<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

производства значительно отстает от развития финансового рынка, в том числе
его банковского сектора. В этих условиях основным источником дохода для стре-
мительно возникающих коммерческих банков на первом этапе стали не инвести-
ции в реальное производство, а в основном спекулятивные операции.
Во всех странах с переходной экономикой бурно развился рынок межбан-
ковских кредитов (то есть кредитов банков друг другу). Вообще основным назна-
чением рынка межбанковских кредитов является обеспечение текущей платежес-
пособности банков, а значит — повышение их надежности и стабильности. Но
если использовать этот рынок в чисто спекулятивных целях при гонке процент-
ных ставок на кредиты, неизбежно срабатывает «эффект домино»: стоит двум—
трем банкам не выполнить свои обязательства — рушится вся банковская систе-
ма. Это и произошло в России, в странах СНГ, ряде стран Юго-Восточной Азии.
Другая излюбленная сфера банковских спекуляций в странах с переходной
экономикой — валютные операции. При падении курсов национальных валют эти
операции становятся сверхдоходными. В 1995—1996 гг. ежегодный объем валют-
ных операций российских коммерческих банков превышал 150 миллиардов дол-
ларов. Когда центральным банкам удается приостановить падение курса нацио-
нальных валют, деньги, как правило, уходят с валютного рынка на не менее спеку-
лятивный рынок государственных ценных бумаг (Россия, страны Балтии и СНГ).
Именно игра на рынке ГКО в России и стала одной из важнейших причин краха
банковской системы.
Формирование российской банковской системы происходило в условиях деп-
рессивной экономики. При спаде производства, снижении национального дохода,
несовершенстве государственного регулирования банки более или менее успешно
развивались, обладая возможностями противостоять негативному влиянию макро-
экономических факторов.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что финансовая и общехозяй-
ственная дестабилизация в переходной экономике позволяет банкам в определен-
ной мере амортизировать воздействие кризисных явлений в стране. В непростой
экономической обстановке банки компенсируют рискованность и низкую доход-
ность традиционный сфер вложения банковского капитала чисто спекулятивными
операциями. Но именно это в конце концов и приводит к финансовому кризису и
параличу банковской системы.
Глубокий банковский кризис в России привел к значительным макроэко-
номическим потерям, изменил распределение финансовых ресурсов между раз-
личными отраслями хозяйства, потребовал решительных мер по стабилизации
ситуации.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
620

Опыт России и многих других стран с переходной экономикой позволяет
выделить четыре главных направления действий по преодолению кризиса банков-
ской системы:
• преодоление кризиса ликвидности;
• укрепление банковского надзора;
• реструктуризацию банковской системы;
• рекапитализацию банков.
Преодоление кризиса ликвидности. Его причинами могут быть резкий опок
капитала из страны, потеря доверия к национальной валюте и перевод средств в
иностранную валюту, массовое изъятие населением своих депозитов из банков,
крах рынка межбанковских кредитов. Проявляется кризис ликвидности в том, что
банковская система оказывается неспособной осуществлять одну из своих важ-
нейших функций — вести расчеты между экономическими агентами.
Для преодоления кризиса ликвидности центральные банки обычно приме-
няют такие меры, как: снижение резервных требований к коммерческим банкам;
использование части своих резервов для осуществления первоочередных плате-
жей; отказ от поддержания курса национальной валюты.
Банк России принял в рамках этих мер решение о переводе вкладов населения
из крупнейших коммерческих банков в Сбербанк. В результате давление населения
на банки и отток средств из них несколько снизились. С другой стороны, Сбербанк
превратился в банк-монополист, на который приходится три четверти вкладов на-
селения в банки. Такая ситуация ненормальна для рыночной экономики.
Укрепление банковского надзора необходимо после финансового кризиса.
В ряде стран с переходной экономикой центральные банки разрешили переофор-
мление задолженности банков кредиторам, участие кредиторов в капитале бан-
ков.
Обычно возникают дискуссии об изменении функций ЦБ, степени его неза-
висимости и т.д.
Реструктуризация банковской системы представляет собой комплекс органи-
зационных процедур по оздоровлению этой системы. Одна из главных задач -
ликвидация нежизнеспособных банков.
Центральный банк проводит полный анализ финансового положения кре-
дитных организаций: их балансов, качества кредитного портфеля, степени риско-
ванности активов, масштабов потерь от кризиса. Специально исследуются внут-
ренние причины плохого финансового положения банков.
Задержка с ликвидацией кризисных банков, когда неплатежеспособные инсти-
туты продолжают функционировать, позволяет им вывести в другие структуры, а
чаще всего в зарубежные, здоровую часть активов. Это и произошло в России.
ЦБ РФ предпринял после кризиса меры по закрытию мелких региональных
банков, не трогая крупные кредитные организации. Сразу после кризиса 1998 г. был
проведен финансовый анализ 18 крупнейших банков, 15 из которых оказались прак-
тически нежизнеспособными. Было решено немедленно отозвать лицензии у шести
из них. Но через полгода, к февралю 1999 г., лишь два банка были объявлены банк-
ротами. В итоге процедура банкротства была начата только по отношению к банку
«МЕНАТЕП», который успел вывести свои активы в другие структуры.
Чаще всего причинами возникновения подобной ситуации в странах с пере-
ходной экономикой являются отсутствие четких законодательных норм и техни-
ческое несовершенство ликвидационных процедур. Это позволяет владельцам и
менеджерам ликвидируемого банка максимально оттягивать его окончательную
гибель.
Важным направлением изменения банковской структуры является укрупне-
ние банков. В частности, в России для эффективной работы компаний националь-
Глава 49. Финансовый рынок 621

ного масштаба и реализации крупных проектов необходимо наличие адекватных
по размеру банков. Минимальный размер их капитала должен составлять 200—
250 миллионов долларов, а их активы — 1—1,5 миллиарда долларов.
Укрупнение банков невозможно без стимулирования государством слияний
и поглощений, в том числе и путем привлечения иностранного капитала к форми-
рованию жизнеспособных крупных многофилиальных банков.
Рекапитализация банков предполагает восстановление потерянных ими в ходе
банковского кризиса капиталов. В России после кризиса 1998 г. 15 из 18 крупней-
ших банков имели отрицательную чистую стоимость капитала. В Венгрии (1993 г.)
и Болгарии (1996 г.) отрицательным был даже совокупный капитал банковской
системы. Сокращение капиталов банков чревато негативными последствиями для
банковской системы и для экономики в целом.
Достаточная величина собственного капитала банка позволяет сократить
неизбежно возникающую разницу между активами и пассивами банка по сроч-
ности.
Вклады и депозиты в банках (пассивы) в странах с переходной экономикой
имеют преимущественно краткосрочный характер в связи с высоким риском фи-
нансовой дестабилизации, в то время как для инвестирования в экономику требу-
ются среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Источников пополнения собственного капитала два: средства собственников
и средства государства. Вовлеченность государства в восстановление капитала бан-
ков предопределяется его заинтересованностью в процессе оздоровления банков-
ской системы для финансирования экономики.
В странах с развивающимися рынками государство принимает активное уча-
стие в восстановлении капитала банковской системы после кризиса. В Венгрии,
например, рекапитализация с участием государства в 1991—1994 гг. проводилась 4
раза.
В качестве механизма восстановления капитала банков чаще всего приме-
няется выкуп «плохих» активов коммерческого банка Центральным банком. Так
было, например, в Польше и в Венгрии. Банк России готов принять участие
в рекапитализации нескольких многофилиальных и региональных банков.
Общая сумма средств, требующихся для этого, определена в 75 миллиардов
рублей.
Слабое участие иностранных банков на нашем финансовом рынке связано
не только с состоянием ликвидности, надзора, структуры, достаточности капита-
ла в российской банковской сфере. Серьезными преградами являются «непроз-
рачность» этого рынка, нечеткость и переменчивость норм государственного ре-
гулирования.
В переходной экономике со всей очевидностью подтверждается закономер-
ность: не только состояние финансовой сферы и банков, в частности, влияет на
всю экономику, но и, в свою очередь, совершенствование финансового рынка не-
возможно без структурной качественной перестройки производственной базы по
мере развития переходной экономики.
Основные термины
Финансовый рынок
Глобализация финансовых рынков
Фондовый рынок
Акции и их виды
Облигации
Государственные ценные бумаги
g22 Часть III. Теоретические основы национальной экономики


Опционы
Фьючерсы
Еврооблигации
«
Банк России
Коммерческие банки
Межбанковский кредит
Кризис ликвидности
Реструктуризация банковской системы
Тактическое и стратегическое инвестирование

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ