществляется,
требует не просто специальных знаний и специализации функций, но и рассредо-
точения самой предпринимательской функции путем расчленения процесса при-;
нятия решений. В современном крупном производстве часть решений, в том чис-!
ле стратегического характера, передана администрации, в деятельность которой
собственник вмешивается, как правило, лишь в случае крайней необходимости, ;
Параллельно создается сложный механизм контроля за деятельностью управлен- [
цев как со стороны собственника, так и со стороны общества. В свою очередь, |
часть управленческих функций передается администрацией на более низкие эта- !
жи управления, что сопровождается созданием сложных систем стимулирования
и контроля. В результате предпринимательская функция становится все более рас-
пыленной, регулируемой и контролируемой.
Носители предпринимательства — это те субъекты экономической деятельно-
сти, которые обеспечивают реализацию функций предпринимательства. Поэтому
ключом к решению вопроса о носителях предпринимательства является не персо-
нификация какого-либо признака предпринимательства, пусть даже доминирующе-
го, а определение характера реализации предпринимательской функции. В том слу-
чае, когда весь набор правомочий по принятию решений сконцентрирован у соб-
ственника, именно он и выступает непосредственным носителем предприниматель-
ства. Когда же такой набор рассредоточен по разным уровням управления и реали-
зация предпринимательской функции возможна только при условии мобилизации
усилий всего коллектива, то вовлечение в предпринимательский процесс всех его
участников становится объективным условием осуществления предприниматель-
ства, а само предпринимательство становится уделом коллективной деятельности, и
носителем предпринимательства выступает организация. Принятие организации в
качестве носителя современного предпринимательства не означает изменения его
природы или содержательной стороны, а свидетельствует всего лишь об изменении
модели осуществления предпринимательства. Поскольку важнейшие с точки зре-
ния предпринимательства признаки (организация и ликвидация предприятия, по-
становка целей его деятельности) лежат на стороне собственника, предприниматель-
ство в любом случае следует понимать как деятельность, реализующую в управлении
интересы собственника. Под контролем собственника происходит и формирование
адекватных рассредоточению предпринимательской функции систем мотивации -
контроль и стимулирование участников предпринимательской деятельности.

Организационные Все многообразие предпринимательских структур ;
формы предприни- представляет собой проявление видовых различий i
мательства трех организационных форм предпринимательства: *
индивидуальной, партнерства и корпорации. На-
Глава 43. Сущность и формы организации предпринимательства 501

званные формы принято делить на две группы — частные и общественные. К пер-
вой группе относятся индивидуальные предприниматели и партнерства, а ко вто-
рой — корпорации.
Деление это носит неформальный характер. Во-первых, для индивидуаль-
ной формы и товарищества характерно непосредственное объединение функ-
ций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обо-
собление этих функций. Во-вторых, в отношении частных форм хозяйственная

<< Предыдущая

стр. 3
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>