<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ



Рис. 1. Блок-схема системы мониторинга

Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологический мониторинг включает в себя: мониторинг окружающей среды, мониторинг источников антропогенного воздействия, биологический мониторинг.
Блок-схема системы мониторинга приведена на рис. 1.
Сущность экологического мониторинга, заключается в информационном обеспечении управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью (рис. 2)

Рис. 2. Организация экологического мониторинга

Цели (п. 5 Постановления):
1) наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
2) оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
3) обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и её изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
Задачи (п. 7 Постановления):
1) организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
2) оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на неё;
3) информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
4) формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
5) обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником информации, необходимой для принятия экологически значимых решений. Термин "контроль", нередко употребляющийся для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.
"Толковый словарь по охране природы" определяет экологический контроль следующим образом:
Контроль экологический — деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
Законодательные основы экологического контроля регулируются Законом РФ "Об охране окружающей природной среды".
Статья 68. Задачи экологического контроля.
1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.
Таким образом, в природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.


Ущерб от загрязнения окружающей среды.
Для поддержания качества окружающей среды требуются существенные затраты.
Качество окружающей среды – это степень соответствия окружающей среды потребностям живых организмов.
Так, согласно последним исследованиям, в промышленно-развитых странах на поддержание качества окружающей среды требуется примерно 2,5% от национального дохода.
Средства на сохранение окружающей среды можно разделить на три группы:
Затраты, связанные с уменьшением выбросов в окружающую среду – это затраты на строительство и эксплуатацию очистных сооружений, санитарно-защитных зон, на разработку и внедрение замкнутых и малоотходных технологических процессов, на создание систем контроля и управления уровня загрязнения среды.
Затраты на компенсацию социальных последствий выбросов – это затраты, связанные с ухудшением качества среды. Они заключаются в снижении хозяйственной ценности природных ресурсов, потерь рабочего времени за счёт заболеваний. Ухудшение функций естественных и антропогенных экосистем.
Затраты на возмещение потерь сырья и продуктов с выбрасываемыми газами, сточными водами и твёрдыми отходами. Все выбрасываемые продукты могут быть сырьём данных или других производств.
Ущерб, наносимый природе, подразделяется на социальный, моральный и экономический.
Экономический ущерб – это фактические потери, нанесённые хозяйству вследствие загрязнения среды.
Экономический ущерб может быть фактическим, возможным и предотвращенным.
Возможный ущерб – это ущерб, который мог быть нанесён хозяйству при отсутствии природоохранительных мероприятий.
Предотвращённый ущерб – это разность между возможным и фактическим ущербом.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ