<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Все эти государственные облигации, бесспорно, были серьезным неинфля-
ционным источником покрытия бюджетного дефицита.
Однако это породило и острейшие финансовые проблемы. Вместе с увеличе-
нием видов и объемов государственных облигаций рос и внутренний государствен-
ный долг. Можно считать большой ошибкой в экономической политике государ-
ства стремительное наращивание объемов выпуска ГКО — ОФЗ. Ежегодно эми-
тировалось свыше 30 траншей (выпусков) этих облигаций.
Серьезной проблемой стала непомерно высокая доходность таких ценных
бумаг: по ГКО она в отдельные периоды превышала 200%. Это, конечно, привле-
кало инвесторов, в том числе и иностранных. (На иностранцев в 1998 г. приходи-
лось около 40% всех вложений в ГКО).
Рынок попал в замкнутый круг: чем выше была доходность, тем больше средств
требовалось для погашения ранее выпущенных бумаг и выплаты процентов по ним.
Эти средства привлекались за счет новых выпусков, что создало основу для долго-
вого кризиса. С 1997 г. ГКО, задуманные как способ привлечения свободных денег
для финансирования бюджетного дефицита, сами потребовали средств из бюджета
для обслуживания предыдущих выпусков. Наконец, в августе 1998 г. было объявле-
но, по существу, об отказе государства платить по своим обязательствам, что и озна-
чало глубочайший экономический кризис: ведь вслед за крахом ГКО — ОФЗ после-
довал крах банков, у которых были эти бумаги, отток иностранного капитала, рез-
кое падение курса рубля и т.д.
Негативная роль государственных облигаций до августа 1998 г. проявилась и
е щ е на о д н о м н а п р а в л е н и и . Речь идет о пагубных м а к р о э к о н о м и ч е с к и х послед-
Глава 49. Финансовый рынок g]5

ствиях слишком быстрых темпов роста долговых обязательств государства и их
необоснованно высокой доходности. Преимущества вложений в ГКО и ОФЗ пе-
ред другими активами в таких условиях были очевидны; это означало конкурен-
цию государственных облигаций с реальными инвестициями, в результате чего
происходило перераспределение финансовых потоков в пользу кредиторов госу-
дарства.
Ценные бумаги государства, по существу, вытесняли с рынка менее доходные
фондовые ценности промышленных, торговых и других компаний, в то время как
именно такие акции и облигации частного сектора могли бы привлечь денежные
средства для капиталовложений в реальную экономику, без которых экономичес-
кий подъем невозможен.
Эта проблема актуальна не только для России, но и для многих других стран
с переходной экономикой.
Государственные облигации применяются для решения бюджетных проблем
почти во всех странах с развитыми рыночными отношениями, однако в большин-
стве из них действуют четкие законодательные нормы, не позволяющие вывести
масштабы заимствований государства на внутреннем рынке за опасные для нацио-
нальной экономики границы.
Тем более для пока еще неустойчивых переходных экономик, в том числе и
для экономики России, важна выработка теоретических, законодательных, регули-
рующих принципов такого важного финансового инструмента, как государствен-
ная облигация.
Другие свидетельства о займе — векселя, чеки, депозитные сертификаты уже
обращаются на формирующихся фондовых рынках. В России пока наибольшее
распространение получили векселя, которые в какой-то мере помогают ослабить
остроту проблемы взаимных неплатежей предприятий, поскольку путем переда-
точных надписей одним векселем может рассчитываться друг с другом целая це-
почка неплательщиков.
Контракты на будущие сделки — фьючерсы и опционы — весьма характерны
для переходной экономики. В условиях инфляционных ожиданий, нестабильнос-
ти валюты и других факторов, свойственных переходному периоду, заключение
сделок на будущее по заранее фиксированным ценам представляет несомненный
интерес.
Несмотря на все сложности и проблемы, количество видов ценных бумаг,
обращающихся на формирующемся фондовом рынке России и других стран, по-
стоянно увеличивается.

Ценные бумаги В последние годы на мировых финансовых рынках
стран с переходной появились новые эмитенты облигаций — Венгрия,
экономикой Чехия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, то есть
на мировых страны с переходной экономикой. Наиболее важ-
__ г

ным явлением стало появление в 1996 г. на этих рын-
финансовых рынках
ках России.
В ноябре 1996 г. было проведено первое размещение российских еврооблига-
ций.
Еврооблигации — долговые обязательства, размещаемые заемщиком одновре-
менно на рынках нескольких стран в валюте, которая является иностранной для
заемщика.
Дебют России был достаточно успешным. Объем займа составил 1 миллиард
долларов, срок обращения — 5 лет, процентная ставка — 9,25 процента годовых.
Эти параметры эмиссии были тогда благоприятными для нашей страны. В после-
дующие годы Россия эмитировала еще несколько выпусков еврооблигаций.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
616

В связи с выходом стран с переходной экономикой на мировые финансовые
рынки со своими облигациями возникло новое явление: конкуренция между эи и
тм
странами за доступ к денежным ресурсам. Общей чертой всех стран, переходящий
рынку, является попытка использовать мировые финансовые потоки для решении!
внутренних проблем бюджетного дефицита, в то время как потенциал мировых ф -
и
нансовых рынков небезграничен.
Так, латиноамериканские страны разместили на мировых рынках займов на '
100 миллиардов долларов. Среди стран'Восточной Европы 80 процентов всех обли-
гационных займов приходится на Венгрию. Рейтинги Венгрии и Чехии как заемщи-
ков еще до кризиса 1998 г. были на две позиции выше российского.
Однако главные проблемы размещения за рубежом ценных бумаг стран, п - е
реходящих к рынку, связаны с увеличением внешнего государственного долга л -
ю
бой страны, который будет оставлен «в наследство» следующим поколениям. Д и
а
текущее обслуживание внешнего долга при его больших масштабах является т - я
желым финансовым бременем для стран с переходной экономикой. Россия, н- а
пример, в первом квартале 2000 г. должна была выплатить по всем внешним дол-
гам около 3 миллиардов долларов.
Не только государственные, но и частные облигации многих стран с пере-
ходной экономикой обращаются на мировых рынках. Так, активизировались н и а-
более крупные российские компании. Например, в 2000 г. РАО «ЕЭС России» раз-
местило за рубежом облигаций на 120 миллионов долларов.
Несмотря на все проблемы, диспропорции, спады, фондовые рынки стран с
переходной экономикой как важнейшая часть их формирующегося финансово™
рынка имеют большой потенциал и серьезные перспективы развития.

Банковская Не менее динамично, чем рынок ценных бумаг, i
система. всех странах с переходной экономикой развивается
Роль Центрального банковская система.
банка Банковская система — это совокупность раз-
личных видов банков в их взаимосвязи, существую-
щая в стране в определенный исторический период.
В централизованно-плановой экономике России, стран Центральной и Вос-
точной Европы, как известно, существовали лишь немногочисленные государ-
ственные банки. При переходе к рынку практически в кратчайший срок на совер-
шенно новых принципах был создан целый сектор экономики — банковский, в
основном частный, коммерческий, остро конкурентный.
Сейчас во всех странах с переходной экономикой, как и в большинстве госу-
дарств с высокоразвитым рыночным хозяйством, сложилась двухуровневая бан-
ковская система в виде Центрального банка и сообщества коммерческих банков.
Такая же система функционирует и в России.
Центральный банк России. В переходных к рынку условиях Центральный банк
приобретает совсем другие функции, нежели те, которые он выполнял в плановом
хозяйстве.
Основной задачей Центрального банка в переходный период является прове-
дение денежно-кредитной политики, которая способствовала бы осуществлению
эффективных экономических преобразований в стране. Эта политика предпола-
гает не только методы административного регулирования, как в плановом хозяй-
стве, но и использование чисто экономических рычагов.
В России правовой статус Центрального банка РФ — Банка России, его пра-
ва и обязанности определены Федеральным законом «О Центральном банке (Бан-
ке России)» (1995 г.). В соответствии со статьей 3 этого Закона основными целями
Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по
Глава 49. Финансовый рынок 617

отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы
России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования систе-
мы расчетов.
Как и в других странах с рыночной и переходной экономикой, Центральный
банк России является «банком правительства» и «банком банков». Его конкрет-
ные функции заключаются в следующем.
1. Как банк правительства Центральный банк должен:
а) реализовывать свое монопольное право выпускать наличные деньги и орга-
низовывать их обращение;
б) хранить официальные золото-валютные резервы;
в) быть агентом правительства при обслуживании государственного бюджета;
г) от имени правительства управлять государственным долгом, то есть разме-
щать, погашать и проводить другие операции с государственными ценными бума-
гами;
д) осуществлять внешние расчеты государства;
е) являться главным проводником кредитно-денежной политики государства.
2. Как «банк банков» Центральный банк ведет операции с коммерческими
банками, связанные с рефинансированием, хранением резервов, определением
правил деятельности, условий допуска иностранного капитала и др.
В странах с переходной экономикой необычайно остра проблема независимо-
сти центральных банков. Место в структурах государственной власти предопреде-
ляет способность этих банков эффективно выполнять свои функции.
Формально принцип независимости — ключевой элемент статуса Банка Рос-
сии, который не входит в структуру федеральных органов государственной власти и
выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной
эмиссии и организации денежного обращения. На практике дело выглядит гораздо
сложнее, о чем свидетельствует, например, печальный опыт со сверхизбыточным
выпуском ГКО перед финансовым кризисом 1998 г. Несомненно, чисто политичес-
кими мотивами была вызвана в тот же период деятельность Банка России по сдер-
живанию падения курса рубля в рамках «валютного коридора». Схожие примеры
есть в странах Балтии и в других странах с переходной экономикой.
Конечно, независимость Центрального банка от органов власти имеет отно-
сительный характер, так как экономическая политика государства не может ус-
пешно проводиться без четкого согласования с денежно-кредитной и финансовой
политикой Центрального банка. В то же время кризисные явления во всех сферах,
в том числе и в финансовой, свойственные первым этапам переходного периода,
требуют от Центрального банка четко разработанной стратегии руководства кре-
дитной системой. Если главному банку страны это не удается, банковское сооб-
щество оказывается парализованным.
Пример такого сценария можно найти в экономической истории США. В 20-е
годы в обстановке финансовой нестабильности и массовых банковских банкротств
Центральный банк — Федеральная Резервная Система (ФРС) — не выполнил своей
функции по выработке и реализации стратегии развития финансово-кредитной си-
стемы. В результате общий экономический кризис приобрел обвальный характер. В
несколько видоизмененной форме в 90-е годы это произошло в ряде стран с переход-
ной экономикой, в том числе и в России, где Банку России в канун кризиса 1998 г. не
удалось достичь основной цели и осуществить главные функции своей деятельности.
Всей экономике, в том нисле и Центральному банку, пришлось срочно при-
спосабливаться к изменившимся условиям хозяйствования. Банк России предпри-
нял ряд действий, направленных на преодоление разрушительных последствий
кризиса 1998 г. Какая-то часть его усилий оказалась эффективной, другая (в част-
ности, преодоление роста цен и падения курса рубля) сказалась лишь через до-
вольно длительное время.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
618

То же произошло и в других странах с переходной экономикой, переживших
финансовый кризис. Однако, как известно, эти страны далеко не одинаковы по
масштабам, ресурсам, структуре экономики. Поэтому и организация центральных
банков должна быть разной. Например, в странах Балтии насущной задачей явля-
ется усиление функций и роли главного б_анка. В России же ведутся оживленные
дискуссии о путях его реформирования. Часто предлагается сделать это по т п
иу
американской ФРС. Тогда будет создана система, при которой основные инстру-
менты финансовой политики используются в каждом регионе страны, где действу-
ет специальное подразделение Центрального банка, по-разному в зависимости от
экономических особенностей этого региона.
В любом случае очевидно, что эффективное функционирование финансовой
сферы в странах с переходной экономикой невозможно без активного участия i
плодотворной деятельности Центрального банка, который, в свою очередь, дол-
жен постоянно совершенствоваться.

Баланс Банка России
(по состоянию на 1 апреля 2000 г.)
АКТИВЫ
1. Драгоценные металлы 59 612
2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов 342 366
3. Кредиты и депозиты, 205174
из них:
— кредитным организациям-резидентам 15 731
— для обслуживания государственного внешнего долга 183 406
4. Ценные бумаги, 315 993
из них:
— ценные бумаги Правительства РФ 249 048
5. Прочие активы, 72 497
из них:
— основные средства 36 815
Итого по активам 995 642
ПАССИВЫ
1. Наличные деньги в обращении 270 370
2. Средства на счетах в Банке России, 356 871
из них:
— Правительства РФ 57 747
— кредитных организаций-резидентов 212 941
3. Средства в расчетах 12 054
4. Прочие пассивы, 196 520
из них:
— кредит МВФ 82 445
5. Капитал 159 827
Итого по пассивам 995 642



Коммерческие Коммерческие банки — кредитные институты, ориен-
банки: особенности тированные на получение прибыли. По форме они
их развития чаще всего представляют собой акционерные обще-
в переходной ства. В некоторых из них, например, в Сбербанке, го-
экономике сударству принадлежит контрольный пакет акций. Но
подавляющая часть коммерческих банков в странах с
переходной экономикой не связана с участием государства в экономике.
Глава 49. Финансовый рынок 619

В некоторых из этих стран возникающие коммерческие банки сразу попада-
ют под контроль иностранных. Везде в переходных условиях много небольших
слабых финансовых институтов; среди них немало таких, которые появились на
рынке только в расчете на быстрое получение высоких прибылей с использовани-
ем узкого круга чисто спекулятивных или просто нечестных операций. Они столь
же быстро «исчезают» с рынка.
Так, в Латвии сложившаяся банковская система состояла изначально из трех
групп: 1) крупных банков, средств которых было достаточно, чтобы активно уча-
ствовать в российском рынке ГКО. После августовского кризиса 1998 г. большин-
ство из них не выжило; 2) средних банков, принимавших активное участие в так
называемом «отмывании» денег из России и других стран СНГ; 3) банков, принад-
лежавших зарубежным финансовым группам.
За кризисом 1998 г. последовала массированная скупка латвийских банков за-
рубежными: эстонскими, финскими, шведскими, немецкими и др. В итоге в совре-
менной Латвии остался только один банк с чисто национальным капиталом. С фи-
нансовой независимостью страны было покончено.
Особенностью периода перехода к рынку является то, что уровень товарного

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>