<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

и предпринима- сложна и многогранна. Во-первых, разграничивая
тельство распорядительные правомочия субъектов хозяй-
ствования, собственность является предпосылкой
осуществления экономических сделок, то есть существования самого предприни-
мательства. Во-вторых, закрепляя возможность использования ресурсов за одни-
ми субъектами и ограничивая ее для других, собственность является фактором оп-
ределения границ экономической свободы предпринимателя. В-третьих, опреде-
ляя характер и способ соединения факторов производства, собственность
Глава 44. Формирование институциональных условий 517
предпринимательства

устанавливает формы осуществления предпринимательства. В-четвертых, обуслов-
ливая право на присвоение результатов ее использования — дохода, собственность
выступает мотивационной базой предпринимательства. В-пятых, аккумулируя в
себе результаты и издержки использования ресурсов, собственность обусловлива-
ет использование таких способов предпринимательства, которые удовлетворяют
требованиям рыночной эффективности.
Собственность в сфере предпринимательства проявляется в виде прав по рас-
поряжению ресурсами. Поэтому для предпринимателя собственность — это преж-
де всего «пучок» прав, дающих его обладателю возможность принимать решения.
Важнейшими из них являются: право на использование имущества, право на по-
лучение дохода от имущества, право преобразовывать имущество и право распо-
ряжаться им, т.е. отчуждать. Набор властных правомочий может меняться. Он мо-
жет укрепляться путем добавления новых правомочий или, наоборот, размывать-
ся в результате вычленения некоторых из них. Расщепление властных правомочий
обусловлено характером реализации предпринимательской функции. По мере ее
усложнения оно приобретает все более устойчивый характер и проявляется в ко-
нечном счете в форме распределения прав собственности.
Особенности распределения и группировки прав собственности определяют
характер отношений собственности. Частная собственность, концентрируя в ру-
ках предпринимателя наиболее полный пучок правомочий и возлагая на него всю
полноту ответственности, предоставляет ему возможность для принятия едино-
личных решений по использованию ресурсов. Напротив, акционерная собствен-
ность, предполагая широкое рассредоточение прав собственности, ограничивает
как свободу принятия решений отдельными лицами, так и меру их ответственно-
сти. Понятно, что с точки зрения обеспечения контроля над собственностью час-
тная ее форма потенциально более эффективна, так как позволяет установить тес-
ную связь между выгодами и рисками. Вместе с тем концентрация властных пра-
вомочий у отдельных лиц сопровождается снижением как качества выполняемых
функций, так и мотивации других участников предпринимательского процесса,
что неизбежно оборачивается ухудшением результата от использования собствен-
ности, то есть падением ее эффективности. Это говорит о том, что однозначно
эффективных форм собственности нет. Каждая из них эффективна в той мере, в
какой она соответствует данному уровню развития производства и характеру пред-
принимательской функции.
Роль и значение института частной собственности в развитии предпринима-
тельства заключены в присущих ей специфических свойствах. Обладая всеобщно-
стью (способность охватывать подавляющую часть ресурсов), частная собствен-
ность обеспечивает условия для возникновения предпринимательства в различных
сферах хозяйственной деятельности. Присущая ей исключаемость (закрепление
властных полномочий за отдельными субъектами) предоставляет возможность
осуществления хозяйственных сделок посредством свободного выбора. Дроби-
мость (способность к расщеплению и перегруппировке правомочий) частной соб-
ственности позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность в самых
разнообразных организационных формах. Наконец, отчуждаемость является важ-
ным условием эффективно^ распределения ресурсов, так как позволяет переме-
щать ресурсы туда, где их ценность выше.
В то же время предпринимательство не ограничено сферой режима частной
собственности. Несмотря на очевидные преимущества, последняя имеет свои огра-
ничения. Принцип экономической свободы предполагает ее реализацию лишь в
той степени, в какой она не причиняет вреда другим. Спецификация (определе-
ние и установление) и удержание (защита) прав собственности связаны с издерж-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
518

ками. Там, где эти издержки превышают потенциальные выгоды, частная соб-
ственность перестает быть эффективной. Режим частной собственности уступает
место в этом случае государственной, коллективной или муниципальной собствен-
ности. Именно поэтому рынку присуще внутреннее многообразие форм собствен-
ности.
Нечеткое распределение прав собственности, предопределявшее низкую мо-
тивацию и ответственность за результаты принимаемых решений, было одной из
главных причин недостаточной эффективности функционирования централизо-
ванной экономики. Учитывая, что трансформационные процессы еще больше раз-
мывают права собственности, проблема определения и установления таких прав
для переходной экономики является наиболее актуальной. Во-первых, нечеткое
определение прав собственности стимулирует борьбу за перераспределение име-
ющейся собственности. Во-вторых, нечеткость и распыленность прав собствен-
ности обусловливает неопределенность и ненадежность властных правомочий,
налагая на участников хозяйственного оборота бремя больших информационных
издержек и высокой платы за риск. Все это серьезно ограничивает возможности
развития предпринимательства.

Влияние Приватизация оказывает влияние на становление
приватизации на предпринимательства путем создания условий для
становление пред- развития рыночных институтов и стимулов для реа-
принимательства лизации предпринимательских функций, прежде
всего руководителями предприятий и инвесторами.
Создание рыночных институтов не достигается простой заменой государ-
ственной собственности частной. Огосударствление экономики может быть пре-
одолено только путем укрепления экономического положения хозяйствующих
субъектов. Даже количественное преобладание частных, но финансово слабых
фирм не способствует демонтажу власти государственных органов и бюрократи-
ческого аппарата. Поэтому в переходной экономике важнейшее значение при-
обретает создание системы правомочий и стимулов для рационального поведе-
ния субъектов рынка.
Основная цель приватизации в отношении развития предпринимательства
состоит в создании эффективных собственников. Достижение второй цели связа-
но с обеспечением такого распределения прав собственности, которое обусловило
бы: а) улучшение корпоративного управления; б) повышение эффективности ис-
пользования активов предприятий; в) накопление капитала и рост инвестицион-
ной активности; г) совершенствование производственного аппарата предприятий.
В сущности, решение этих задач есть не что иное, как установление эффективного
контроля над собственностью.
Существует несколько методов приватизации: 1) продажа стратегическим
инвесторам; 2) выкуп администрацией и работниками предприятий; 3) реститу-
ция, т.е. возврат прежним владельцам; 4) бесплатная передача населению — вау-
черная приватизация. С точки зрения становления предпринимательства каждый
из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому применение того
или иного из них зависит как от приоритетности стоящих перед обществом задач
(разгосударствление, повышение эффективности работы предприятий, улучшение
управления, политические цели), так и от наличия необходимых предпосылок для
реализации (уровня развития рыночной инфраструктуры, зрелости законодатель-
ной базы, устойчивости денежного обращения и валютного курса).
Недостаток свободных денежных средств и отсутствие рынка капитала не
только препятствуют быстрому проведению приватизации, но и не позволяют при-
Глава 44. Формирование институциональных условий 519
предпринимательства
менять наиболее эффективные ее формы, обеспечивающие формирование эффек-
тивных собственников. Затруднена сама рыночная оценка предприятий из-за от-
сутствия развитых рыночных механизмов и искаженных цен. Отсутствие необхо-
димой правовой и регулирующей базы и рыночных институтов, нехватка специа-
листов и навыков проведения приватизации приводят, как показывает опыт
переходных экономик, к ошибкам и злоупотреблениям. Все это указывает на не-
обходимость поэтапного проведения приватизации в неразрывной связи со ста-
новлением рыночных институтов и механизмов. Первый этап — период коммер-
циализации госпредприятий, в течение которого они адаптируются к изменяю-
щимся условиям. Второй этап — период реструктуризации, т.е. технической
реконструкции и перепрофилирования предприятий. Третий этап — это переход к
непосредственной передаче собственности в частные руки.
Форсированная приватизация в России, преследовавшая прежде всего поли-
тические цели, не обеспечила решения главных задач — формирования эффектив-
ного собственника и создания предпринимательской мотивации хозяйственного
поведения. Напротив, форсированный характер ее проведения (за период
1992—1999 гг. изменили форму собственности 133,2 тыс. предприятий) обусловил
переход собственности к лицам, имевшим преимущества в доступе к собственнос-
ти, а не тем, которые могли обеспечить ее эффективное использование. Это приве-
ло к ряду негативных последствий.
Во-первых, поспешно проводимые приватизационные мероприятия в услови-
ях отсутствия конкурентных рынков, регулирующих институтов и механизмов обер-
нулись дроблением собственности, разрушением кооперационных связей и автоно-
мизацией предприятий, что привело к спаду производства, снижению производи-
тельности труда и резкому росту трансакционных издержек.
Во-вторых, приватизация предприятий на основе не рыночной, а остаточной
балансовой стоимости создала широкие возможности для перераспределения соб-
ственности не в пользу эффективных собственников, а номенклатуры и спекуля-
тивных посредников.
В-третьих, отсутствие финансовых ресурсов в частном секторе экономики
обусловило резкое усиление влияния в процессе приватизации криминальных струк-
тур.
В-четвертых, не сопровождаясь сколько-нибудь заметными поступлениями
средств в государственный бюджет, массовая приватизация отвлекала значительные
материальные, финансовые и людские ресурсы, которые могли быть использованы
для структурной перестройки экономики и развития институциональной среды
предпринимательства.
В результате приватизации в России не было создано надлежащих условий
для развития предпринимательства. Предприятиям такая приватизация не при-
несла ни дополнительных капиталов, ни новых технологий, ни стимулов разви-
тия, не привела к совершенствованию управления и формированию навыков ры-
ночного поведения. Вместо обновления кадрового потенциала она способствова-
ла укреплению позиций старого директората и присущих ему бюрократических
методов управления.
Проведение приватизации через выкуп собственности работниками и адми-
нистрацией предприятий привело к распылению собственности и утрате контро-
ля над ее использованием. Это, конечно, не способствовало активизации пред-
принимательской функций, поскольку вновь установленные права собственности
не обеспечивали влияния на управление. В то же время это открывало широкие
возможности для злоупотреблений.
Не более результативным оказался и способ приватизации посредством че-
ковых инвестиционных фондов (ЧИФов). Спекулятивное формирование струк-
туры их инвестиционных портфелей не только не позволяло ЧИФам устанавли-
вать эффективный контроль над предприятиями, но даже организовывать управ-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
520

ление имеющимися в их распоряжении пакетами акций предприятий. Преследуя
спекулятивные цели и руководствуясь в своей деятельности исключительно обес-
печением текущей доходности, Ч И Ф ы не были заинтересованы в долгосрочной
инвестиционной деятельности. Учитывая, что базой несуществования были не
реальные финансовые средства, а денежные суррогаты — ваучеры, Ч И Ф ы в про-
цессе ухудшения финансового положения предприятий ^сами становились банк-
ротами.
Таким образом, на новом этапе преобразований российская экономика ока-
залась перед необходимостью сосредоточить внимание на создании условий для
реального предпринимательства и одновременно на формировании эффективных
собственников. дм • v»;? ••«.«!•;'

:•

Конкуренция и Экономика предпринимательского типа — это
предприниматель- прежде всего экономика с высокой степенью кон-
ство курентной активности. При этом конкуренция и
предпринимательство взаимообусловливают друг
друга: чем выше уровень конкуренции, тем выше степень предпринимательской
активности, и наоборот.
Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна.
Способствуя росту наиболее эффективных производств и «вымывая» неэффектив-
ные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регули-
рования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя и как способ, ори-
ентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования и
поддерживающий внутреннюю тенденцию капитала к самовозрастанию.
Как способ взаимодействия рыночных субъектов конкуренция связана с рас-
пределением между фирмами платежеспособного спроса. Поэтому с точки зрения
предпринимателя конкуренция — это процесс состязательной борьбы фирм за огра-
ниченный платежеспособный спрос. Это не означает, что конкурентное поле огра-
ничивается рамками борьбы между фирмами, занимающими одну рыночную
нишу. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за гра-
ницы отдельных рыночных сегментов и даже отраслей, выступая в конечном сче-
те формой борьбы за лучшие условия хозяйствования.
Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономичес-
кой власти. Это означает, что уже само присутствие конкуренции, с одной сторо-
ны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами опре-
деленной экономической свободы, а с другой, что особенно важно, — на рассре-
доточение экономической власти среди агентов рынка. Поэтому роль конкуренции
не исчерпывается лишь ограничительными воздействиями, а служит и питатель-
ной средой для развития предпринимательства.
Во-первых, конкуренция уравновешивает частнособственнические устремле-
ния отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы для себя и
стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм
и противодействуя монопольным проявлениям, конкуренция создает благоприят-
ные условия для роста новых предпринимательских начинаний и структур.
Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодей-
ствует абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ фирм, изначаль-
но обусловливая существование самых разнообразных их типов и форм. Крупные
предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производ-
ства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предприни-
мательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигры-
вают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы-новаторы»
пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ
делает сосуществование их неизбежным.
Глава 44. Формирование институциональных условий 521
предпринимательства
Наконец, конкуренция — это и условие предпринимательской активности.
Задавая критерии эффективности и ориентируя предпринимателей на поиск луч-
ших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерыв-
ного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным дви-
гателем» развития самой предпринимательской функции. Не только повышение
качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и
услуг, применение новых методов предпринимательства становятся повседневной
заботой предпринимателя.
Взаимодействие конкуренции и предпринимательства носит не односторон-
ний характер — предпринимательство само оказывает активное воздействие на
конкуренцию. Так, если конкуренция обусловливает многообразие предпринима-
тельских структур, то такое многообразие, в свою очередь, способствует как под-
держанию высокой конкурентной активности, так и развитию самой конкурен-
ции, ее содержания, форм и методов.

Конкурентная среда переходной экономики имеет
Создание
свою специфику. Для нее характерны: слабая видо-
предпосылок
вая дифференциация фирм и доминирование от-
конкуренции
дельных их видов; ярко выраженное стремление к
реализации имеющихся монопольных преимуществ; регионализация предприни-
мательства как форма реализации рыночной власти; преобладание состязатель-
ных рынков над конкурентными; распространение практики различного рода за-
конодательных ограничений как результат лоббистской деятельности. Все это ука-
зывает на слабость и неразвитость конкуренции. Без их преодоления сформировать
эффективно действующую предпринимательскую среду невозможно. Поэтому в
рамках необходимых институциональных преобразований создание конкурентной
среды является в этом смысле более существенным фактором, чем даже проведе-
ние массовой приватизации.
Для развития конкуренции необходим ряд предпосылок: экономических, тех-
нологических и социальных.
Среди экономических предпосылок следует выделить рассредоточение рыноч-
ной власти, множественность предпринимательских образований и государствен-
ную поддержку предпринимательства. Становление конкуренции в переходной
экономике предполагает формирование условий для массового создания новых
фирм. Минимизация издержек их образования и регистрации, организацион-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>