стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 50
Бюджет и межбюджетные отношения

В переходной рыночной экономике формируются новый тип бюджета и но-
вая система финансовых взаимоотношений государства, предприятий и населе-
ния. Бюджетно-налоговая политика переместилась в число главных экономичес-
ких регуляторов, стала важным рычагом экономической политики государства.
Бюджетная и налоговая системы при этом выполняют исключительно важную
роль в организации всего национального воспроизводства и обеспечении ее эко-
номической и социальной устойчивости.

В переходной рыночной экономике формируется
Особенности
иной, нежели это было в плановой централизован-
бюджета
ной экономике, тип бюджета и бюджетной системы.
переходной
Теоретической основой государственного бюджета и
экономики России
механизма его взаимодействия с предприятиями
была трактовка бюджета как бюджета всего народного хозяйства. Такая концеп-
ция означала огосударствление воспроизводственного процесса, неограниченное
развитие государственного механизма централизации производства, распределе-
ния, перераспределения и использования национального дохода, в том числе ре-
сурсов накопления и возмещения. В соответствии с этой концепцией строилась
система формирования доходов госбюджета, осуществлялась аккумуляция в нем
преобладающей доли денежных накоплений народного хозяйства. Отсюда — фис-
кальный характер налоговой политики, незначительная роль налогов с населения
в формировании бюджета. Государственный бюджет был финансовым источни-
ком расширенного воспроизводства большей части формально хозрасчетных пред-
приятий и отраслей и общим «котлом» доходов и расходов всего общества, всех
его частей, национально-государственных структур.
На основе обезличивания доходов формировались соответствующие законо-
мерности в движении расходной части бюджета. Существовала тенденция к нео-
граниченности роста запросов на финансовые ресурсы вне зависимости от соб-
ственного вклада. Ограниченность ресурсов и неограниченность запросов госу-
дарства и его структур в распределении и потреблении общих финансовых
ресурсов породили диспропорциональный рост централизованного финансового
фонда. Эти свойства бюджета и бюджетных потребностей проявляются и до сих
пор в скрытой, превращенной форме, порождая не обеспеченные источниками
расходы, отрыв бюджетных ассигнований от реальной доходной базы.
Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету как к институту ры-
ночной системы, когда государство обеспечивает производство общественных благ,
призванных удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного ха-
рактера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления). При
этом формируется общественный сектор экономики и новый тип государствен-
ных финансов как финансов одного из субъектов хозяйства в рыночной экономи-
ке. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет и на его функ-
ции в современной жизни.
Размеры и объемы налогов как основы доходной базы бюджета в конечном
счете должны обеспечиватв удовлетворение потребностей в общественных това-
рах и услугах наряду с товарами и услугами, которые создаются частным секто-
ром, занимающим основное место в экономике. Расходы, необходимые для вы-
полнения государством своих функций, должны обеспечивать социальные потреб-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
624

ности государства (перераспределение ресурсов в пользу социально незащищен-
ных слоев населения и др.). Возрастает регулирующая роль бюджета во всей сис-
теме инструментов государственного управления экономикой.
Наряду с изменением доходной базы реконструируются структура и целевая
направленность расходов в связи с отказом бюджета от своей роли быть бюджетом
всего народного хозяйства. Бюджет становится финансовым фондом государства,
Существенным моментом является формирование нового типа внутренних м ж е-
бюджетных отношений: вместо единой бюджетной «вертикали» унитарного госу-
дарственного бюджета формируется система взаимодействия относительно само-
стоятельных бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов
Федерации и бюджетов системы местного самоуправления.
Определяются новое положение, содержание и роль федерального бюджета в
экономической политике, бюджетной системе, а также характер его отношений с
бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. Тенденция децентра-
лизации бюджетной системы, налогов, собственности и финансовых ресурсов не
может отменить того, что экономические и социальные процессы, связанные с
рыночным развитием, предполагают централизацию ряда функций государства, в
том числе регулирующей и социальной. Это требует проведения политики на фор-
мирование федеративной бюджетной системы рыночного типа с сильным феде-
ральным бюджетом. Наряду с укреплением и развитием доходной базы субъектов
Федерации и местных бюджетов и решением ими проблем бюджетной самодоста-
точности в России есть потребность в централизации значительной доли ВВП в
федеральном бюджете. Следует ожидать, что эффективным механизмом решения
данной проблемы могут стать структуры новых федеральных округов, объединяю-
щие финансовые потоки и усиливающие финансовый контроль за их прозрачнос-
тью и целевой направленностью. Федеральный бюджет должен быть одним из
главных рычагов в системе государственного регулирования рыночных процес-
сов, проведении региональной политики, обеспечивать стратегию экономическо-
го развития, выравнивание финансовой обеспеченности регионов, сохранение
единого экономического и социального пространства.
Основными функциями бюджета в переходной экономике являются: аккуму-
ляция и централизация финансовых ресурсов на нужды государства и общества в
целом; регулирование социально-экономических процессов; инвестиционная
функция; перераспределение финансовых ресурсов (территориально-региональ-
ное, межотраслевое, межведомственное, социальное); функция социальной защи-
ты; стимулирование предпринимательской деятельности; контроль за финансо-
выми доходами и расходами государства и взаимосвязанных с ним структур. В пе-
реходной экономике бюджет осуществляет особые функции финансового
• обеспечения перехода к рыночной экономике, формирования макроэкономичес-
ких параметров и рыночной среды, а также рыночного поведения субъектов эко-
номики. В силу открытости экономики стихийным колебаниям мирового финан-
сового рынка бюджетная система Российской Федерации выполняет также функ-
ции антикризисного регулирования и обеспечения финансовой безопасности
государства.
Функции бюджета взаимозависимы, взаимодополняют друг друга. Наиболее
сложной является связь между функциями стимулирования предприниматель-
ской деятельности и аккумуляции централизованных финансовых ресурсов. В уп-
рощенном виде представляется, что чем меньше средств аккумулируется в бюдже-
те государства, тем активнее происходит стимулирование предпринимательской
деятельности, развитие рыночных отношений. Отсюда вытекают предложения о
минимизации перераспределения ресурсов через бюджет, значительном уменыпе-
Глава 50. Бюджет и межбюджетные отношения 625

нии налогообложения предпринимательской деятельности, снижении степени ад-
министративного, финансового, налогового, валютного контроля за движением
денежных ресурсов и т.д. Справедливое положение о снижении налогов не озна-
чает, что можно преуменьшать значение и других функций бюджета: стимулиро-
вание развития прогрессивных отраслей народного хозяйства, обеспечение соци-
альной защиты, региональное выравнивание и т. д. Государство, беря на себя бре-
мя социальных расходов, позволяет предприятиям и предпринимателям умень-
шать издержки производства и затраты на социальные цели за счет оставшейся
после уплаты налогов прибыли. Затраты государства на образование, культуру и
искусство, социальные цели придают рыночной экономике социальную ориенти-
рованность, гуманизируют ее. Это своего рода стратегическая линия защиты пред-
принимательства. С другой стороны, эти вложения освобождают предпринима-
тельство от многих затрат. В этой связи особое значение приобретают вложения в
«человеческий капитал» как инвестиции в подготовку квалифицированной рабо-
чей силы — главного фактора производства.
Формирование бюджета нового типа в России еще не завершено. Решение
этой задачи осложнено кризисом реального сектора экономики и недостаточной
эффективностью налоговой системы.

Бюджетная Формальный бюджет представляет собой финансо-
система. вый план государства, в котором представлены его
Структура доходов доходы и расходы. Важнейшая черта бюджета — его
и расходов законодательное закрепление (утверждение), кото-
бюджета рое является результатом формирования, рассмот-
рения и утверждения бюджета на данных стадиях
бюджетного процесса.
С точки зрения экономических отношений, бюджет включает в себя исключи-
тельно сложную систему отношений между государством и субъектами экономи-
ческих отношений (юридическими и физическими лицами) по формированию и
использованию централизованных фондов финансовых ресурсов в процессе пе-
рераспределения созданного продукта и дохода. Сложность экономических отно-
шений, представленных в бюджете, в том, что он в концентрированном виде пред-
ставляет переплетение противоречивых экономических интересов государства,
предприятий, граждан, а также различных уровней государственной власти и
субъектов Российской Федерации по формированию и использованию денежного
фонда для удовлетворения общественных потребностей. Отсюда острые противо-
речия и борьба как за формирование бюджета, так и за его использование, стрем-
ление воспользоваться ресурсами бюджета для решения частных, а не обществен-
ных целей и задач. Все это предопределяет необходимость особого государствен-
ного контроля за заключительной стадией бюджетного процесса — использованием
бюджета. На современном этапе развития рыночной экономики в России это до-
стигается путем формирования Казначейской системы бюджета.
Сложный характер бюджетных отношений реализуется через бюджетную си-
стему и структуру доходов и расходов бюджета.
Бюджетная система — это организация бюджетных отношений на различных
уровнях государственного и» местного устройства страны.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федеральный бюджет, и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
626

Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный
бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации (территориальный бюджет) — форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспече-
ния задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Ф -е
дерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципаль-
ных образований, находящихся на его территории, составляют консолидирован-
ный бюджет субъекта Российской Федерации.
Организация бюджетной системы, или бюджетное устройство, осуществля-
ется в Российской Федерации на основе принципов, закрепленных в Бюджетном
кодексе РФ, введенном в действие в июле 1999 года.
Эти принципы таковы: единство; распределение доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения
доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированность бюджета; эффективность и экономичность использования
бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность;
достоверность бюджета.
Единообразная трактовка и классификация уровней и элементов бюджетной
системы достигается благодаря бюджетной классификации.
Консолидированный бюджет РФ выступает в экономическом анализе обоб-
щенным показателем бюджета и широко используется в анализе. В табл. 50.1 пред-
ставлены данные о его состоянии в 1999 году.

Таблица 50.1
Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1999 г.
Консолидированный В том числе
бюджет федеральный территориальные
бюджет бюджеты
млрд. млрд. млрд.
% % %
рублей от ВВП
от ВВП рублей рублей от ВВП

Доходы 1197,5 26,8 611,7 13,7 585,8' 13,1
из них:
налоговые 1002,6 22,4 509,5 11,4 493,1 11,0
неналоговые 1,9
82,6 47,0 1,1 35,6 0,8

Расходы 1251,5 28,0 664,7 14,9 648,9 13,1

Дефицит 54,0 0,01 53,0 —
1,2 -


'Доходы без учета безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.

Общее представление о статьях доходов и расходов консолидированного бюд-
жета, федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации дает табл. 50.2.
Бюджетный потенциал в российской экономике формируется на 84% за счет
налоговых поступлений, из которых основная часть приходится на налоговые пла-
тежи юридических лиц, а доля прямого подоходного налога с физических лиц со-
ставляет около 10% налоговых доходов.
В условиях переходной экономики доходная часть бюджетной системы име-
ет еще одну объективную основу для формирования доходов: доходы от разгосу-
дарствления и приватизации. В результате особенностей приватизации данный вид
доходов в Российской Федерации не получил развития.
Структура расходов бюджета (табл. 50.2) отражает глубокое реформирование
и кризисное состояние экономической системы. Это проявляется прежде всего в
Глава 50. Бюджет и межбюджетные отношения 627

Таблица 50.2
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета
Российской Федерации (в % к итогу)
1996 1997 1999

доходы 100,0 100,0 100,0
В том числе:
Налоговые 83,1 84,7 83,7
Из них:
27,0 18,4
— налог на прибыль 17,3
22,0 25,8
— налог на добавленную стоимость 24,0
— подоходный налог с физических лиц 8,4 10,1 9,8
— акцизы 5,6 9,6 9,1
10,2
Неналоговые 12,5 6,9
Из них:
— доходы от внешнеэкономической деятельности 4,6 3,0 2,9
— доходы от принадлежащего государству имущества 0,5 1,9
1,1
РАСХОДЫ 100,0 100,0 100,0
В том числе:
2,4 3,7
— на государственное управление и местное самоуправление 2,6
9,8 9,8 9,3
— на национальную оборону
— на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности 6,2 6,0 5,9
— на промышленность, энергетику и строительство 7,4 6,0 2,5
4,2
— на сельское хозяйство и рыболовство 3,9 2,9
26,0 28,9 29,2
— на социально-культурные мероприятия


«сжатии» бюджетных ассигнований на финансирование промышленности, энер-
гетики, строительства, сельского хозяйства, науки и культуры.
В этих условиях неизбежно повышается удельный вес расходов на оборону,
государственное управление, обеспечение правоохранительной деятельности и
безопасности, хотя и эти потребности государства финансируются по принципу
удовлетворения минимальных потребностей. Существенной остается доля расхо-
дов на социально-культурные мероприятия, что связано, с одной стороны, с со-
хранившимся высоким уровнем социальных гарантий, а с другой, с отказом мно-

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>