<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Принятие адекватного потребностям экономики и
финансовым интересам государства налогового законодательства — необходимое,
но недостаточное условие. Другой не менее важной задачей является формирова-
ние механизма, обеспечивающего выполнение налогового законодательства. Для
современной российской действительности эта проблема является чрезвычайно
острой: масштабы уклонения от уплаты налогов достигли критического уровня.
В результате происходит подрыв доходной базы как федерального, так и консо-
лидированного бюджетов и резкое ослабление их способности к финансовому
обеспечению функций государства, включая безопасность и оборону, защиту прав
граждан, борьбу с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях в эконо-
мику как важнейшем факторе возобновления экономического роста.
Основными причинами уклонения от налогов являются высокий уровень
налогообложения и наличие возможностей для сокрытия доходов. Поэтому важ-
нейшей задачей в решении проблемы сокращения масштабов уклонения от упла-
ты налогов является упорядочение налогового законодательства, устранение про-
тиворечий и неясностей, возможностей различного толкования вопросов, связан-
ных с налогообложением. Необходим также постоянный налоговый контроль. Он
осуществляется специально учреждаемыми органами и представляет собой осно-
ву налогового администрирования.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в систему ор-
ганов государственной власти, осуществляющих непосредственное налоговое ад-
министрирование, включены:
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
648

• Государственная налоговая служба (министерство) и ее территориальные
подразделения. При налогообложении экспортно-импортных операций
полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы;
• Федеральная служба налоговой полиции РФ.
Органы, входящие в систему Государственной налоговой службы (министер-
ства), обязаны: обеспечивать контроль за соблюдением налогового законодатель-
ства и принятых в соответствии с ним нормативных актов; вести учет налого-
плательщиков; проводить разъяснительную работу по применению налогового
законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков о действую-
щих налогах и сборах; представлять формы установленной отчетности и разъяс-
нять порядок их заполнения; соблюдать налоговую тайну и другие обязанности.
При этом налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщика докумен-
ты по установленным формам для исчисления и уплаты налогов, а также другие
документы, связанные с налогоисчислением; проводить проверки в установлен-
ном Налоговым кодексом порядке; приостанавливать операции по счетам в бан-
ках и налагать арест на имущество налогоплательщиков; обследовать любые
используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и терри-
тории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику иму-
щества.
Функции органов налоговой полиции заключаются в предупреждении, выяв-
лении, пресечении и расследовании нарушений налогового законодательства,
являющихся преступлениями или административными правонарушениями.
Органы налоговой полиции имеют полномочия на проведение дознания по
делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к ком-
петенции этих органов; проведение предварительного следствия по делам о
преступлениях, отнесенных к их ведению; оперативно-розыскную деятель-
ность.
Налоговый контроль является важнейшим элементом в процессе обеспечения
выполнения налогового законодательства. Налоговый контроль проводится дол-
жностными лицами налоговых органов путем проверок, получения объяснений
от налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помеще-
ний и территорий.
В Налоговом кодексе сделана попытка некоторого уравнивания прав нало-
гоплательщиков и налоговых служб: введен ряд положений, защищающих инте-
ресы и права налогоплательщиков, наиболее важными из которых являются сле-
дующие.
Во-первых, дается понятие налоговой тайны, которую составляют любые
полученные сведения о налогоплателыци ке, за исключением сведений, разгла-
шенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентифи-
кационном номере налогоплательщика; об уставном фонде (уставном капитале)
организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответствен-
ности за эти нарушения; о сведениях, предоставляемых налоговым или пра-
воохранительным органам других государств в соответствии с международ-
ными договорами, одной из сторон которых является Российская Федера-
ция; о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными
органами.
Во-вторых, существенно ограничивается произвол налоговых органов в ча-
сти взыскания налоговых санкций, которые могут взыскиваться, при несогла-
сии налогоплательщика, только через арбитражный суд — с юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей или через суд общей юрисдикции — с фи-
зических лиц.
Глава 51. Налоги и налоговая система 649

Противоречия Сформированная к настоящему времени российская
и основные налоговая система остается системой переходного
направления совер- типа, и в этом своем качестве она соответствует со-
шенствования временному переходному состоянию экономичес-
налоговой системы кой системы в целом.
С одной стороны, действующая налоговая си-
стема по многим характеристикам (к которым, в частности, относятся: видо-
вой состав налогов, основные объекты налогообложения, уровни налоговых
ставок и т.д.) соответствует основным положениям налоговой теории и совре-
менной мировой практике налогообложения. С другой стороны, она отражает
реальное состояние экономики и социальной сферы, отклоняясь от мировых
тенденций как в части общих масштабов перераспределительных отношений,
осуществляемых посредством налогового механизма, так и в части его целевой
ориентации, а также структуры налоговой системы. В частности, характерной
чертой российской практики является более чем скромная роль налогов, упла-
чиваемых непосредственно с доходов физических лиц. Формирование подав-
ляющей массы бюджетных доходов — до 90%, как и в дореформенный период,
происходит за счет платежей, уплачиваемых юридическими лицами, хотя ре-
альными налогоплательщиками косвенных налогов выступают потребители
(население).
Несмотря на истекший почти десятилетний период постоянного реформи-
рования и совершенствования налоговой системы, а также внешне благоприят-
ные тенденции, проявившиеся в общем увеличении доходов бюджетной системы
в последние годы, острой остается проблема формирования эффективной налого-
вой политики как важнейшего фактора и условия достижения реальной финансо-
вой стабилизации, обеспечения устойчивого экономического роста и необходи-
мого для страны уровня доходов бюджетной системы. Необходимость продолже-
ния реформирования налоговой системы и поиска оптимальных форм налогового
механизма в переходной экономике вызывается наличием серьезных структурных
диспропорций действующей налоговой системы, низкой эффективностью нало-
говых инструментов регулирования.
Среди основных недостатков существующей налоговой системы выделяются:
• чрезмерное бремя общей налоговой нагрузки на субъекты экономики, что
неизбежно вызывает тенденцию к уходу от налогообложения;
• несправедливость налоговой системы, что выражается в наличии много-
численных необоснованных льгот и привилегий. По оценке только в ре-
зультате таких льгот прямые потери консолидированного бюджета в
2000 году составили 618 млрд. рублей, в том числе федерального бюдже-
та — 220 млрд. рублей;
• явно недостаточный уровень собираемости налогов на всех уровнях бюд-
жетной системы и с различных категорий налогоплательщиков, включая
физических лиц с высокими доходами;
• преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и пла-
тежей налогового характера, взимаемых в зависимости не от финансовых
результатов, а ох объемных (физических и стоимостных) производствен-
ных показателей. В условиях платежного и общего системного кризиса
значительно усложняется механизм переложения косвенных налогов на
потребителей, с чем обычно связываются главные недостатки косвенного
налогообложения. Кроме того, при низком уровне рентабельности по
объективным причинам действующий порядок налогоисчисления стано-
вится непосредственным фактором убыточности;
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
650

• уклонение от уплаты налогов и тесно связанные с ней вопросы формиро-
вания налоговой и налогооблагаемой (с учетом налоговых льгот) базы яв-
ляются одной из наиболее уязвимых сторон российской налоговой систе-
мы. Как известно, одной из «провоцирующих» причин ухода от налогооб-
ложения является противоречивость и запутанность действующего
налогового законодательства, создающего огромные возможности для ле-
гального и полулегального снижения налоговых платежей. В условиях мас-
сового уклонения от выполнения налоговых обязательств четкое законо-
дательное закрепление норм и положений, регламентирующих процесс на-
логоисчисления, становится задачей первостепенной важности;
• в условиях общего экономического кризиса и из-за наличия крупных
системных недостатков налоговой системы происходит деформация ее
функций.
Современное состояние и противоречия налоговой системы требуют ее ре-
формирования.
Общие направления совершенствования налоговой системы определяются
целями экономической политики и необходимостью превращения налогов в фак-
тор экономического и социального прогресса страны, необходимостью ликвида-
ции накопившихся противоречий, тормозящих экономическое развитие. Среди
этих направлений следует выделить:
• усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания усло-
вий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффектив-
ных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную дея-
тельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов примене-
ния налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое
содержание;
• ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогопла-
тельщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки
на всех налогоплательщиков, продолжения начатого курса на дальнейшее
постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и об-
легчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
• упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего пе-
речня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет
максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка
уплаты различных налогов и сборов;
• обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в
объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный пе-
риод;
• обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех
уровней на основе существенного повышения уровня собираемости нало-
гов и сборов. Наделение органов, осуществляющих контроль за сбором
налогов, необходимыми полномочиями и инструментами, позволяющи-
ми обеспечить эффективный контроль за уплатой налогов и сборов нало-
гоплательщиками .
Достижение этих целей — не единовременный акт, а процесс введения новых
законодательных норм, принятия конкретных решений как в отношении всей на-
логовой системы, так и ее отдельных элементов.
Системное, целостное налоговое реформирование достигается путем приня-
тия и введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации в пол-
ном объеме. Введение в действие Части первой (общей) Налогового кодекса с
1 января 1999 года и некоторых глав Части второй Кодекса с 1 января 2001 года
Глава 51. Налоги и налоговая система 651

(раздел VIII) позволяет на современном этапе сочетать радикализм преобразова-
ний налоговой системы с их постепенностью.
Основные элементы новой фазы налоговой реформы: введение низкой «плос-
кой» ставки подоходного налога с физических лиц на уровне 13%, снижение со-
циальных начислений, ликвидация налогов с оборота, включение в состав затрат
при расчете налоговой базы налога на прибыль всех обоснованных издержек, а
также либерализация амортизационной политики, снижение и унификация тамо-
женных пошлин. Налогообложение прибыли предприятий должно реально спо-
собствовать восстановлению инвестиционной деятельности в реальном секторе
экономики.
Одной из приоритетных задач первого этапа налоговой реформы становится
облегчение налоговой нагрузки на экономику. По оценкам, она уменьшится на
1,5% от ВВП в 2001 году. Для того чтобы это не привело к значительному умень-
шению налоговых доходов, предусматриваются меры, направленные на общее рас-
ширение налоговой базы, в том числе за счет перекрытия имеющихся каналов ухо-
да от налогообложения и общего улучшения работы налоговых и других государ-
ственных органов по контролю за уплатой налогов и сборов.
Налоговый кодекс (глава 24) ввел единый социальный налог, зачисляемый в
государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социаль-
ного страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Макси-
мальная ставка единого социального налога в части платежей в Пенсионный фонд
Российской Федерации установлена в размере 28% к фонду оплаты труда, в Фонд
социального страхования взимается 4% и в фонды обязательного медицинского
страхования — 3,6%. В целях снижения налоговой нагрузки введена регрессивная
шкала налогообложения с высоких сумм заработков. Реализация этих налоговых
новшеств будет стимулировать легализацию теневых доходов и сокращение их ук-
рывательства от налогообложения.
Последующие шаги по углублению налоговой реформы в единстве с усиле-
нием действия других форм экономической политики создают условия для эконо-
мического роста и повышения эффективности экономической системы России.

В процессе перехода от централизованной плановой
Особенности
экономики к рыночным отношениям страны стал-
налоговой политики
киваются с целым рядом качественно новых про-
в странах с пере-
блем. Среди них одной из наиболее важных являет-
ходной экономикой
ся проведение эффективной налоговой политики.
Главной целью налоговой политики является обеспечение наиболее эффек-
тивных и справедливых способов сбора налогов, объем которых был бы достато-
чен для финансирования необходимого уровня общественных расходов. При этом
страны с переходной экономикой вынуждены считаться как с объективными, так
и субъективными ограничениями. Среди этих ограничений наиболее существен-
ными являются: относительно сложная структура определения и сбора некоторых
видов налогов; ограниченные возможности управления налоговой системой; не-
достаток информации и, наконец, неподготовленность политический надстройки
для формирования эффективной налоговой политики.
В странах с переходной экономикой ставка налога на доход зачастую рассмат-
ривается как инструмент установления социальной справедливости, в силу чего
большое внимание уделяется номинальной прогрессивности налога на доход, что от-
ражается в количестве «вилок», определяющих ставки налога. Однако довольно ча-
сто номинальная прогрессивность ставки налога нейтрализуется высоким необла-
гаемым «порогом», сумма которого может в два раза превышать доход на душу насе-




— г\
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
652

ления, и большим количеством различных льгот и вычетов для лиц, имеющих вы-
сокие доходы (в частности, освобождение от налогов на прирост капитала, вычет
расходов на медицинское обслуживание и образование, льготное налогообложение
финансовых доходов). Как показывает опыт различных стран, реальную прогрессив-
ность налога можно усилить, параллельно сократив количество «вилок» и номиналь-
ную прогрессивность, а также количество льг,от и вычетов.
Эффективность высоких предельных ставок налога на доход (и, следователь-
но, номинальная прогрессивность) невелика еще и потому, что количество лиц,
подпадающих под эту ставку налога, как правило, бывает незначительным, при
этом куда большая часть лиц уклоняется от уплаты налогов. Вместе с тем в странах
с переходной экономикой, как правило, существует значительная разница между
ставками подоходного налога и налога на прибыль: предельная ставка подоходно-
го налога превышает ставку налога на прибыль, что неизбежно и приводит к вы-
бору корпоративной формы предпринимательства исключительно с целью укло-
нения от уплаты налогов.
Подобное искажение невозможно ликвидировать даже при установлении на-
лога на дивиденды, так как в этом случае появляется возможность оттянуть рас-
пределение дивидендов и соответствующие выплаты налогов путем оформления
определенных расходов. Следовательно, с точки зрения эффективной налоговой
политики наилучшим решением может быть уменьшение разницы между ставка-
ми налога на доходы граждан и прибыль компаний.
Наряду с льготами и вычетами, приводящими к резкому сокращению про-

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>