<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществи-
мы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция нало-
гов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться толь-
ко на основе подчинения силе государственной власти и закону.
Нынешняя российская налоговая система была введена в действие в процес-
се рыночных преобразований экономики, органичной частью которых была ре-
форма финансовых взаимоотношений предприятий и государства. Предоставле-
ние предприятиям самостоятельности в осуществлении их финансово-хозяйствен-
ной деятельности потребовало изменения и системы их финансовых отношений с
отраслевыми министерствами и ведомствами, осуществлявшихся ранее на основе
централизованного финансового планирования и управления.
В декабре 1992 г. был принят ряд законов Российской Федерации: «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий
и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с
физических лиц», и тем самым были заложены основы современной российской
налоговой системы. В 1992—1999 гг. налоговая система не оставалась неизменной, а
напротив, находилась в процессе постоянного реформирования. Процесс адапта-
ции предприятий к новому налоговому законодательству проходил в исключитель-
Глава 51. Налоги и налоговая система 643

но сложных и противоречивых условиях. На начальном этапе функционирования
российской налоговой системы (в 1992—1995 гг.) процесс изменения налогового за-
конодательства протекал особенно активно: вводились новые налоги и сборы,
часто вносились изменения в законы по отдельным налогам. Этот процесс еще
более активизировался с расширением законодательных полномочий субъектов
Российской Федерации в сфере налогов. Из-за противоречивости федерального
налогового законодательства на региональном и местном уровнях стали прини-
маться законы о введении налогов, не предусмотренных Законом Российской
Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Интен-
сивный процесс налоготворчества на региональном и местном уровнях нарушал
принцип единства российской системы. В соответствии с Указом Президента РФ
от 18 августа 1996 г. региональные и местные органы власти должны были отме-
нить с 1997 года налоги, которые не содержались в федеральном налоговом зако-
нодательстве.
Важнейший этап развития налоговой системы — разработка Налогового ко-
декса Российской Федерации. Первая (общая) часть кодекса была принята в июле
1998 года. Вторая часть Налогового кодекса в результате длительных обсуждений
была принята в июле 2000 года (раздел VIII).

Налоговый кодекс Российской Федерации
Виды налогов
(I часть) содержит 28 различных налогов и сборов,
и их классификация
в том числе:
Федеральные налоги и сборы:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерально-
го сырья;
• налог на прибыль (доход) организаций;
• налог на доходы от капитала;
• подоходный налог с физических лиц;
• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
• государственная пошлина;
• таможенные пошлины и таможенные сборы;
• налоги на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоло-
гическими ресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог
• федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы:
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж; »
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
644

• налог на наследование и дарение;
• местные лицензионные сборы.
Для характеристики структуры налогов может быть использована налоговая
классификация. В соответствии с ее принципами могут быть выделены следующие
структурные деления налогов. В зависимости от объекта налогообложения — пря-
мые и косвенные; от уровня взимания (звена бюджетной системы) — федеральные,
региональные и местные; от субъекта уплаты — с физических и юридических лиц;
от целевого назначения — общие (без функциональной привязки к конкретным рас-
ходам бюджета) и целевые; от источника уплаты — с доходов, прибыли и выручки
от реализации (продаж); от способа изъятия — у источника и с налоговой деклара-
ции. При необходимости каждая налоговая группа может быть детализирована по
тем или иным признакам. Например, в составе прямых налогов могут быть выде-
лены подоходные, поимущественные, ресурсные (рентные); в составе косвен-
ных — акцизы, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные -
для отдельных видов и товарных групп и универсальные и т.д.
Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой
налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки
зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп.
Она позволяет также определить целевую направленность налоговой системы. На-
пример, преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует о ее нацелен-
ности на решение преимущественно фискальных задач, а также на соответствие
налоговой системы мировым стандартам на основе сравнительного анализа ос-
новных пропорций налоговой системы.
Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвен-
ные. Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль)
физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факто-
ры, способствующие получению доходов. К прямым налогам относятся." налог на
прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с
физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство мине-
рально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организа-
ций; налог на недвижимость; земельный налог; налог на имущество физических
лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном
отношении они составляют половину перечня налоговой системы, роль этих на-
логов в современной российской практике налогообложения еще недостаточна.
Они составляют по данным за 1999 год около 44% всех бюджетных налоговых до-
ходов Российской Федерации.
Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, работ и ус-
луг, экспортно-импортных и тому подобных операций. Суммы налогов определя-
ются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной
стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к
выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение к кос-
венным налогам неоднозначно. Высокое косвенное налогообложение выступает
фактором сдерживания спроса. Его излишняя тяжесть — одна из причин затяжно-
го спада российской экономики. Кроме того, эти налоги считаются несправедли-
выми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются на
население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то
же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве ис-
точника бюджетных доходов. Они значительно меньше, чем прямые налоги, зави-
сят от циклических колебаний конъюнктуры, состояния индивидуального воспро-
изводства, то есть являются более надежным бюджетным источником. Поэтому
Глава 51. Налоги и налоговая система 645


косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в
налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолиди-
рованный бюджет Российской Федерации в 1999 году занимал налог на добавлен-
ную стоимость (25,5%), затем налог на прибыль (доход) предприятий и организа-
ций (19,5%), подоходный налог с физических лиц (13,1%) и акцизы (11,4%)

Эффективность В силу особого места, которое занимает налоговая
налоговой системы система в финансовых отношениях и в решении за-
дач национальной экономики в целом, важнейшее
значение приобретает проблема ее эффективности.
Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее
способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налого-
вая система может быть признана эффективной в том случае, если она обеспечи-
вает:
• поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения
государством своих экономических, социальных и общественно-полити-
ческих функций;
• финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов
на расширенной основе;
• решение наиболее важных общегосударственных задач, определенных в
социально-экономической политике государства в качестве приоритетных
и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.
Для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс
критериев. При этом практически не существует прямых показателей, однознач-
но характеризующих результативность налоговой системы. Поэтому при оценке
эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В рас-
чет обычно принимается динамика удельного веса общей суммы налогов в вало-
вом внутреннем продукте; уровень бюджетного дефицита по отношению к вало-
вому национальному продукту; финансовые результаты в целом по экономике и
по отраслям и т.д.
Эффективность в узком смысле — это оптимальные внутрисистемные харак-
теристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей
для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемны-
ми характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность
налоговой системы, являются: общий уровень налогообложения (удельный вес
налогов в валовом национальном продукте); соотношения прямых и косвенных
налогов и налогов с физических и юридических лиц; устойчивость (стабильность)
налогового законодательства; роль отдельных видов налогов и налоговых групп в
формировании доходов бюджета; дифференциация ставок налогообложения и ее
обоснованность; система налоговых льгот и ее соответствие приоритетам соци-
ально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;
характер системы санкций; уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;
наличие лазеек для ухода от налогообложения; качественный уровень налогового
законодательства и т.д.
Важной качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть
налогообложения, однако до сйх пор не имеется общепринятой методики ее ис-
числения. Существуют различные показатели, которые в косвенной форме могут
давать представление о тяжести налогообложения. Среди этих показателей наибо-
лее широко используется отношение всех взысканных с налогоплательщиков на-
логов к объему полученного валового внутреннего продукта. Иногда данному по-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
646

казателю придается и более широкое толкование — сумма всех платежей, которые
выплачивают налогоплательщики. Оптимальный уровень налогообложения зада-
ется границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий
(индивидуальных функционирующих капиталов), крупных промышленно-финан-
совых структур и общественного хозяйства в це/гом: чем меньше в императивном
порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым распола-
гает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного эко-
номического роста. Однако в реальности необходимость в значительном перерас-
пределении финансовых ресурсов от предприятий диктуется самой экономикой.
Это вызывается не только политическими (потребности обороны, безопасности,
управления), но и структурными производственными факторами, необходимос-
тью вложений в «человеческий капитал», территориально-региональными причи-
нами, социальными потребностями. Так, в настоящее время в России через бюд-
жет перераспределяются финансовые ресурсы на дотации и финансирование
угольной промышленности, ряда отраслей агропромышленного комплекса, райо-
нов Крайнего Севера и т.д. Нужды ускоренного формирования производственной
инфраструктуры, требующей огромной и быстрой концентрации капитала, также
вызывают необходимость крупных перераспределительных процессов в экономи-
ческой системе страны.
Важным этапом на пути построения эффективной налоговой системы явля-
ется ее оптимизация — необходимость постоянной «настройки» налоговых инст-
рументов на решение тех или иных задач. Нельзя построить налоговый механизм,
который в течение длительного времени мог бы оставаться без сколько-нибудь
существенных изменений, действуя при этом в оптимальном режиме.
Ни среда, в которой функционирует налоговая система, ни сама система не
могут оставаться в виде застывшей конструкции. Налоговые рычаги и стимулы как
раз и применяются именно с целью изменения ситуации, сложившейся в тот или
иной период времени. Своевременный и оптимальный набор средств позволяет пре-
дотвратить развитие негативных тенденций и активизировать желательные для об-
щества процессы в кратчайшие сроки.
При достижении этой цели, означающем переход объекта налогового регули-
рования в качественно новое состояние, действие прежних налоговых инструмен-
тов может оказаться неэффективным. Например, в рыночной экономике налоги по-
средством системы льгот активно используются для регулирования темпов эконо-
мического развития: расширение льгот создает достаточно сильные стимулы для
повышения инвестиционной активности, однако при этом возникает опасность «пе-
регрева» экономической конъюнктуры, поэтому, как уже отмечалось выше, льготы
предоставляются на короткий срок.

Несмотря на важную роль налогов в регулировании социально-экономи-
ческих процессов, не раз доказавших в ходе мировой практики свою эффектив-
ность, далеко не каждую экономическую проблему можно решить посредством
налоговых мер. Существуют объективные границы сферы действия налогов, в
рамках которых и необходимо использовать налоговые рычаги. Попытки искус-
ственного расширения этих границ окажутся в лучшем случае безрезультатны-
ми, более того — не решив одну проблему, можно спровоцировать возникнове-
ние целого ряда новых, как это подчас и бывает. Например, наиболее острой
проблемой в современных российских условиях является восстановление фи-
нансового потенциала реального сектора экономики. Но решить эту проблему
посредством одного только налогового механизма невозможно. Необходим ком-
плекс согласованных мер в области финансовой, кредитной, ценовой и валют-
ной политики, то есть использование всего арсенала средств и методов, имею-
щихся в руках государства.
Глава 51. Налоги и налоговая система 647

Поведение хозяйствующих субъектов формируется под воздействием мно-
гих факторов, в числе которых налоги являются всего лишь одним и не всегда
главным. С одной стороны, в любой производственно-экономической системе
имеются высокорентабельные отрасли (нефтегазовая, спиртоводочная, табачная
и т. д.). Хотя предприятия этих отраслей и несут в современной российской эко-
номике наибольшее налоговое бремя, именно эти отрасли остаются наиболее
устойчивыми и привлекательными для отечественных и иностранных инвесто-
ров. С другой стороны, имеется целый ряд традиционно низкорентабельных (по
объективным причинам) отраслей и соответственно менее привлекательных для
инвесторов (сельское хозяйство, инфраструктура, некоторые добывающие от-
расли и др.), несмотря на то, что для этих отраслей предусматриваются наиболь-
шие налоговые льготы. Более того, во многих странах сохранение и развитие
производства в этих отраслях оказывается возможным лишь при прямой под-
держке государства. Таким образом, на практике воздействие налогового меха-
низма может быть значительно ослаблено и даже полностью блокировано. Не-
маловажное значение имеют также природно-климатические, территориальные
и геополитические факторы.
Недооценка и недоиспользование возможностей налоговой системы снижа-
ют ее эффективность, однако и абсолютизация возможностей и функций налогов
и налоговой политики, приписывание им способности решения всех главных фи-
нансово-экономических проблем и задач при преодолении экономического кри-
зиса также не позволяют решать те проблемы, которые на них возлагаются. В на-
стоящее время в России большое внимание справедливо уделяется налоговой си-
стеме, однако требуют более эффективного использования и другие экономи-
ческие рычаги, применение которых объективно обусловлено, а также проведе-
ние эффективной промышленной политики.

Налоговое адми- В формировании эффективной налоговой системы
нистрирование главная роль объективно принадлежит государству.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>