стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 51
Налоги и налоговая система

В современных экономических системах роль налогов исключительно вели-
ка. Они являются не только основным канадом доходной части бюджета, но и
включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосреду-
ют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватно-
сти налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим
принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельно-
сти основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и
удовлетворение основных потребностей государства. В переходной экономике
роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это о и
дн
из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных про-
цессов, которыми располагает государство в нестабильных условиях трансформа-
ции экономической системы.

Возникновение налогов обычно связывается с воз-
Содержание
никновением государства: становление его институ-
и основные черты
тов неизбежно потребовало формирования фондов
налогов
финансовых ресурсов и соответственно инструмен-
тов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким ин-
струментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заклю-
чалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для
обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его
функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение,
смысл в своей основе сохраняются.
Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (во-
зобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной сто-
роны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие
в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обяза-
тельном порядке части его стоимости в распоряжение государства. Объективная
сторона налогов проявляется на практике при каждом единичном акте их уплаты
и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития
находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги,
ни от каких-либо других факторов. Объективную сторону имеют и разновидности
налогов, включенных в налоговую систему государства. Основные налоги имеют
в качестве основы факторы экономической деятельности, а также индивидуаль-
ное воспроизводство.
Конкретные виды, уровень ставок, система льгот, распределение налогов по
уровням государственной системы определяются условиями той или иной страны.
Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического раз-
вития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих
перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие су-
щественное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства.
Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, оп-
ределяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.
Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений,
но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно нало-
гам. Такими признаками являются обязательность (принудительность) уплаты, без-
возмездность и безэквивалентность.
Глава 51. Налоги и налоговая система 639

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для
предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств
со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятель-
ство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвра-
щаются налогоплательщикам в той или иной форме (преимущественно в «неося-
заемой»), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях,
когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обя-
занностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует
закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов можно
говорить как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о
реально существующих экономических отношениях.
Налоги, как правило, непосредственно не предполагают также и целевого
характера их использования: основная их масса не имеет непосредственной при-
вязки к конкретным расходам бюджета. В российском законодательстве исклю-
чение составляют лишь налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и
дорожный налог, играющие в общей сумме бюджетных доходов незначительную
роль.

Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе Российс-
кой Федерации (Часть первая, ст. 8).
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принад-
лежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности го-
сударства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интере-
сах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуп-
равления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридичес-
ки значимых действий.
Данная трактовка налогов и сборов вызывает определенные замечания. Под
определение налогов попадают штрафы за налоговые и административные право-
нарушения. Кроме того, часть налогов не идет прямо на финансовое обеспечение
деятельности государства, формируя некоторые внебюджетные фонды. Возражения
вызывают и ссылки на взимание налогов в форме отчуждения собственности. В пря-
мом смысле слова отчуждение собственности невозможно без решения суда. Из-
лишней представляется и детализация форм взимания налогов. Вызывает замеча-
ния разделение налогов и сборов. Из Налогового кодекса вытекает, что эти разли-
чия связаны с регулярным характером налогов и преимущественно разовым
характером сборов. Следует отметить, что в других нормативных документах дается
несколько иное определение налогов. Так, в Бюджетном кодексе РФ определено,
что «налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется
бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента».
Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего уточнения нормативных оп-
ределений налога.

Несмотря на отличия налоговых систем различных
Налоговая система
государств, разнообразие задач, которые решает на-
и принципы
логовая система в тот или иной период времени, на-
ее построения
• логовые системы объединяют общие черты.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных
законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и от-
мены; систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
Главными органично связанными элементами налоговой системы являются сис-
темы налогов и налоговый механизм.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
640

Система налогов — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других при-
равненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот и и л
иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется
преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой прак-
тике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (до-
ход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошли-
ны, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость (или
имущество).
Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств и мето-
дов организационно-правового характера, направленных на выполнение налого-
вого законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая
политика государства, формируются основные количественные и качественные
характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конк-
ретных социально-экономических задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налого-
обложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления нало-
гооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, свя-
занные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооб-
ложения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой
системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя
при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае
это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в
мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уров-
ни ставок меняются, как правило, лишь в случае крайней необходимости, одна-
ко достаточно часто пересматриваются системы налоговых льгот. Последние и
устанавливаются на относительно короткий срок — на 2—3 года, по истечении
которых льготы перестают действовать автоматически, но могут быть и продле-
ны. Серьезная переориентация налоговой системы достигается также при изме-
нении налогооблагаемой базы за счет состава налогоплательщиков, объектов на-
логообложения и т.д.
Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых сис-
тем: принцип справедливости (равенства) налогообложения; определенность и точ-
ность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть
точно определены и понятны налогоплательщикам); удобство сроков и способов
уплаты; экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслу-
живанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступа-
ющих в доход государства в виде того или иного налога).
Одним из главных принципов налоговой системы является принцип справед-
ливости.
В настоящее время имеются две основные точки зрения на справедливость
налогов. Первая состоит в том, что налоги должны определяться на основе верти-
кального и горизонтального равенства, то есть должны быть равными для всех на-
логоплательщиков независимо от объема и доходов, условий их получения и каких-
либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минималь-
ным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к
минимуму, а в идеале их не должно быть совсем. В соответствии с другой позицией,
напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принци-
пиального значения (он может быть весьма высоким), но налоги должны содержать
разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от
уровня дохода.
В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формули-
руется в первом случае, как принцип вертикального и горизонтального равенства на-
Глава 51. Налоги и налоговая система 641

логов, основанный на пропорциональном налогообложении доходов при постоян-
ной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода; во втором
случае — как сочетание двух принципов: принципа горизонтальной справедливости, в
соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трак-
товаться налоговыми законами по-разному; принцип горизонтальной справедливости
— когда субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться на-
логовыми законами одинаково. Реализация этого принципа достигается путем про-
грессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в за-
висимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.
В практике развитых стран налоговые системы строятся большей частью на
принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ста-
вок основных налогов — явление широко распространенное: в прямой форме — в
виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, на-
пример, взимаются основные подоходные налоги в США); в скрытой форме — пре-
имущественно через систему льгот; иногда — в прямой и скрытой форме одновре-
менно.
Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых сис-
тем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их чис-
ле: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов;
предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независи-
мо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;
оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых
льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов
в доходах бюджета) и др.
Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, фун-
кционирующих в странах с федеративным типом государственного устройства, в
особом ряду находится принцип единства налоговой системы: эта система должна
быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства;
налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной
власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формирова-
нию индивидуальных региональных налоговых систем и разрушению тем самым
единого налогового пространства.
Принципы построения налоговой системы в своем ограниченном единстве
должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих
функций.

Налоговая система как единое целое и каждый от-
Функции
дельный налог обладают рядом функций. Функции
налоговой системы
налоговой системы являются производными от
объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание по-
лучила прежде всего фискальная функция. По поводу других функций существуют
различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме
фискальной и, в лучшем случае, контрольной, до чрезмерного увеличения их
количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства
значительно изменились: помимо традиционных общественно-политических
функций, государство в той или иной форме регулирует основные социально-
экономические процессы. Наибольшее признание в этой связи получили сле-
дующие функции налоговой системы: уже отмеченная фискальная, макроэко-
номическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая,
контрольная.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюд-
жетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства,
в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реа-

2-8
18 8
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
642

лизации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в
стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к
доминированию фискальной функции перед другими функциями и задачами н - а
логовой системы и налоговой политики.
Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в р г л -
еу и
ровании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения,
темпов роста и занятости.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном ва -
зи
модействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Н- а
логи выступают важным инструментом распределения и перераспределения н - а
ционального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная
функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, и -
н
вестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. В условиях
Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма с щ - уе
ственна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязатель-
ства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые в западных
странах за счет частных средств, в России финансируются государством за с е чт
налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное стра-
хование и др.). Социальная функция налогов проявляется и непосредственно че-
рез механизм налоговых льгот и налоговых ставок, то есть входит во внутренний
механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физи-
ческих лиц и др.).
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших,
но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют
функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно вза-
имодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. К к а
и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфи- |
ческие формы и элементы налогового механизма: систему льгот и поощрений, зап-
ретительные и ограничивающие ставки и другие инструменты налогового меха-
низма.
Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной
функции: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государствам

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>