<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

да занятости населения, предполагается предусматривать в федеральном бюджете.
Все перечисленные изменения не касаются действующего порядка использования
средств государственных внебюджетных социально-страховых фондов.
Глава 52. Фонды в структуре финансовых отношений 661

На первом месте по масштабам среди четырех государственных внебюджет-
ных социальных фондов находится Пенсионный фонд Российской Федерации. Он
образован в соответствии с Федеральным законом «О государственных пенсиях в
РФ» Постановлением ВС РСФСР 22.12.90 для государственного управления фи-
нансами пенсионного обеспечения в РФ, является самостоятельным финансо-
во-кредитным учреждением. Фонд подотчетен Правительству РФ, имеет отделе-
ния в регионах страны, образующих федеральную систему вертикального подчи-
нения.
Средства ПФ до 2001 г. формировались за счет страховых взносов работаю-
щих граждан, работодателей, ассигнований из бюджета РФ на выплату государ-
ственных социальных пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям,
которые собирались Пенсионным фондом самостоятельно. Порядок, размеры и
условия уплаты обязательных страховых взносов в ПФР устанавливаются ежегод-
но федеральными законами.
В 1995—2000 гг. действующий размер страхового тарифа был дифференциро-
ван для некоторых категорий плательщиков и составлял для ряда категорий: 28% —
для работодателей-организаций, 20,6% — для сельхозпроизводителей, индивидуаль-
ных предпринимателей, 1% — для рабочих граждан.
Направления расходования средств ПФР определяются законами РФ, сред-
ства расходуются главным образом на выплату государственных трудовых пенсий;
пенсий по инвалидности; компенсации неработающим трудоспособным лицам,
осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; выплату ритуальных
пособий и т.д.
Пенсионный фонд управляется правлением и исполнительной дирекцией.
Состав Правления утверждается Федеральным Собранием РФ.
Фонд социального страхования РФ является специализированным финансо-
во-кредитным учреждением при Правительстве РФ, призванным управлять сред-
ствами государственного социального страхования РФ. Его основные задачи: обес-
печение выплаты гарантированных государством пособий по временной нетру-
доспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников, оздоров-
ление детей, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социаль-
ного страхования и охраны труда, страхование от несчастных случаев на произ-
водстве и профзаболеваний, другие цели, предусмотренные законодательством.
Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, до-
ходов от инвестирования части временно свободных средств, ассигнований из
бюджета, добровольных взносов граждан и юридических лиц, прочих доходов.
Тариф отчислений в ФСС в 1995—2000 гг. составил 5,4% от фонда оплаты тру-
да, с 2001 г. предполагается его сокращение до 4% и ниже согласно шкале единого
социального налога. Специфической чертой ФСС является то, что около 70% всех
средств расходуется на уровне предприятий и организаций — непосредственных
страхователей. Организации-плательщики перечисляют в региональные и отрасле-
вые отделения фонда социального страхования только разницу между начисленны-
ми страховыми взносами и фактическими выплатами на пособия, приобретение пу-
тевок, расходы на оздоровление детей и т.д.
Структура фонда включает федеральный уровень, региональные отделения,
центральные отраслевые отделения и их филиалы. При фонде социального страхо-
вания образуется Правление, а в его отделениях — координационные советы. Чле-
ны Правления утверждаются Правительством РФ.
Государственный фонд занятости населения РФ был образован в 1991 г. в соот-
ветствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и явля-
ется государственным внебюджетным фондом, предназначенным для финанси-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
662

рования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики заня-
тости населения. Фонд не является юридическим лицом, его средства являются
федеральной собственностью РФ и переданы в оперативное управление Государ-
ственной службе занятости населения (включающей подведомственные террито-
риальные органы службы занятости).
Фонд занятости представляет собой совокупность федеральной части, регио-
нальных и местных фондов. Доходы фонда формируются преимущественно за счет
обязательных страховых взносов работодателей, бюджетных ассигнований, дохо-
дов от размещения временно свободных средств, субсидий и субвенций вышесто-
ящих фондов занятости, добровольных взносов, других поступлений.
Средства Фонда занятости направляются на осуществление мероприятий ак-
тивной политики занятости на рынке труда, выплату пособий по безработице,
мероприятия по сохранению и созданию дополнительных или новых рабочих мест,
по созданию специализированных рабочих мест для граждан, нуждающихся в со-
циальной защите, возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначе-
нием досрочных пенсий безработным, содержание государственной службы заня-
тости и д р . С 1 января 2001 г. Фонд занятости упраздняется.
Размер тарифа страховых отчислений в 1995 г. составлял 2% по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям, с 1996 по 2000 г. — 1,5%. В после-
дние годы происходило снижение уровня собираемости взносов в данный фонд. Ве-
дущую роль здесь играет наблюдающаяся в последние годы тенденция к снижению
доли денежных поступлений и возрастанию роли неденежных платежей — взаимо-
зачетов, натуральной продукции, оплаты коммунальных услуг, а также расчетов раз-
ными ценными бумагами (векселя и др.). Более половины средств фонда расходова-
лось на материальную поддержку безработных граждан, часть — на активные ме-
роприятия политики занятости: создание новых рабочих мест, перепрофилирование
кадров, организацию общественных работ и т.д.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Рос-
сийской Федерации» образованы Федеральный и территориальные фонды обяза-
тельного медицинского страхования как самостоятельные государственные неком-
мерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования Российской Федерации является юридическим лицом,
подотчетен Парламенту и Правительству РФ.
Основными задачами Федерального фонда являются: реализация государ-
ственной политики обязательного медицинского страхования, обеспечение прав
граждан и достижение социальной справедливости в системе обязательного меди-
цинского страхования, осуществление мер финансовой устойчивости системы, в
том числе за счет выравнивания условий деятельности территориальных фондов
по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхо-
вания, и т.д.
Размер обязательного страхового тарифа был установлен в размере 3,6% от
фонда оплаты труда для всех категорий плательщиков, причем в федеральный фонд
— 0,2%, а в территориальные — 3,4 % (с 2001 г. разделение тарифа и его размер будут
определяться согласно шкале единого социального налога).
Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляется правлением,
утверждаемым Парламентом РФ, и исполнительной дирекцией. Руководитель ис-
полнительной дирекции территориального фонда назначается правительством
субъекта Федерации. Правления фондов не реже одного раза в год назначают ауди-
торскую проверку деятельности фондов. Отчеты заслушиваются соответствующи-
ми органами законодательной и исполнительной власти.
Одной из существенных проблем развития медицинского страхования в Рос-
сии является искусственное раздробление финансовых потоков для реализации
защиты от социального риска утраты трудоспособности по болезни. Так, оплату
Глава 52. Фонды в структуре финансовых отношений 663

медицинских услуг, являющуюся функцией медицинского страхования, осуществ-
ляют фонды обязательного медицинского страхования, а близкие и пересекаю-
щиеся функции по оплате временной нетрудоспособности (больничных листов) и
проведение оздоровительной работы на предприятиях (санаторно-курортное ле-
чение) возложены на фонды социального страхования.

Негосударственные Важным рыночным инструментом повышения эф-
социально-страхо- фективности социального обеспечения в развитых
вые фонды странах является использование механизма соци-
ального страхования. Социальное страхование, ис-
пользуя принципы как обязательного, так и добровольного (негосударственного),
как солидарного, так и накопительного страхования, позволяет одновременно ре-
шать две задачи. Первая из них связана с обеспечением приемлемых для трудяще-
гося человека стандартов потребления в случае утери трудоспособности и дохода
по объективным социальным причинам — старости, болезни, безработице, рож-
дении детей. Вторая задача состоит в определенной реализации потребностей эко-
номики в инвестиционных ресурсах, как правило, долгосрочного характера. В со-
временной России происходят процессы перехода от традиционной системы со-
циального обеспечения к системам, основанным на принципах солидарного и
накопительного страхования для трудоспособных и предоставления социальной
помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам.
Инструментом накопительного страхования социальных рисков и выступают
негосударственные социально-страховые фонды. В силу необходимости предотв-
ращения неблагоприятных социальных последствий особенно важны формы го-
сударственного контроля за деятельностью данных фондов.
Среди этого вида фондов следует выделить негосударственные пенсионные фон-
ды, которые были образованы в соответствии с Указом Президента РФ «О негосу-
дарственных пенсионных фондах» (1992 г.). Был создан специализированный госу-
дарственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компа-
ний по управлению активами Н П Ф . В 1998 г. принят Федеральный закон
«О негосударственных пенсионных фондах». Усиливается роль регионов в регулиро-
вании рынка негосударственного пенсионного обеспечения и его развитии — регио-
нальные нормативные акты приняты в ряде республик и большинстве регионов Рос-
сии, НПФ, имеющие лицензию инспекции НПФ, расположены в 50 субъектах РФ.
Если в октябре 1992 г. насчитывалось около 10 НПФ, то в 1998 г. в России
было зарегистрировано около 1000 НПФ, а к августу 1998 г. реально действовало
340 НПФ. После кризиса их число сократилось до 270. В 2000 г. число участников
НПФ составляло около 2,5 млн. чел.; в различные сектора экономики, финансо-
вого и фондового рынка инвестировано 14,3 млрд. руб.

Благотворитель- Благотворительный фонд — весьма распространен-
ные и социальные ная в различных государствах форма неправитель-
инвестиционные ственной некоммерческой организации, управляе-
фонды мой Советом попечителей или директоров, аккуму-
• лирующей денежные средства и программы
предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образова-
тельных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятель-
ности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие ис-
торические корни, традиции, типичные для многих стран.
В настоящее время в США, например, более 32 тыс. благотворительных фон-
дов, осуществляющих программы предоставления грантов. В мире существует не-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
664

сколько типов частных благотворительных фондов: ассоциированные фонды, (
нансируемые из средств корпораций; фонды прямого действия, использующие со
ви
ресурсы для финансирования собственных исследований или предоставления улг
су
(под конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного
населенного пункта для удовлетворения местных потребностей; независимые ф н
о-
ды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами,
семьей и т.д.
В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О благотворительной де-
ятельности и благотворительных организациях». Аналогичные законы, которые
создают основу для деятельности данного типа фондов, приняты в целом ряде ре-
гионов РФ.
Для России представляют определенный интерес социальные инвестиционные
фонды.
Социальные инвестиционные фонды в других государствах возникли в кон-
це 80-х годов с целью сглаживания социально-экономических противоречий. О ин
позволяют государству осуществить ряд быстрых и наглядных акций и повысить
привлекаемость проводимых структурных преобразований в глазах населения.
Механизм социальных инвестиций направлен на то, чтобы гибко и опера-
тивно обеспечивать ресурсами организации на местном уровне — местные прави-
тельства, местные сообщества, некоммерческие организации. Эти фонды финан-
сируют проекты, проинициированные на местном уровне на основе оценки и отбора
необходимых направлений
В Восточной Европе социальные инвестиционные фонды появились относи-
тельно недавно. Наиболее активно фонды данного вида функционируют в Р м - уы
нии, Албании, а в настоящее время и в СНГ — в Армении, Грузии, Молдове, Таджи-
кистане и Узбекистане (всего более чем в 35 странах мира).
Анализ показывает, что общими направлениями деятельности социальных
фондов являются борьба с безработицей, обеспечение социальными услугами и
поддержание социально-экономической инфраструктуры, поддержка малого и
среднего бизнеса, как правило, на основе особых программ.
Финансирование программ строится на основе принципов смешанного
финансового участия. Основными инвесторами, как правило, выступают
крупные международные финансовые организации. В среднем международ-
ные финансовые организации обеспечивают финансирование от 40 до 100% стои-
мости проекта.
Инструментарий, используемый социально-инвестиционными фондами,
представляет интерес, так в данных фондах достигается сочетание интересов госу-
дарства, бизнеса, некоммерческого сектора.

Отраслевые, Большую группу фондов федерального значения со-
межотраслевые и ставляют внебюджетные отраслевые, межотраслевые
специальные фонды и специальные фонды, создаваемые министерства-
ми и ведомствами. Их более 50. Часть из них была
образована по постановлению Правительства РФ в 1994 году (фонды федеральной
службы лесного хозяйства, комитетов по рыболовству, металлургии, химической
и нефтехимической промышленности, министерств связи, транспорта и т.д.), дру-
гие фонды — по отдельным постановлениям Правительства либо указам Прези-
дента РФ — фонды Н И О К Р Рослегпрома, Минтранса РФ, специальный Фонд де-
нежных средств Минобороны РФ, Единый фонд стабилизации и развития РАО
«Газпром» и др.
Отчисления в отраслевые, межотраслевые и специальные фонды относятся,
как правило, на себестоимость продукции. Фонды формируются за счет добро-
Глава 52. Фонды в структуре финансовых отношений 665

вольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собствен-
ности в размере до 1,5% от объема реализуемой продукции, а суммы отчисленных
средств относятся на себестоимость продукции.
Средства данных фондов собирают собственные сборщики, они распределя-
ются через коммерческие банки и часто служат весьма дешевыми кредитными ре-
сурсами. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных от-
раслевых фондов возлагается на руководителей федеральных министерств, ве-
домств, Минфин РФ.

К числу фондов федерального уровня относится и
Фонды поддержки
ряд фондов, созданных в целях развития предпри-
предприниматель-
нимательства, конкуренции, поддержки науки. Сре-
ства, развития
ди них необходимо выделить следующие. Федераль-
конкуренции,
ный фонд поддержки малого предпринимательства при
поддержки науки
Правительстве РФ (имеются и аналогичные регио-
нальные фонды) создан в целях финансового обеспечения Федеральной програм-
мы государственной поддержки малого предпринимательства в соответствии с
Федеральным законом «О государственной поддержке малого предприниматель-
ства в Российской Федерации». Для этой группы фондов возможно использова-
ние нескольких доходных источников — бюджетных средств, средств, заработан-
ных фондом (плата за льготный кредит, экспертизу и т.д.), а также добровольных
перечислений на нужды развития науки, малого бизнеса и т.д.
Все большее распространение в ходе экономических реформ приобретают
фондовые формы финансирования российской науки. В настоящее время действу-
ют как российские фонды поддержки науки, так и международные. В числе наи-
более крупных российских фондов назовем Российский фонд фундаментальных ис-
следований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд со-
действия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд
технологического развития. Фонды развития науки финансируются преимуще-
ственно за счет средств бюджета (от 4 до 1 % от ассигнований, выделенных в феде-
ральном бюджете на финансирование науки). Фонд содействия развитию малых
предприятий в научно-технической сфере финансирует инновационные проекты
в малом и среднем предпринимательстве. Он выдает на возвратной основе под
льготные условия кредитные ресурсы под перспективные проекты. Клиенты
фонда имеют доступ к краткосрочным займам для закупки необходимого сы-
рья и материалов, могут получить оборудование в лизинг, а также безвозмезд-
ные ресурсы для проведения выставок, на подготовку кадров, информацион-
ное обеспечение.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>