<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

грессивности системы налогообложения, в переходных экономиках нередки слу-
чаи, когда нарушаются два основных принципа налоговой политики, а именно,
пропорциональности и охвата. Принцип пропорциональности означает соответствие
между выгодами и потерями данного источника доходов для целей налогообложе-
ния: если получаемые из данного источника выгоды облагаются налогом, то при
налогообложении должны также учитываться и потери данного источника. Прин-
цип охвата предполагает налогообложение потока доходов в какой-то момент вре-
мени, то есть если у получателя дохода какой-либо платеж освобождается от упла-
ты налога, то ни при каких условиях эта сумма не должна считаться расходом,
уменьшающим базу для плательщика.
В некоторых случаях возможны отклонения от принципов пропорциональ-
ности и охвата, тем не менее, они должны быть четко обоснованы с точки зрения
целей проводимой политики, тогда как во многих странах с переходной экономи-
кой подобные отклонения являются просто следствиями искажений структуры
налогов на доход. В частности, нередки случаи, когда отчисления в пенсионный
фонд, расходы на выплату процентов, убытки от операций с капиталом, премии и
пособия, выплачиваемые наемным работникам работодателями, вычитаются из
налогооблагаемого дохода как расходы, связанные с предпринимательской дея-
тельностью, в то время как, с другой стороны, пенсии, процентные доходы, дохо-
ды от операций с капиталом и пособия и вознаграждения освобождаются от нало-
гообложения. В подобном случае имеются неограниченные возможности для ук-
лонения от уплаты налогов, поскольку перечисленные случаи требуют устранения
либо вычетов, либо льгот (но не тех и других одновременно).
В области налога на прибыль страны с переходной экономикой также имеют
значительные проблемы, большая часть которых так или иначе присутствует и в
развитых странах. Однако две из них, а именно, определение ставок налога на до-
ход компаний в зависимости от их отраслевых признаков и установление нераци-
ональной системы амортизационных отчислений, особенно характерны для нало-
говых систем стран с переходной экономикой.
Глава 51. Налоги и налоговая система 653

В этих странах, где еще помнят предыдущий опыт применения рычагов госу-
дарственного регулирования во всех отраслях экономики и, в частности, приня-
тия решений об отраслевых приоритетах в экономике, часто встречаются случаи
установления дифференцированного налога на прибыль для различных отраслей.
Очевидно, что применение подобной практики само по себе препятствует функ-
ционированию рынка и предполагает снижение роли рыночных механизмов в рас-
пределении ресурсов.
Для определения стоимости капитала и доходности инвестиций очень важно
установление амортизации основных средств, используемой в налогообложении.
В этой связи особенно важно формирование соответствующей системы амортиза-
ционных отчислений для создания благоприятного инвестиционного климата. Тем
не менее, несмотря на важность привлечения инвестиций в страны с переходной
экономикой, применяемые ими системы амортизационных отчислений достаточ-
но сложны, полны внутренних противоречий и в целом не стимулируют привле-
чение инвестиций. .
Среди наиболее часто встречающихся недостатков при установлении систе-
мы амортизационных отчислений в странах с переходной экономикой можно вы-
делить: большое количество групп активов и соответствующих им норм амортиза-
ционных отчислений; низкие нормы этих отчислений (длительный период амор-
тизации); несоответствие структуры амортизационных отчислений относительным
размерам износа различных категорий активов. Устранение этих недостатков дол-
жно быть приоритетным направлением в реформе налоговой политики стран с
переходной экономикой.
При формировании эффективной системы амортизационных отчислений не-
обходимо принимать во внимание то, что почти во всех случаях для этого доста-
точна классификация активов по трем или четырем группам. Кроме того, как пра-
вило, необходимо устанавливать более высокие по сравнению с продолжительно-
стью жизни активов данной группы нормы амортизационных отчислений, что
важно не только для стимулирования инвестиций, но и для сглаживания влияния
инфляции. Что касается выбора различных методов амортизации, то в странах с
переходной экономикой целесообразно применять метод убывающего остатка,
при котором возможен расчет единых амортизационных отчислений для всех ак-
тивов данной группы (применение групповой амортизации). Подобный метод су-
щественно упрощает решение проблем учета и налогообложения доходов и убыт-
ков от реализации основных средств.
Опыт показывает, что в странах с переходной экономикой, как правило, при-
менение налоговых льгот осуществляется неэффективно. Во многих странах пре-
дусмотрены налоговые каникулы и снижение ставок налога, которые создают
большие возможности для уклонения от уплаты налогов путем применения про-
стого механизма ценовых трансфертов от компаний, уплачивающих налоги на
общих основаниях, компаниям, освобожденным от налогов. Важно также иметь в
виду, что даже если ограниченные во времени налоговые каникулы и стимулиру-
ют инвестиции, то последние имеют преимущественно краткосрочный характер
и, естественно, не оказывают такого влияния на экономику, как долгосрочные вло-
жения. Поэтому в ряде стран находят применение такие виды льгот, как налого-
вые кредиты и сокращение налогооблагаемой суммы на сумму инвестиций. Эта
мера имеет преимущества, хотя и не лишена недостатков. Такие льготы для стиму-
лирования отдельных видов инвестиций имеют адресный характер, а их доходные
последствия более очевидны и более подконтрольны. В то же время их примене-
ние опять-таки стимулирует приобретение более краткосрочных активов, сдержи-
вая приобретение долгосрочных.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
654

С точки зрения косвенных налогов в странах с переходной экономикой наи-
более важным является применение налога на добавленную стоимость. Использу-
ются различные ставки налога на добавленную стоимость, наличие которых, не-
смотря на сложности с управлением, более привлекательно с политический точки
зрения, поскольку создает иллюзию наличия социальной справедливости. В этой
ситуации необходимо иметь в виду, что любое использрвание льгот, связанных с
косвенными налогами, содержит в себе намного больше возможностей для нару-
шений, так как форму сделки, являющейся объектом льгот, могут использовать и
те потребители (покупатели), для которых эта льгота не предназначена. За исклю-
чением некоторых единичных случаев, такие льготы трудно оправдать и с точки
зрения налоговой политики. В частности, освобождение продуктов промежуточ-
ного потребления компании-налогоплательщика от налога на добавленную сто-
имость существенно не изменит ее конечное налоговое бремя по той простой при-
чине, что уплаченный за подобные товары налог на добавленную стоимость зас-
читывается в счет обязательств по налогу на добавленную стоимость. И если целью
подобного освобождения является решение проблемы нехватки оборотных средств
производителя, то в этом случае более эффективным являлось бы четкое установ-
ление механизма возврата излишне уплаченных сумм, чем использование льгот,
дающих возможность для злоупотреблений.
Что касается другой большой составляющей косвенных налогов акцизного
налога, то в странах с переходной экономикой основная задача состоит в вовлече-
нии широкого круга товаров для обложения акцизным налогом.
Создание эффективной и справедливой налоговой системы тесно связано с
установлением принципа горизонтальной справедливости. Низкие ставки нало-
гообложения снижают склонность к получению различных налоговых льгот и ук-
лонению от налогов. Более того, ликвидация дискриминации в налогообложении
как в отношении различных налогоплательщиков, так и в отношении облагаемых
объектов (различных источников доходов), обязательно приведет к упрощению
управления налоговой системой, налоговой дисциплине и повышению уровня
уплаты налогов. Следовательно, соблюдение нейтральности налогообложения и
горизонтальной справедливости само по себе приводит к другому важному прин-
ципу — обеспечению простоты и прозрачности налоговой системы. С точки зре-
ния определения направлений налоговых реформ нельзя также забывать задачу
обеспечения наилучшего соотношения между принципами горизонтальной и вер-
тикальной справедливости налогообложения.
Изучение опыта стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что в
иелом налоговые системы, обусловленные особенностями данных стран, не могут
быть единственным инструментом в решении проблемы перераспределения дохо-
дов. Эффективным рычагом государственной политики также являются целевые
(адресные) трансферты наиболее нуждающимся слоям населения, финансируемые
за счет доходов, получаемых в результате эффективного и равного для всех дей-
ствия налоговой системы. И, наконец, на распределение доходов влияет не только
собственно налоговая политика, но и налогово-бюджетная система в целом, то
есть совокупность мер доходной и расходной политики государства. И если эф-
фективность одного из звеньев налоговой политики недостаточна, то решение за-
дачи перераспределения доходов требует использования другого рычага — поли-
тики расходов.
На практике вышеизложенное означает, что в странах с переходной эконо-
микой налоговая система может быть наиболее жизнеспособной, если в ее основе
лежит обеспечение основополагающего уровня справедливости. Простые правила
налогообложения обеспечивают достижение наиболее общей цели — справедли-
Глава 51. Налоги и налоговая система 655

1 вости налогообложения — путем высокой налоговой дисциплины и ограничения
возможностей уклонения от уплаты налогов.

Основные термины
Налог
Сбор
Налоговая система
Налоговый механизм
Налоговая классификация
Принципы налоговой системы
Функции налоговой системы
Виды налогов
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на прибыль
Подоходный налог с физических лиц
Налог на недвижимость
Прямые и косвенные налоги
Тяжесть налогообложения
Налоговое администрирование
Единый социальный налог

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ