<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

дустриально развитых стран, где мелким и малым предприятиям оказывается м щ о-
ная экономическая, финансовая и законодательная поддержка (в США дотации мл е-
кому и среднему бизнесу в виде субсидий и льгот достигают 300 млрд. долларов в
год), в России они испытывают только экономическое давление и бюрократическое
противодействие, ставящие под вопрос само их существование.
За весь непродолжительный срок своего существования мелкое предпринима-
тельство в России прошло три этапа становления.
Первый этап охватывал конец 80-х годов и был связан с кооперативным дви-
жением в СССР. Этот период характеризовался динамичным развитием предпри-
нимательства в производстве дефицитной продукции, в сферах торговли и бытовых
услуг. Характерной особенностью этого этапа было быстрое и легкое накопление
капиталов за счет игры на разнице государственных и рыночных цен и перелива
средств государственных предприятий в частный сектор.
Второй этап развития мелкого предпринимательства связан с радикальными
реформами 1992 года. Он характеризовался бурным темпом роста мелких предпри-
ятий — за год в среднем в 2,1 раза, что было обусловлено ослаблением законода-
тельных требований, либерализацией внешнеэкономической деятельности и воз-
можностью получения доходов за счет быстрого роста цен. Однако именно шоковая
либерализация подорвала нарождавшееся предпринимательство. Обесценив сбере-
жения населения, инфляция подточила потенциальную финансовую базу мелкого
предпринимательства, а резко выросшие процентные ставки снизили доступ к кре-
диту. Возросло налоговое бремя. В результате доля небольших предприятий в реаль-
ном секторе экономики резко уменьшилась, возросла доля формально существую-
щих предприятий, усилился уход их в «теневой сектор» экономики. Этап интенсив-
ного роста мелких предприятий закончился.
Третий этап (начался в 1994 г.) характеризовался снижением темпа прироста
численности мелких предприятий, достигшей своего пика в 1995 году (900 тысяч
единиц). Это явилось результатом сужения высокодоходных сфер деятельности, ис-
черпанием психологических ожиданий и возросшей конкуренцией. С учетом того,
что эти предприятия имели слабую предметно-функциональную дифференциацию
(более 60% были заняты в сфере торговых операций) и работали в одном сегменте
рынка, ухудшение экономического положения способствовало обострению конку-
рентной борьбы между ними, следствием чего стало сокращение количества мелких
предприятий. Процесс развития мелкого предпринимательства затормозился. Пос-
ледовавший в августе 1998 года финансовый кризис привел к массовому банкрот-
ству мелких предприятий, поставив под вопрос само существование этого типа пред-
принимательства.




***ЯгР&$
Глава 44. Формирование институциональных условий 527
предпринимательства
В 1999 г. в России насчитывалось более 890 тысяч малых предприятий, в том
числе в промышленности — 15,3%, в строительстве — 15,3%, транспорте и связи —
2,9%, аграрном секторе — 1,5%, торговле и общественном питании — 44,9%, общей
коммерческой деятельности — 4,1%, науке и научном обслуживании — 4,2%, фи-
нансах, социальной сфере, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве — 4,9%.
Каковы перспективы развития мелкого предпринимательства в российской
экономике? Природа товарного хозяйства такова, что воспроизводство мелких
предпринимателей является внутренним свойством рыночной системы. Кроме
того, наметившаяся (особенно после августа 1998 г.) концентрация капитала во
многих сферах экономики сопровождается освобождением отдельных рыночных
ниш, что может способствовать новому этапу развития мелкого предприниматель-
ства. Реализоваться такая тенденция может в том случае, если она будет дополне-
на факторами макроэкономического роста — производства, доходов, совокупного
спроса. Во многом это будет зависеть и от проводимой государством политики,
которая должна быть более активной, учитывая, что насыщенность российской
экономики малыми формами предпринимательства остается низкой. Так, в стра-
нах Западной Европы на тысячу жителей приходится 40 малых предприятий, а в
России — только 6.

Конкуренция не является самодостаточным элемен-
Поддержка
том рынка. Механизм ее действия противоречив,
конкуренции и
ибо, способствуя борьбе производителей за лучшие
антимонопольная
результаты хозяйствования, она ведет к концентра-
политика
ции рыночной власти у наиболее сильных из них.
Кроме того, всегда существуют финансовые стимулы для вступления фирм в сго-
вор. Все это чревато снижением конкурентной активности и падением эффектив-
ности функционирования рынков. Поэтому поддержка и поощрение конкурен-
ции должны быть постоянной заботой государства.
Суть государственного регулирования конкуренции состоит в обеспечении
принципа равных возможностей и условий для всех хозяйствующих субъектов и
стимулирования деловой активности. Решение этих задач осуществляется при
помощи мер экономического и законодательного характера. Меры экономичес-
кого характера включают в себя инструменты бюджетно-налоговой (налоговые
льготы, госзакупки) и кредитно-денежной политики. Административное регули-
рование, устанавливая «правила игры», включает в себя правовые меры по пресе-
чению недобросовестной конкуренции и монополистических проявлений. Пер-
вое связано с разработкой правового режима деятельности фирм, включая прин-
цип невмешательства в дела друг друга, ответственности за применение
недозволенных способов продаж и рекламы. Второе предполагает разработку и
применение антимонопольного законодательства. При этом антимонопольная по-
литика не должна быть направлена на запрещение монополии как таковой, пре-
пятствовать соглашениям, ведущим к повышению эффективности общественно-
го производства. Она должна быть направлена исключительно на защиту конку-
ренции, а не конкурентов.
Осуществление конкурентной политики — наиболее сложное звено государ-
ственной деятельности в переходных экономиках. Это связано как с наследием же-
сткой административной системы, так и с особенностями самих трансформацион-
ных процессов. С одной стороны, унаследованный от прежней системы монопо-
лизм производителей требует жестких мер противодействия, включая запреты на
картельные соглашения. С другой стороны, такие меры могут стать препятствием
на пути развития интеграционных процессов и привести к подавлению деловой ак-
тивности. Неоднозначно и отношение к иностранной конкуренции: при низкой
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
528

конкурентоспособности отечественных производителей чрезмерная открытость на-
ционального рынка может привести к разрушению промышленности и вытеснению
национального предпринимательства в периферийные сферы деятельности.
В переходный период регулирукццее воздействие государства должно быть
сконцентрировано на расширении конкурентной базы путем поддержки малых
предприятий и снижения барьеров для проникновения в отрасль, чаще всего высту-
пающих препятствием для возникновения новых предпринимательских структур,
Важным инструментом поддержания высокой конкурентной активности в
экономике является проведение антимонопольной политики. Ее острие должно
быть направлено против необоснованного ограничения конкуренции и злоупот-
ребления рыночной властью, на создание условий и мер по предотвращению м -о
нопольных проявлений. Действенным инструментом ее проведения является ан-
тимонопольное законодательство. Сфера его применения охватывает: регулиро-
вание вертикальной и горизонтальной интеграции; контроль за картелизацией и
ценами; регулирование деятельности естественных монополий. Следует иметь в
виду, что эффективность применения законодательных мер в значительной степе-
ни зависит от создания антимонопольных условий деятельности фирм. В пере-
ходной экономике, характеризующейся высокой динамикой экономических про-
цессов и серьезными структурными сдвигами, эффективность законодательных
мер значительно снижается. Так, принятые в России в качестве индикаторов м -
о
нопольного положения доля на рынке и превышение цен над издержками в усло-
виях высокой инфляции оказались неработоспособными.
Учитывая особенности отраслевой структуры и формирования рынков в пе-
реходный период, антимонопольное законодательство должно быть достаточно
гибким — иначе оно может стать причиной подавления деловой активности.
Как показывает опыт большинства бывших социалистических стран, на пер-
вых этапах трансформации экономики предпочтительно применение мягкого анти-
монопольного законодательства — не налагающего полного запрета на картелиза-
цию и не предусматривающего за это уголовной ответственности. Так, в Польше,
Чехии и Словакии законодательство в основном направлено на запрет соглашений
о ценах и рынках. В Венгрии его острие было направлено против вертикальной кар-
телизации. Примечательно, что во всех этих странах антимонопольное законода-
тельство допускает даже картельные соглашения, если они способствуют активиза-
ции экономической деятельности и серьезно не ограничивают конкуренцию.

Особая сфера антимонопольной деятельности — регулирование деятельнос-
ти «естественных», «ресурсных» и «первоначальных» монополий.
Поскольку причиной возникновения естественных монополий является кор-
реляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприя-
тия, проявляющаяся в положительном «эффекте масштаба», то воздействие госу-
дарства на такие предприятия должно осуществляться через регулирование цен на
их продукцию.
Природа ресурсных монополий связана с реализацией прав собственности на
ресурсы, обеспечивающие получение устойчивой и воспроизводимой экономи-
ческой ренты. Чаще всего они появляются там, где издержки национальных про-
изводителей ниже мировых и реализуются во внешней торговле как разница меж-
ду внутренними и мировыми ценами. Регулирование деятельности таких предпри-
ятий состоит в том, чтобы, не препятствуя реализации имеющихся преимуществ.
предотвратить нарушение равновесия внутреннего рынка данного ресурса. Несоб-
людение этого требования чревато серьезными негативными последствиями. Так.
высокая эффективность экспорта некоторых сырьевых ресурсов, прежде всего топ-
ливно-энергетических, возникшая из-за нерационального валютного курса руб-
ля, привела к росту их вывоза из страны и сокращению предложения на внутрен-
Глава 44. Формирование институциональных условий 529
предпринимательства

нем рынке, что стало одной из весомых составляющих инфляции в российской
экономике.
Первоначальные монополии возникают как результат использования передо-
вых технологий, обеспечивающих получение монопольно высоких прибылей.
Специфика их состоит в том, что они имеют временный характер. В данном слу-
чае регулятивная задача состоит в том, чтобы, не подрывая стимулов к новатор-
ству, воспрепятствовать реализации всей полноты монопольной власти и при этом
стимулировать распространение в экономике данного нововведения. Наиболее
приемлемым вариантом в этом случае является сохранение таких предприятий в
государственной собственности.
В Российской Федерации к естественным монополиям отнесены: электроэнер-
гетика, газовая промышленность, нефтяные магистральные трубопроводы, желез-
нодорожный транспорт и связь. Их деятельность регулируется на основании Закона
РФ «О естественных монополиях», принятого в 1995 году и предусматривающего
применение двух основных методов: а) ценового регулирования — прямого опреде-
ления цен или установления предельных уровней, «потолков» цен и б) нормативно-
го регулирования — определения потребителей для обязательного обслуживания и
установления минимального уровня их обеспечения. Несмотря на регулирующее
воздействие и трудности сбыта, российские монополисты все же сумели реализо-
вать имеющуюся рыночную власть, о чем свидетельствуют уровни заработной пла-
ты в этих отраслях, превышающие средний по промышленности в 2—3 раза. В то же
время из-за резкого сужения спроса и неплатежеспособности потребителей эти от-
расли также оказались в сложном финансовом положении.
Государственное воздействие на естественные монополии включает не толь-
ко регулирование их деятельности, но и реструктуризацию, направленную на раз-
граничения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в со-
ставе монополий. Следует стремиться к формированию в сферах их деятельности
конкурентных отношений: созданию противозатратных механизмов регулирова-
ния цен, регулированию инвестиционных программ, поэтапному прекращению
практики субсидирования потребителей, выделению из структуры монополий
конкурентных производств, поэтапной либерализации цен на продукцию, конт-
ролю за финансовыми потоками. При этом необходимо безусловное сохранение
технологической устойчивости и надежности систем, присущих крупным моно-
полиям данного типа.

Государственное Масштабы государственного предпринимательства
предприниматель- различаются по странам и изменяются во времени.
ство Сфера государственного предпринимательства не
ограничивается производством общественных благ.
Заметным является присутствие государственных предприятий в базовых отрас-
лях (горнодобывающая, сталелитейная, энергетика) и инфраструктуре (транспорт
и связь), обеспечивающих стабильность макроэкономических условий функцио-
нирования всего рыночного сектора экономики. Важной сферой госпредприни-
мательства является стимулирование приоритетных направлений научно-техни-
ческого прогресса. Государство принимает на себя предпринимательские функ-
ции в отраслях, переживающих кризисные явления. Все это свидетельствует о том,
что острие государственного предпринимательства направлено на поддержание
конкурентоспособности национальной экономики, а его задача состоит не в мак-
симизации прибыли, а в максимизации общественного благосостояния путем
обеспечения устойчивого Экономического роста.
Рассматривая государственное предпринимательство в качестве инструмента
поддержания конкурентоспособности экономики, следует отметить, что его мае-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
530

штабы зависят от складывающихся в национальном хозяйстве условий. В пере-
ходной экономике значение и роль государственного предпринимательства неиз-;:
меримо выше, чем в рыночной. Существуют по меньшей мере три фактора, пре-;
допределяющих значительное участие государства в предпринимательской дея-1
тельности в трансформационный период. Во-первых, это общая слабость частного |
сектора, который неспособен охватить весь воспроизводственный процесс. В- о
вторых, нежелание частного капитала идти в производственную сферу как из-за
недостаточных размеров собственных средств, так и в силу характерной для не
е
долгосрочности отдачи от вложений. В-третьих, наличие нерентабельных пред-
приятий, требующих финансовой санации и технической модернизации.
В России государственное предпринимательство традиционно играло суще-
ственную роль в экономике. Казенные предприятия до 1917 года занимали важное
место во многих отраслях. Многие частные предприятия работали при участии!
них государства или государственной поддержке. Связано это было с недостатком
внутренних частных накоплений и необходимостью технического совершенство-
вания национальной промышленности. Схожие проблемы и задачи стоят и пе-
ред современной российской экономикой, что уже само по себе предполагав!
серьезное участие государства в предпринимательской деятельности, по край-
ней мере на переходном этапе, когда закладывается база будущей предприниматель-
ской экономики.
В настоящее время в Российской Федерации государственное предпринима-
тельство осуществляется в двух формах — государственных унитарных предприя-
тий и акционерных обществ с государственным капиталом.
Акционерные общества (АО) с государственным капиталом существуют в виде
АО со 100-процентным государственным капиталом, АО, где государству принад-
лежит контрольный пакет или оно обладает «золотой акцией», и АО, где государство '
выступает рядовым участником. Несмотря на имеющиеся различия в характере и у м-
щественных отношений (собственником имущества унитарного предприятия явля-
ется государство, а АО выступает самостоятельным собственником своего имуще-
ства), АО со 100-процентным госкапиталом мало чем отличается от коммерческого j
унитарного предприятия по характеру хозяйственного поведения. Создание таких '
предприятий преследует в основном утилитарные цели — возможность привлече-
ния инвестиций путем продажи акций, улучшение структуры управления и его гиб-
кости, расширение хозяйственной самостоятельности. В то же время эти предприя- ,
тия подвержены значительному воздействию административных рычагов, посколь- |
ку совет директоров в них формируется госорганами. Более свободны в этом '
отношении АО, где государство, сохраняя за собой контроль, не является единствен-
ным собственником. Такие АО позволяют государству сохранять права собственно-
сти при более низких финансовых издержках. Что касается АО с долевым участием
государства, не образующим контрольного пакета, то они функционируют как обыч-
ные коммерческие предприятия, а влияние государства в них реализуется посред-
ством воздействия на принимаемые планы и через выборы руководства. j

Противоречия Ограниченность экономического суверенитета. Эко-
предприниматель- номический суверенитет предпринимателя никогда
ства в переходной не бывает абсолютным. В рыночной экономике эко-
экономике номическая свобода предпринимателя ограничена
потребительским спросом и поведением конкурен-
тов, имеющими чисто экономическую природу и не ущемляющими предприни-
мателя в возможности осуществления свойственных ему функций. В условиях пе-
рехода к рыночной системе природа факторов, ограничивающих экономический
суверенитет предпринимателя, принципиально иная.
Глава 44. Формирование институциональных условий 531
предпринимательства

<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>