стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 44
Формирование институциональных условий
предпринимательства *

Становление экономики предпринимательского типа предполагает создание
условий для развития предпринимательства. Они создаются проведением эконо-
мической либерализации, приватизации и развитием конкуренции.

Экономическая Экономическая свобода — основополагающий прин-
свобода и задачи цип организации рыночного хозяйства, гарантиру-
либерализации ющий свободу предпринимательства — возмож-
ность приобретать ресурсы, производить блага и по-
лучать доход. Предоставляемая предпринимателю свобода не абсолютна, а
определяется самой системой рыночных отношений. Во-первых, экономическая
свобода предпринимателя — это власть, делегированная ему потребителями. О а н
усиливается при совпадении их интересов и ослабевает, если они расходятся. В -
о
вторых, она регулируется системой правил, вырабатываемых в процессе рыночно-
го обмена. Благодаря этому устанавливается экономический порядок, определяю-
щий институциональные рамки, внутри которых участники рыночного процесса
делают свой выбор.
Выработка и проведение в жизнь правил хозяйственного поведения являют-
ся функциями государства. В развитой рыночной экономике экономическая сво-
бода — объективный результат взаимодействия экономически независимых
субъектов хозяйственных отношений, а ее границы отражают степень согласова-
ния их интересов. В переходной экономике, в частности российской, предприни-
мательская свобода имеет иную природу: она формируется на основе перераспре-
деления экономической власти. Исходные условия реформирования централизо-
ванно управляемых экономик были таковы, что изначально определили
главенствующую роль государственных органов и их аппарата в проведении ре-
форм. Поэтому экономические преобразования являлись прежде всего результа-
том политических решений, а трансформационные процессы сопровождались ш - и
роким вовлечением бюрократии в предпринимательский процесс. Непосредствен-
ное переплетение политической и экономической власти стало общим фоном и
характерной чертой формирующегося российского предпринимательства.
Либерализация экономики — это процесс ослабления ограничений на осу-
ществление рыночной деятельности и операций. Он затрагивает прежде всего
осуществление хозяйственных сделок и ценообразование. Главные цели либера-
лизации экономики — сокращение трансакционных издержек, усиление хозяй-
ственной предпринимательской мотивации и легализация «теневой деятельнос-
ти».
Либерализация экономики — явление, присущее не только переходной эко-
номике. Однако при переходе к рынку задачи экономической либерализации бо-
лее глубоки и обширны. Они связаны не просто с ослаблением регулирующей
функции государства, как это имеет место в странах с развитой рыночной эконо-
микой, а с изменением самих принципов хозяйствования. Основными момента-
ми при этом являются:
• разгосударствление экономики, то есть ликвидация государственной мо-
нополии на осуществление хозяйственной деятельности;
• ликвидация централизованного распределения ресурсов;
• предоставление возможностей для предпринимательской деятельности.
Глава 44. Формирование институциональных условий 513
предпринимательства

Размах и сложность реализации данных мероприятий указывают на необхо-
димость поэтапного проведения преобразований. Их темпы и масштабы зависят
от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

Либерализация цен. Либерализация цен направлена
Направления
на решение двух важнейших задач — устранение де-
либерализации
фицита на товарных и ресурсных рынках и обеспе-
чение роста эффективности экономики посредством рационализации распреде-
ления ресурсов. Поскольку механизм либерализации цен связан с сокращением
сферы государственного контроля над ценами, то главной проблемой при ее про-
ведении является недопущение чрезмерной инфляции.
При проведении либерализации цен в директивно управлявшихся экономи-
ках объективно возникает противоречие между необходимостью контроля над це-
нами в целях стабилизации экономики и потребностью в их освобождении для
усиления предпринимательской активности.
Принятый в российской экономике метод радикальной, единовременной
либерализации цен в условиях значительных ценовых перекосов, всеобъемлюще-
го дефицита и отраслевого монополизма, свойственных социалистической эко-
номике, привел к галопирующей инфляции. В результате, во-первых, резко сни-
зились доходы населения, а большая часть накоплений граждан и денежных
средств предприятий обесценилась. Это привело к обвальному сокращению сово-
купного спроса, обусловившему спад в экономике. Во-вторых, высокая инфляция
предопределяла многолетние застойные тенденции в народном хозяйстве.
Таким образом, несбалансированность в экономике не была устранена, а
лишь трансформировалась в иные формы. Наиболее очевидным ее проявлением
стал острейший дефицит денежных средств. По сути, на смену дефициту предло-
жения пришел дефицит спроса, а дефицит инвестиций был замещен дефицитом
сбережений. Не исчез и дефицит ресурсов — он лишь принял скрытую форму вви-
ду дефицитности доходов у предприятий. Это свидетельствует о том, что при от-
сутствии механизмов конкуренции и сохранении старой производственной базы
либерализация цен сама по себе не способна обеспечить сбалансированность эко-
номики.
Шоковая либерализация цен не привела и к росту эффективности хозяйствен-
ного механизма. Из-за его дезорганизации произошел рост трансакционных издер-
жек. В отсутствие конкуренции усилились монопольные проявления как со сторо-
ны естественных монополий, так и со стороны продавцов промежуточной продукции.
Высокая инфляция обусловила и резкий рост затрат по страхованию коммерческих
рисков — высокие страховые взносы и процентные ставки по кредиту.
Одно из возможных решений при более гибком подходе к либерализации
цен — применение двухъярусной системы цен, предполагающей сохранение гос-
контроля над базовыми ценами (энергоносители, транспортные тарифы, процент-
ные ставки) и ценами промежуточной продукции (полуфабрикаты, комплектующие
изделия и т.п.) и параллельную либерализацию цен на готовую продукцию потреби-
тельского назначения. Двойная система цен не лишена недостатков. Например, она
позволяет получать неоправданные сверхприбыли за счет разницы между государ-
ственными и рыночными ценами, не обеспечивает рационального распределения
ресурсов; высокими остаются издержки контроля. Тем не менее опыт Китая пока-
зал, что практическое применение такой системы может быть эффективным спосо-
бом поэтапного освобождения цен, обеспечивая развитие предпринимательской
активности (расширение ассортимента товаров и повышение их качества, совершен-
ствование производственного потенциала старых и возникновение новых предпри-
ятий) при сохранении устойчивой динамики экономического роста. Напротив, даже
в экономиках с развитыми отраслями потребительского сектора и элементами ры-
ночного хозяйства (Польша) «ценовой шок» в виде единовременной либерализации
цен обязательно ведет к инфляции. Так, в первый год либерализации цен инфляция
составила: в Болгарии (1991 г.) — 457%, в Польше (1990 г.) — 249%, в России
(1992 г.) — 2501%. Кроме того, шоковая либерализация цен всегда сопровождается
снижением деловой активности и ухудшением финансового состояния предприя- \
тий. I
Сказанное указывает на неоправданность принципиального устранения кон- \
троля над ценами как инструмента экономического регулирования. Проблема зак- '
лючается в том, чтобы правильно разграничить сферы действия рыночных и кон-
тролируемых государством цен, а также определить наиболее эффективные спо-
собы такого контроля.
Либерализация сферы хозяйственных операций. Либерализация сферы хозяй-
ственных операций предполагает ослабление государственного контроля за осу-
ществлением рыночных операций, ликвидацию системы централизованного рас-
пределения ресурсов, введение свободного обращения валюты и снятие препят-
ствий для осуществления внешнеэкономической деятельн9сти.
Либеральное законодательство способствует бурному росту частного секто-
ра. Между тем подобный рост, если он не сопровождается развитием нормативной
базы, ведет к увеличению коммерческого риска, широкому распространению под-
ставных фирм, банков и финансовых компаний. Наспех созданные, финансово
слабые и стратегически не определившиеся фирмы не могут способствовать раз-
витию конкуренции и структурным преобразованиям экономики.
Ликвидация системы централизованного распределения ресурсов и продукции
привела к разрушению существовавшей системы материально-технического снаб-
жения и сбыта, что уже само по себе привело к разрыву хозяйственных связей меж-
ду предприятиями. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры не позволяло
компенсировать эти негативные последствия. Попытки их преодоления посредством
биржевой торговли были опрокинуты либерализацией цен 1992 года. Уже к концу
1994 года реализация товаров через биржи не превышала 2% от объема промышлен-
ного производства, а удельный вес биржевой торговли продукцией производствен-
но-технического назначения снизился с 41 до 3,9%, товарами народного потребле-
ния — с 12 до 1 %. В то же время в силу слабости, а часто и полного отсутствия снаб-
женческих и маркетинговых служб и специалистов на предприятиях, затраты по
осуществлению хозяйственных операций значительно увеличились. Усложнилась
сама цепочка их организации — на смену прежним иерархическим структурам уп-
равления ресурсными и товарными потоками пришли многочисленные, но финан-
сово слабые и малокомпетентные посредники.
Чрезмерная легкость создания финансовых институтов привела к перепол-
нению ими банковской сферы и усилению неустойчивости и без того нестабиль-
ной финансовой системы. Широкая либерализация валютных операций в услови-
ях высокой инфляции не только стала одной из причин подрыва устойчивости
национальной валюты, но и сыграла роль мультипликатора инфляционных про-
цессов. Кроме того, спекулятивный характер валютообменных операций способ-
ствовал перемещению ресурсов в финансовую сферу, подрывая реальную инвес-
тиционную активность.
Таким образом, формирование нового, ориентированного на рост эффектив-
ности типа поведения предприятий предполагает сбалансированность процессов
либерализации хозяйственных операций и становления реального предпринима-
тельства.
Либерализация внешнеэкономической деятельности. Открытость экономики -
характерная черта конкурентоспособных хозяйственных систем. Она дает извест-
ные преимущества как потребителям — более широкий и разнообразный ассорти-
мент товаров и услуг, так и производителям — большую свободу в выборе ресурсов
Глава 44. Формирование институциональных условий 515
предпринимательства

и возможность расширения сбыта. Способствуя обновлению технологий и повы-
шению качества товаров, развитию конкуренции, открытость экономики в целом
способствует росту эффективности национального хозяйства. С этих позиций от-
крытость национального рынка — благоприятный фактор развития предприни-
мательства. Внешнеэкономическая деятельность — форма реализации сравнитель-
ных экономических преимуществ. В этом смысле каждое национальное хозяйство,
включаясь в международное разделение труда, ставит задачу реализации имею-
щихся у него преимуществ. При этом на практике все страны, стимулируя выход
на международные рынки национальных производителей, стремятся защитить
свои национальные интересы.
Либерализация внешнеэкономической деятельности в странах, осуществля-
ющих переход к рынку, преследует более широкие цели. Она служит, во-первых,
подтягиванию национального предпринимательства к мировому уровню (заим-
ствование технологий и методов управления), во-вторых — развитию нацио-
нальных рынков и конкуренции, в-третьих — притоку в страну иностранных ин-
вестиций.
Однако сравнительно низкое качество продукции и высокие издержки про-
изводства, отсутствие навыков конкурентного поведения и слабость финансовой
базы делают национальное производство в переходных условиях уязвимым перед
внешними конкурентами. Поэтому стратегия на открытость экономики должна
реализовываться посредством поэтапной либерализации внешнеэкономической
деятельности по мере готовности национального предпринимательства.
Линия на чрезмерную открытость российской экономики привела к тому, что,
имея отсталую технологическую базу, испытывая дефицит финансовых средств и
не обладая навыками конкурентной стратегии, российские производители изна-
чально оказались в неравных условиях с иностранными конкурентами. В резуль-
тате национальные производители потеряли многие товарные рынки, в том числе
и те, где потенциально они были конкурентоспособны.
Чрезмерная доступность российского рынка для товарного импорта стала
препятствием для притока в страну иностранных инвестиций, а массовый отток
капитала из национальной экономики как в форме вывоза за рубеж (невозврат
платежей, занижение экспортных цен, нелегальный вывоз валютных ценностей),
так и в форме «долларизации» экономики (накопления населения и предприятий
в валюте) подорвал инвестиционную базу национального хозяйства.
Подобный характер взаимодействия с мировым хозяйством не способство-
вал развитию национального предпринимательства. Становление предпринима-
тельства требует новой политики открытости: речь идет не о создании непреодо-
лимых таможенных барьеров, а о том, чтобы оказать селективную поддержку наи-
более перспективным национальным производителям и производствам, имеющим
высокий научно-технический потенциал. Необходимо создание системы исполь-
зуемых во всем мире экспортных субсидий и таможенных льгот для наукоемких и
высокотехнологичных производств.

Вся система институциональной рыночной органи-
Правовое
зации строится на принципах четкого определения
обеспечение пред-
прав собственности и уверенности в их соблюдении.
принимательства
Они же являются исходными предпосылками осу-
ществления предпринимательской деятельности. Поскольку принятие решений в
рыночной экономике децентрализовано, а экономические отношения основыва-
ются на принципах добровольного обмена, власть закона является важнейшим ус-
ловием развития предпринимательства.
516 Часть III. Теоретические основы национальной экономики


Законодательство, регулирующее хозяйственную сферу, должно, следователь-
но, определять и защищать права собственности; устанавливать правила обмена,
обеспечивая свободу заключения сделок и регулируя условия их приостановле-
ния; определять порядок выхода фирм на рынок и прекращения их деятельности;
поддерживать конкуренцию.
Соответственно этим функциям правовое регулирование предприниматель-
ской деятельности охватывает четыре типа отношений:
• внутри субъекта предпринимательства — между самими собственниками,
собственниками и администрацией, администрацией и работниками;
• субъектов предпринимательства с органами государственной и террито-
риальной власти;
• субъектов предпринимательства с учреждениями финансовой сферы -
банками, органами валютного регулирования и контроля, таможенной
службы;
• субъектов предпринимательства со своими партнерами — поставщиками,
покупателями, страховщиками, перевозчиками и др.
Правовая база, которую наследует переходная экономика от предшествующей
системы, не может быть использована, так как она была ориентирована по существу
на противодействие предпринимательству. Вследствие этого первостепенной зада-
чей преобразований является создание нового законодательства. С момента прове-
дения активных рыночных преобразований (1992 г.) в России проделана значитель-
ная работа по правовому обеспечению предпринимательской деятельности. Кон-
ституция РФ 1993 года зафиксировала легитимность частной собственности и
предпринимательства. Новый Гражданский кодекс РФ (1996 г.) установил принци-
пы и нормы взаимодействия субъектов хозяйствования, а также формы предприни-
мательской деятельности. Была создана правовая база для антимонопольного регу-
лирования и принят пакет законодательных документов, регулирующих деятель-
ность различных сфер предпринимательства, а также правомочия и ответственность
его участников.
Хотя правовая база для осуществления предпринимательства уже создана, об
эффективной системе его правового регулирования говорить пока рано вследствие
неполноты и низкого качества законодательства. Многочисленные пробелы в нор-
мативном регулировании и его внутренняя противоречивость ведут к распростране-
нию спекулятивных форм предпринимательства и хозяйственным злоупотреблени-
ям. Недостаточная четкость правовых актов создает благоприятные условия для раз-
гула ведомственного нормотворчества. Отсутствие механизмов реализации многих
законов лишает возможности их применения, а слабость институтов правовой сис-
темы предопределила неспособность контролировать их исполнение. Это привело к
широкому распространению в среде российского предпринимательства правового
нигилизма и использованию неправовых методов.
Среди основных направлений совершенствования правового обеспечения
предпринимательства на современном этапе следует выделить: обеспечение един-
ства правового поля; развитие системы правовых норм; создание надежных меха-
низмов реализации законов.

Собственность Взаимосвязь предпринимательства и собственности

стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>