стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 48
Реформирование системы социальной защиты и отраслей
социальной сферы

Социальная защита В переходной экономике совершается переход от
населения прежней системы социального патернализма и опе-
ки государством населения к системе социальной
защиты населения, присущей экономике с рыночными основами хозяйствования.
Границы между различными направлениями социальной защиты как по фор-
мам, так и по источникам в определенной мере условны. Выплаты, которые мож-
но отнести к одному направлению социальной защиты, носят в ряде случаев более
широкий характер и одновременно решают задачи по нескольким другим направ-
лениям социальной защиты. Вместе с тем, исходя из их основного назначения и
роли в системе социальной защиты в целом, необходимо выделять важнейшие
направления социальной защиты.
Основные направления социальной защиты включают:
• социальное страхование;
• социальную помощь;
• обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ и минималь-
ных гарантий.
Социальное страхование — направление социальной защиты населения, пред-
назначенное для обеспечения населения в случае наступления социальных рис-
ков различного рода. Социальные риски — наступление временной нетрудоспособ-
ности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье,
утрата трудоспособности по старости и т. д. — сопровождают жизнь каждого чело-
века. Они носят характер массового социального явления и касаются всех членов
общества. Вследствие этого создание надежной, устойчивой системы социально-
го страхования — важнейшее направление социальной защиты в любом развитом
государстве.
Экономическая природа социального страхования тесно связана с обязатель-
ностью страхования для работников и работодателей. Это вытекает из природы
данного вида социальной защиты и неизбежности наступления основных видов
социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан. Вместе с
тем система социального страхования включает в себя и добровольное (частное)
страхование граждан. Общим для данных форм страхования является то, что в обо-
их случаях в страховании участвуют сами застрахованные, но на различных нача-
лах—в обязательном порядке или на добровольных основаниях. В целом страхо-
вание осуществляется преимущественно в форме обязательных страховых взно-
сов, осуществляемых работниками и работодателями.
Благодаря обязательности страховых платежей достигаются высокий уровень
их гарантии в случае наступления рисков и относительная простота процедуры
осуществления выплат.
Социальное страхование как форма социальной защиты имеет еще одну
принципиальную экономическую особенность — источником страховых взносов
в конечном счете служит часть средств, необходимых для воспроизводства работ-
ников. Теоретически и практически важно разграничивать зарабатываемые сред-
ства, которые работник получает ежемесячно, ежегодно, и зарабатываемые сред-
ства, которые будут использованы им на собственное воспроизводство в дальней-
шем — при наступлении тех или иных неизбежных социальных рисков. В этой
связи возникает сложная задача определения пропорций не только между оплатой
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
590

труда и страховыми взносами, но и вклада предпринимателей в те или иные стра-
ховые фонды с учетом реального использования рабочей силы на предприятии
работодателя. *
В зависимости от способа решения данной задачи в разных странах устанав-
ливаются ставки страховых тарифов по объединеннвму социальному страхованию
по отношению к размеру оплаты труда. Для России характерна система, когда стра-
ховые платежи рассчитываются по отношению к фонду оплаты труда на предпри-
ятии и подавляющая масса данных обязательных платежей перечисляется после-
дними. Соответственно, эти страховые платежи — часть затрат предприятия на
выплаты и они входят в его издержки. Финансирование части страховых платежей
осуществляется частично также за счет государства.
Существуют различные подходы к социальному страхованию. Зачастую п д о
ним понимается выплата разного рода пособий и компенсаций (по временной не-
трудоспособности, санаторно-курортному лечению и т. д.). Однако среди данных
пособий и выплат имеется немало таких, которые относятся скорее к социальной
помощи и другим видам выплат, а не к страхованию от устойчивых рисков. Иногда
под социальным страхованием понимаются виды социального обеспечения за счет
обязательных взносов. Недостаток данного подхода состоит в том, что из характера
взносов выводится природа социального страхования. Последнее же связано с воз-
мещением устойчивых социальных рисков, что дает возможность основную часть
из них компенсировать за счет обязательных платежей. В рамках более ограничи-
тельного подхода социальное страхование связывают с деятельностью Фонда соци-
ального страхования. Однако такая трактовка не вполне точна в связи с тем, что
часть страховых платежей (компенсаций рисков) осуществляется за счет других вне-
бюджетных фондов. В то же время в структуре выплат из ФСС содержатся расходы,
которые являются формами социальной помощи (при рождении ребенка, по уходу
за детьми и т. п.).
В России эффективное управление финансовыми средствами на социальное
страхование призваны обеспечивать внебюджетные социальные фонды (ВСФ):
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ); Фонд социального страхования
(ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС),
включающий в свой состав территориальные ФМС регионов — субъектов Рос-
сийской Федерации; Государственный фонд занятости населения (ГФЗН); респуб-
ликанский (федеральный) фонд социальной поддержки населения.
Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями
при Правительстве РФ и формируются в основном за счет средств работодателей,
а также бюджета и, в незначительной части, — индивидуальных платежей. Опре-
деленная часть затрат, по существу связанная с компенсацией рисков, финанси-
руется и через федеральный бюджет по разделу «Социальная политика». Опреде-
ленную и все возрастающую долю страховых платежей осуществляют сами граж-
дане через негосударственные фонды.
Основной объем средств, направляемых на социальное страхование, расходу-
ется по линии пенсионного обеспечения, выплат пособий по временной нетрудос-
пособности и родам, санаторно-курортного лечения и на реабилитацию граждан.
Общая сумма платежей, направленных на социальное страхование и страхо-
вые выплаты, связанные с поддержанием уровня доходов безработных и выплатой
им пособий, составляют в последние годы около 9% ВВП.
Крупнейшая статья расходов социального страхования — выплата пенсий.
Можно выделить следующие основные виды пенсий в РФ:
• трудовые пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю
потери кормильца, за выслугу лет;
• социальные пенсии для граждан, не имеющих права на трудовую пенсию;
• пенсии для военнослужащих и их семьям.
Глава 48. Реформирование системы социальной защиты 591
и отраслей социальной сферы

Важнейшие источники пенсионного обеспечения: собственные доходы Пен-
сионного фонда РФ и ассигнования из федерального бюджета (в части финанси-
рования военнослужащих и их семей, а также социальных пенсий).
Основная часть страховых выплат по временной нетрудоспособности и по
беременности и родам поступает из Фонда социального страхования. Данные вып-
латы составляют в последние годы более 60% расходов ФСС. Из этого же фонда
финансируются затраты на санаторно-курортные учреждения и оздоровление.
Последние обеспечивают поддержание здоровья граждан, их реабилитацию в слу-
чае утраты трудоспособности и осуществляют профилактические меры по поддер-
жанию здоровья населения.
Сложную природу имеют страховые взносы по обязательному медицинскому
страхованию. С одной стороны, они сохраняют все признаки социального страхо-
вания — служат компенсации социальных рисков, возникающих в связи с утратой
трудоспособности. С другой стороны, эти страховые взносы реально использу-
ются главным образом на поддержание учреждений здравоохранения и факти-
чески обеспечивают воспроизводство базовых социальных гарантий для граж-
дан страны.
Пособия по безработице являются формой страхования социальных рисков по
случаю утраты работы. Однако основная часть выплат пособий по существу на-
правляется на поддержание уровня доходов безработных или на социальные суб-
сидии населению и, следовательно, по конкретному назначению может рассмат-
риваться в рамках социальной помощи.
Социальная помощь — оказание поддержки гражданам, нуждающимся в мате-
риальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уров-
нем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и
другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат,
которые могут осуществляться в различной форме — денежной и натуральной, в
виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентиро-
вано на всех граждан, социальная помощь должна, по сути, носить конкретный —
адресный или категориальный — характер. Этим она принципиально отличается
от системы страхования или предоставления базовых социальных гарантий насе-
лению.
В настоящее время практически все социальные пособия, выплаты и льготы
предоставляются в России на основе категориального принципа. Лишь один вид
социальных льгот, установленных на федеральном уровне — жилищные субси-
дии — предусматривает проверку нуждаемости и предоставляется домохозяй-
ствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
В России используется много различных видов социальной помощи населе-
нию, оказываемой за счет бюджетных средств. Только на федеральном уровне ус-
тановлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказыва-
емых 236 различным категориям населения (например, таким категориям, как ве-
тераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.). Социальная помощь
оказывается пенсионерам, беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам,
подвергшимся воздействию радиации и других аварий, и т. д.
Существуют социальные пособия и дотации, которые финансируются из
средств внебюджетных фондов (например, пособия по рождению ребенка, по
уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, затраты на реабилитацию
граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), соци-
альные выплаты и льготы, предоставляемые отдельными регионами различным
категориям проживающего в этих регионах населения, в том числе и социальная
помощь малообеспеченным семьям. Во многих регионах приняты или разраба-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
592

тываются в различных вариантах законы об адресной социальной помощи нж у-
дающимся.
Доля населения, имеющего право на получение'в той или иной форме соци-
альных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Рос-
сийской Федерации, составляет около 70% всего населения Российской Федера-
ции, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных
выплат и льгот. О численности получателей отдельных видов пособий и выплат
дает представление таблица 48.1.
•ц, ••• «дд Таблица 48.1

Численность получателей отдельных видов социальных пособий и компенсационных
выплат в России (на 1 января 1999 г.)
Пособие, компенсация Численность полу-
чателей, тыс. чел.

Пособие по безработице 2258
Ритуальное пособие 324,7
Единовременное пособие при рождении ребенка 1200
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им
возраста 1,5 года 2100
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет 31800
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет на детей одиноких
матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей
военнослужащих 2340
Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (по уходу за ребенком),
состоящим в трудовых отношениях найма с предприятиями, учреждениями 4600
Ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, уволенным в связи с ликви-
дацией предприятия, имеющим детей до 3 лет и находящимся в период уволь-
нения в отпуске по уходу за ребенком 300
Пособие при ранней постановке на учет беременных женщин 600
Лтого по 9 видам пособий и компенсаций 45522,7

Существует целый ряд законодательно установленных льгот по оплате жилой
площади, коммунальных услуг, телефона и т. д. Кроме этого, имеется программа
жилищных субсидий. В 1998 г. льготами по оплате жилья и коммунальных услуг
пользовались почти 30 млн. человек.
Основная проблема эффективной реализации данного направления социаль-
ной защиты — повышение роли и значимости адресных выплат населению, ори-
ентированных на оказание помощи действительно нуждающимся гражданам и
малоимущим домохозяйствам.
Направление социальной защиты — всеобщая доступность населения к базовым
социальным благам и минимальные социальные гарантии — качественно отличается
от других тем, что оно призвано обеспечивать независимо от материального поло-
жения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным
благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей
населения.
Выделение данного направления социальной защиты является исключитель-
но важным в переходной экономике.
Во-первых, общество в этот период переживает кардинальные изменения сво-
ей социальной структуры, происходит нарастание численности малоимущих до-
мохозяйств, что может подорвать основы доступности граждан к услугам, обеспе-
чивающим жизнедеятельность общества, а также равные стартовые условия для
Глава 48. Реформирование системы социальной защиты 593
и отраслей социальной сферы

их вступления в активную трудовую деятельность. В удовлетворении таких базо-
вых услуг особо выделяется необходимость доступа граждан страны к образова-
нию и медицинскому обслуживанию.
Во-вторых, в условиях постоянных изменений в уровне доходов отдельных
граждан, кризисного положения предприятий, макроэкономической нестабиль-
ности конституционные права граждан на получение общественно-необходимых
социальных благ и услуг должны быть защищены государством. В этой связи не-
обходимо устанавливать минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по
безработице, стипендий и некоторых других выплат.
Эти формы социальной защиты в рамках рассматриваемого направления име-
ют различные экономические механизмы для своей реализации. Обеспечение до-
ступа к базовым социальным благам достигается через механизм государственного
финансирования социальных отраслей, использование внебюджетных фондов, а
также индивидуальное участие в оплате части услуг данных сфер самими гражда-
нами. Обеспечение минимальных нормативов осуществляется непосредственно го-
сударством путем, как правило, законодательного их установления. Кроме того,
ряд минимальных гарантий регламентируется специальными постановлениями
правительства и ведомств, и они являются основанием для определения объема
бесплатных социальных услуг. При этом в полной мере должен использоваться
опыт установления минимальных гарантий в странах с развитой рыночной эконо-
микой и системой социальной защиты граждан.
Экономические источники доступа к базовым социальным услугам в России
также различаются. В финансировании образования решающее значение имеют
бюджетные источники. В 1999 г. общие расходы консолидированного бюджета на
образование составили 147 млрд. руб., или 40,2% расходов на социально-культур-
ные мероприятия. Вместе с тем в годы реформ значительное развитие в сфере об-
разования получили негосударственные, частные формы. В 1999/2000 учебном году
в Российской Федерации работали 73 негосударственных средних специальных
заведения, численность студентов в которых составила 28,3 тыс. человек, или 1,3%
от общей численности обучающихся. В высшей школе в тот же период было 349
негосударственных учебных заведений, в которых обучались 345 тыс. человек, или
8,47% от общего числа обучающихся. Общее образование в настоящее время в по-
давляющем числе случаев обеспечивается за счет бюджетных средств. Обеспече-
ние всеобщей доступности качественного общего образования предполагает ори-
ентацию данной формы образования на бюджетные источники развития. В выс-
шей школе более широкое использование получат внебюджетные формы
финансирования и новые экономические механизмы.
Экономический механизм воспроизводства доступа к базовым социальным
услугам здравоохранения в годы реформ претерпел существенные изменения. От
прямого бюджетного финансирования был осуществлен переход к финансирова-
нию через внебюджетные фонды.
Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
(1991 г.) было введено добровольное медицинское страхование, а в 1993 г. — обяза-
тельное медицинское страхование. Закон был ориентирован на переход к бюджет-
но-страховой модели финансирования здравоохранения.
Согласно закону граждане РФ имеют право на:
• обязательное и добровольное медицинское страхование;
• выбор страховой организации, медицинского учреждения и врача;
• медицинскую помощь на всей территории России;
• предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учрежде-

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>