<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

• Попросите ребенка рассказать вам, что он узнал о вирусе, — это позволит развеять неправильные
представления. Можно использовать письменное и художественное творчество.
• Оцените изменения в эмоциональном состоянии и сообщите семье симптомы, которые могут
указывать на необходимость более интенсивного вмешательства.
• Подкрепите в родителях уверенность в том, что они правильно поступили, рассказав ребенку о его
диагнозе, и направьте их в родительскую группу поддержки, если таковая имеется и они проявят
к этому интерес. Обратите внимание родителей на то, что раскрытие диагноза ВИЧ-инфекции
затрагивает и других детей в семье, поэтому об их эмоциональном состоянии тоже следует
подумать.
• Напомните родителям, что раскрытие диагноза — не одноразовое событие, оно потребует
постоянного контакта с ребенком. Спросите родителей, какая еще поддержка была бы полезна им и
их ребенку. Предоставьте информацию о молодежных лагерях для ВИЧ-инфицированных и
пострадавших от ВИЧ-инфекции.




46.6 Проблемы, стоящие перед
Социальная поддержка и открытое обсуждение
медицинским работником
диагноза чрезвычайно важны, особенно в период
становления личности, когда подросток решает для себя
проблемы взаимоотношений с окружающими, опреде- Большинство родителей годами мучаются, прежде чем
ляет свою позицию в вопросах половой жизни и сообщить ребенку, что у него ВИЧ-инфекция. Им также
употребления наркотиков, строит планы на будущее [12]. требуется совет и поддержка медицинского работника.
Чем дольше не говорить подростку правды о его Именно проблема раскрытия диагноза сама по себе
диагнозе, тем с большим недоверием он начинает заставляет большинство родителей впервые обратиться в
относиться к врачам, медицинским структурам и психиатрическую службу [7]. Для оказания поддержки
собственным родителям. Многие больницы и другие ВИЧ-инфицированным детям и их семьям необходима
учреждения здравоохранения имеют в штате всесторонняя психосоциальная оценка, позволяющая
специалистов по биоэтике, социальных работников и выявить сильные и слабые стороны каждой семьи [5].
консультантов, которые могут разъяснить родителям Такой подход позволит медицинской бригаде лучше
юридические и этические последствия сокрытия просчитать психологические, социальные и насущные
диагноза. потребности семьи, а также помочь ей в планировании
необходимых шагов [5]. В равной мере важно, чтобы
медицинские работники знали об обстоятельствах,
46.5 Сообщение диагноза в школе
делающих раскрытие диагноза нежелательным. Ребенок
младшего возраста не в состоянии понять, что значит его
Родителей часто волнует вопрос, нужно ли сообщать
диагноз, и нельзя ожидать, что он осознает серьезность
диагноз ребенка сотрудникам школы. Совет в этом деле
своего положения. Если родитель эмоционально
могут дать медицинские работники, ознакомившись с
неустойчив, испытывает гнев или чувство вины из-за
политикой школы в отношении ВИЧ-инфицированных.
инфекции, переживает кризис или не готов постоянно
Они также могут помочь родителям предугадать
обсуждать тему ВИЧ, не следует подталкивать его в этот
реакцию школьной администрации и других родителей и
момент к раскрытию диагноза. Некоторые дети не
обеспечить ребенку необходимую поддержку. Хотя
способны хранить секреты. В ситуациях, где раскрытие
проявления негативного отношения, вызванные страхом
диагноза могло бы создать серьезную угрозу финан-
и незнанием, встречаются, большинство детей находят у
совому, социальному, общественному и даже
своих учителей сочувствие, понимание и поддержку.
физическому благополучию семьи, этот вопрос следует
Необходимо открыто и честно обсудить с родителями,
отложить до тех пор, пока семье ничто не будет угрожать
ребенком, учителями и директором школы весь спектр
или пока ребенок не достигнет такого уровня развития,
возможных реакций на известие о наличии у ребенка
когда сумеет держать полученную информацию в тайне.
ВИЧ-инфекции.




Руководство по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным детям. Под ред. С. Зайхнера и Дж. Рид
5
Раскрытие диагноза



пострадал. Связанные с этим конкретные вопросы
У многих бывают ошибочные или устаревшие
особенно трудно решать в странах, бедных ресурсами,
представления о ВИЧ. Сообщение ребенку и другим
где ВИЧ-инфекция наиболее распространена. В таких
членам семьи достоверных и современных сведений о
странах, например в Африке к югу от Сахары, стигма,
путях передачи ВИЧ, новых методиках лечения и
сопутствующая ВИЧ-инфекции, столь велика, что
улучшении прогноза в отношении этого заболевания
женщины отказываются сообщать о диагнозе кому бы то
может их значительно обнадежить и морально
ни было из-за страха подвергнуться дискриминации,
поддержать. Повышение осведомленности об анти-
стать объектом насилия в семье или получить развод [14,
дискриминационных законах, предусматривающих право
15]. Интенсивные и учитывающие особенности местной
на конфиденциальность, и о законодательстве, каса-
культуры программы консультирования и поддержки по
ющемся попечительства, опеки, прав приемных
вопросам профилактики передачи ВИЧ-1 от матери
родителей и медицинских решений — все это играет
ребенку, раскрытия диагноза, способов лечения и их
важную роль в поддержке семьи при раскрытии диагноза
доступности могли бы принести пользу всем семьям, где
и в оказании эффективной помощи ВИЧ-инфицирован-
бы они ни жили.
ному ребенку [7].
Проблема раскрытия диагноза глубоко затрагивает
всех, кто инфицирован ВИЧ-1 или иным образом от него




ЛИТЕРАТУРА

1. Abrams, E. J. & Nicholas, S.W. Pediatric HIV infection. 9. Tasker, M. How Can I Tell You? Washington, DC: Association
Pediatr. Ann. 19 : 8 (1990), 482–3, 485–7. of the Care of Children’s Health (1992).
2. Lipson, M. Disclosure within families. AIDS Clin. Care 5 10. Lewis, S. Y., Haiken, H. J. & Hoyt, L. G. Living beyond the
(1993), 43–4. odds: a psychosocial perspective on long-term survivors of
pediatric human immunodeficiency virus infection. J. Dev.
3. Melvin, D. Don’t forget the children: families living with HIV
Behav. Pediatr. 15 : 3 (1994), S12–17.
infection. In L. Bennett (ed.), AIDS as a Gender Issue:
Psychosocial Perspectives. Social Aspects of AIDS. London: 11. DeMatteo, D., Wells, L. M., Salter G. R. & King, S. M. The
Taylor & Francis (1997), pp. 215–34. ‘family’ context of HIV: a need for comprehensive health and
social policies. AIDS Care 14 : 2 (2002), 261–78.
4. Wiener, L. S., Battles, H. B., Heilman, N., Sigelman, C. K. &
Pizzo, P. A. Factors associated with disclosure of diagnosis to 12. Battles, H. B. & Wiener, L. S. From adolescence through young
children with HIV/AIDS. Pediatr. AIDS HIV Infect. 7 : 5 (1996), adulthood: psychosocial adjustment associated with long-term
310–24. survival of HIV. J. Adolesc. Health 30 : 3 (2002), 161–8.
5. Wiener, L., Septimus, A. & Grady, C. Psychological support and 13. Kirshenbaum, S. B. & Nevid, J. S. The specificity of maternal
ethical issues for the child and family. In C. Wilfert (ed.), disclosure of HIV/AIDS in relation to children’s adjustment.
Pediatric AIDS: The Challenge of HIV Infection in Infants, AIDS Educ. Prev. 14 : 1 (2002), 1–16.
Children, and Adolescents, 3rd edn. Philadelphia: Lippincott,
14. Kilewo, C., Massawe, A., Lyamuya, E. et al. HIV counseling
Williams & Wilkins (1998), pp. 703–27.
and testing of pregnant women in sub-Saharan Africa:
6. Olsen, R., Huszti, H., Mason, P. & Seibert, J. Pediatric experiences from a study on prevention of mother-to-child HIV-
AIDS/HIV infection: an emergency challenge to pediatric 1 transmission in Dar es Salaam, Tanzania. J. AIDS 28 : 5
psychology. J. Pediatr. Psychol. 14 (1989), 1–21. (2001), 458–62.
7. Wiener, L. Helping a parent with HIV tell his or her children. In 15. Ladner, J., Leroy, V., Msellati, P. et al. A cohort study of factors
B. Thompson (ed.), HIV and Social Work: A Practitioner’s associated with failure to return for HIV post-test counselling in
Guide. Binghamton, NY: Haworth Press (1998), pp. 327–38. pregnant women: Kigali, Rwanda, 1992–1993. AIDS 10 : 1
(1996), 69–75.
8. Wiener, L., Fair, C. & Garcia, A. HIV/AIDS: pediatric. In
J. Hopps (ed.), Encyclopedia of Social Work, 19th edn.
Washington, DC: NASW Press (1995), pp. 1314–24.




Руководство по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным детям. Под ред. С. Зайхнера и Дж. Рид

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ