стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 47
Доходы и уровень жизни населения. Проблема бедности

Коренные изменения социально-трудовых отношений определяются не толь-
ко формированием рынка труда, но и системой распределения доходов. Доходы
населения являются важнейшим показателем социально-экономического поло-
жения граждан, а особенности их распределения во многом характеризуют соци-
альную ориентацию экономической системы.

Формы доходов Доходы населения — это совокупность денежных и
населения натуральных средств, полученных за определенный
период населением и предназначенных для потреб-
ления и сбережений.
По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные.
Денежные доходы населения — все поступления денежных средств в виде оплаты
труда работающих лиц; пенсии, стипендии, различные пособия и другие соци-
альные трансферты; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, диви-
дендов, ренты; поступления денег от продажи акций, ценных бумаг, продукции
личного подсобного хозяйства, различных изделий и других товаров; оплата услуг,
оказанных на сторону, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи
иностранной валюты и др.
Натуральные доходы населения — все поступления продуктов сельского хо-
зяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий,
услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, са-
дово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготов-
ки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т.е. не
имеющих товарной формы), а также все виды оплаты труда и социальных транс-
фертов в виде товаров.
Роль доходов в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и
структура потребления непосредственно зависят от величины (размера) дохода.
Как отмечалось ранее, от уровня доходов зависит воспроизводство работников и
членов их семей, всех граждан. Показателем материальной обеспеченности насе-
ления являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, включающий
денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из личных подсобных хо-
зяйств и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального
(республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и соци-
альных фондов предприятий.
Денежные доходы населения Российской Федерации (в среднем на душу в
месяц) составили (по оценкам Всероссийского центра уровня жизни) в 1999 г.
1501,8 руб. По сравнению с 1998 годом среднедушевые денежные доходы увеличи-
лись на 54,8%.
Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагае-
мые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от
собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения —
результат перераспределительных процессов. Они представляют собой сумму
первичных доходов и социальных трансфертов, уменьшенную на величину обя-
зательных платежей и сборов. Располагаемые доходы корректируются с учетом
натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые дохо-
ды населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных транс-
фертов.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
580

В составе доходов населения необходимо учитывать и средства, взятые i
долг, — это находит отражение в показателях конечных и общих доходов населе-
ния. Конечные доходы населения — это располагаемые доходы плюс чистые долги
населения. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выдан-
ным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительс-
кие цели. Среднедушевой денежный доход — сумма конечных доходов, деленная на
численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректи-
рованные располагаемые доходы и чистые долги.
Доходы населения зависят от уровня потребительских цен, поэтому следует
различать номинальные и реальные располагаемые доходы. Номинальные доходы ха-
рактеризуют уровень денежных доходов без учета изменения цен, то есть включают
всю сумму полученных конечных доходов. Реальные располагаемые доходы рассчиты-
ваются с учетом индекса цен, тарифов. Индекс потребительских цен влияет на покупа-
тельную способность номинальных доходов населения, которая, в свою очередь, отра-
жает потенциальные возможности приобретения товаров и услуг населением, выражен-
ные соотношением конечных доходов с величиной прожиточного минимума. С ростом
индекса потребительских цен растет стоимость прожиточного минимума и, соответ-
ственно, снижается покупательная способность конечных доходов населения.

Тенденции Переход в России от огосударствленной системы
изменения доходов формирования доходов населения и гарантирован-
и уровня жизни ной государством системы социального обеспече-
в переходной ния всего населения к рыночным принципам фор-
экономике мирования доходов граждан неизбежно вызвал кар-
динальные изменения во всей системе доходов. Эти
изменения сочетались с падением объемов производства, разрушением традици-
онных хозяйственных связей и приватизацией государственной собственности.
Все это вызвало ряд неблагоприятных тенденций в доходах и уровне жизни насе-
ления в переходной экономике России.
• Изменение источников доходов населения при уменьшении роли оплаты труди
и увеличении скрытых доходов. Эту тенденцию определили два процесса. С одной
стороны, неизбежно происходило некоторое снижение доли оплаты труда в ис-
числении денежных доходов в силу объективного и оправданного увеличения до-
ходов от собственности и предпринимательской деятельности, а с другой сторо-
ны, имело место уменьшение доли легальных форм оплаты труда, что свидетель-
ствует о неблагоприятных тенденциях в сфере экономики в целом и на рынке труда
в частности (см. табл. 47.1).
Таблица 47.1
Структура источников доходов населения России (в процентах)
1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Источник доходов

Денежные доходы — всего 100
100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
46,4 38,7
Оплата труда' 74,1 59,8 69,9 58,0 37,8 40,7 38,2
14,7 16,3 15,0 14,1
Социальные трансферты 14,3 13,5 13,1 14,2 15,0
Доходы от собственности 2,5 12,8 5,4 5,8
3,0 4,5 6,5
1,0 5,9
Доходы от предпринимательской
деятельности 3,8 13,7
8,4 18,6 15,9 16,4 13,0 14,8
4,1
Другие доходы 6,4 5,4 19,7 28,0
4,9 26,2 26,0 26,5
7,1
1
Без учета скрытой оплаты труда. С учетом скрытой оплаты труда доля оплаты труда
с 1990 г. до 1998 г. снизилась с 76,4 до 64,9%, а в 1999 г. эта доля составила 65,4%.
-fe-.,H_ % i|.



Глава 47. Доходы и уровень жизни населения. 581
Проблема бедности

• ffppn/грнгпгвп ц ^ущ^ггпйРннпя дифференциация доходов. Преобразования при-
вели к формированию ярко выраженной" неблагбпЩяТнои"тенденции устойчиво-
го неравенства или существенной дифференциации доходов в обществе. Соци-
ально-экономическая дифференциация по доходам неизбежна в силу целого ряда
причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддер-
жки тех или иных видов деятельности, более высоких доходов в предпринима-
тельской среде и т. д. Однако процессы, происходящие в экономике России и дру-
гих стран СНГ, характеризуются наиболее острой формой неравенства — поляри-
зацией доходов.
Это находит выражение, во-первых, в разрыве между доходами самых бед-
ных и самых богатых слоев населения (см. табл. 47.2). Распределение общего объе-
ма денежных доходов населения по 20-процентным группам показывает, что с 1991
по 1999 гг. доля совокупного дохода 20% беднейших граждан упала с 11,9 до 6,2%
общего объема денежных доходов населения страны. В то же время доля доходов
20% самых богатых граждан в общих доходах возросла с 30,7 до 47,3%.
Данные изменения нашли отражение в изменении коэффициенте Джиниг кхь
торый вырос за указанный период с 0,260 до 0,394. Это одно из наиболее высоких
значений коэффициента в современных странах.
Соотношение между доходами, получаемыми 10% наиболее и 10% наименее
обеспеченного населения, возросло с 1991 по 1999 гг. более чем в три раза — с 4,5
до 14,5.
Таблица 47.2
Распределение общего объема денежных доходов населения в России
по 20-процентным группам (в процентах)

"руппы 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

1. Первая
6,2
6,0 5,8 5,3 5,5 6,2 6,0 6,1
(с наименьшими доходами) 11,9
11,1 10,7 10,2 10,4
2. Вторая 15,8 11,6 10,2 10,2 10,6
16,7 15,2 14,8
3. Третья 18,8 17,6 15,2 15,0 14,8 14,9
26,5 24,8 22,4 21,5 21,6 21,0
4. Четвертая 22,8 23,0 21,1
5. Пятая (с наибольшими
41,6 46,4 47,4 47,3
доходами) 30,7 38,3 46,3 46,9 47,6
Коэффициент Джини 0,398 0,381 0,394
0,260 0,289 0,409 0,381 0,375 0,379




Во-вторых, такая же тенденция наблюдалась в рассматриваемый период и в
дифференциации расходов. В начале 1998 г. потребительские расходы 10% наиболее
обеспеченного населения в 8 раз превышали уровень таких расходов 10% наиме-
нее обеспеченного населения, а расходы на питание — в 5 раз. К 1999 г. эти соот-
ношения составили соответственно 10 и 6 раз. Еще более значителен разрыв в по-
треблении платных услуг: на 10% наиболее бедного населения приходится 0,6%
платных услуг в сфере образования, 0,9% всех расходов на медицинские услуги и
0,2% на санаторно-оздоровительные мероприятия, тогда как на 10% наиболее
обеспеченных граждан приходится соответственно 34, 40 и 62% от общего объема
указанных расходов.
Таким образом, в результате преобразований сформировались существенно
различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и ха-
рактеру потребления благ, что противоречит общемировым прогрессивным тен-
денциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства в обществе.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
582

• Снижение жизненного уровня и качества жизни большинства населения -
еще одна неблагоприятная тенденция переходной экономики России, являю-
щаяся следствием общих неблагоприятных процессов в переходной экономике.
Важнейшие ее проявления — снижение реальной заработной платы и фактичес-
кого потребления материальных благ и услуг населением. Прожиточный мини-
мум — это показатель минимального состава и структуры потребления матери-
альных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жиз-
недеятельности.
Прожиточный минимум, согласно «Методологическим положениям по ста-
тистике» Государственного комитета по статистике России, представляет собой на-
туральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограниче-
ния и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также
расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные плате-
жи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных
семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного из-
мерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших
благ и услуг на минимально допустимом уровне.
Согласно «Методологическим рекомендациям по расчету прожиточного ми-
нимума в Российской Федерации» он состоит из:
— минимальной продуктовой корзины, рассчитываемой как в среднем надушу
населения, так и для различных социально-демографических групп населения (от-
дельно мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, отдельно дети
до 6 лет и от 7 до 15 лет). Этот набор продуктов был рассчитан на основе минималь-
ных размеров потребления Институтом питания Академии медицинских наук Рос-
сийской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонасе-
ления РАН и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной
организации здравоохранения. Минимальная продуктовая корзина дифференциру-
ется по 8 природно-климатическим зонам. В среднем на душу населения доля рас-
ходов на питание в прожиточном минимуме составляет 68,3%;
— расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные
платежи, включаемые в определенном процентном отношении к продуктовому на-
бору, рассчитанном по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств сре-
ди 10% наименее обеспеченного населения в 1992—1995 гг. В среднем на душу насе-
ления доля расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязатель-
ные платежи в прожиточном минимуме составляет 31,7%, в том числе доля расходов
на непродовольственные товары — 19,1%, услуги — 7,4%, налоги и платежи — 5,2%.
Значительная часть населения России имеет денежные доходы ниже величи-
ны прожиточного минимума. За период 1998—1999 гг. в связи с негативными по-
следствиями кризиса доля бедного населения возросла в стране до 29,9% и соста-
вила 43,8 млн. человек. Величина прожиточного минимума в России в 1999 г. со-
ставила 907,8 руб. в среднем на душу населения в месяц. В третьем квартале 2000 г.
величина прожиточного минимума составила в расчете на душу населения в ме-
сяц 1234 руб. Данный показатель значительно различается по регионам. В 1999 г.
он составлял в республике Адыгея 833,5 руб., в Ульяновской области — 857,1 руб.,
а в Корякском и Чукотском автономных округах — 2310,0—2543,8 руб.
Принятие в 1999 г. федеральных законов «О прожиточном минимуме в Рос-
сийской Федерации» и «О потребительской корзине в целом по Российской Фе-
дерации» означает введение новой методики расчета величины прожиточного ми-
нимума, оцениваемого на основе стоимости потребительской корзины, включаю-
щей в себя 35 продуктов питания, 67 непродовольственных товаров, 6 видов услуг,
а также обязательные платежи и сборы. Использование такой методики, по расче-
там, приводит к тому, что величина прожиточного минимума увеличивается по
сравнению с его величиной, подсчитанной в соответствии с методикой 1992 г., в
Глава 47. Доходы и уровень жизни населения. 583
Проблема бедности

среднем более чем на 20%. А это, в свою очередь означает рост численности насе-
ления с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
О снижении жизненного уровня свидетельствует не только высокая доля на-
селения с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный
размер заработной платы и ставка 1-го разряда тарифной сетки, действующей в
бюджетной сфере, до сих пор значительно ниже величины прожиточного мини-
мума. Это означает, что низкий уровень жизни имеют не только нетрудоспособ-
ные лица (инвалиды, дети-сироты), не только безработные, но и работающие на
низкооплачиваемой работе. Если принять во внимание, что среднемесячная на-
численная заработная плата работников сельского хозяйства и легкой промыш-
ленности лишь незначительно превышала величину прожиточного минимума, то
оказывается, что работники целых отраслей экономики находятся в зоне устойчи-
во низкого уровня жизни.
Еще одним показателем измерения уровня и качества жизни является индекс
человеческого развития, который рассчитывается исходя из трех параметров — сред-
ней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель дол-
голетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и
старше, а также показатель полноты охвата обучением) и показателя реального
валового внутреннего продукта на душу населения. Данный индекс, рассчитывае-
мый ООН с 1990 г., дает сравнительную характеристику качества жизни в различ-
ных странах. По результатам доклада ООН, в 1995 г. Россия занимала 72-е место в
рейтинге 173 стран, что позволяет отнести ее к странам «со средним уровнем че-
ловеческого развития». Следует отметить, что рейтинг России в результате проти-
воречий преобразований снизился — в 1985—1990 гг. Россия занимала 31-е место
в рейтинге и входила в число стран «с высоким уровнем человеческого развития».
Устойчивая тенденция к снижению уровня жизни значительной части насе-
ления требует принятия специальных мер, позволяющих элиминировать действие

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>