<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Инвестиционные фонды (взаимные фонды, трасты,
Паевые
инвестиционные компании и др.) активно развива-
инвестиционные
ются в странах развитой рыночной экономики.
фонды
Паевые инвестиционные фонды — сравнитель-
но новое явление на российском фондовом рынке. Их задача — помочь выйти на
рынок ценных бумаг мелким инвестора^. Правительство РФ в 1995 г. предложило
проект организации паевых инвестиционных фондов для привлечения частных
инвестиций в реальный сектор экономики и создания надежного и понятного мел-
ким вкладчикам инвестиционного института. 26 июля 1995 г. вышел Указ Прези-
дента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестици-
онной политики Российской Федерации», где излагались основные принципы
деятельности паевых фондов.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
666

Паевые фонды не являются юридическими лицами, основываются на дове-
рительном управлении и предполагают наличие элементов рыночной инфраструк-
туры — депозитарное обслуживание, институты регистраторов и независимых
оценщиков, аудит. По структуре большинство действующих паевых фондов явля-
ются фондами открытого типа (вкладчик может изъять свои деньги в любой мо-
мент). Часть фондов — интервальные, в них изъятие вложенных средств возмож-
но раз в год или чаще, но в строго оговоренные даты.
Не будучи юридическим лицом, паевой фонд не платит налог на прирост ка-
питала, схема движения денег достаточно прозрачна, размеры вознаграждения
управляющей компании, расходы на управление, надбавки и скидки к стоимости
пая оговорены в правилах и проспекте эмиссии каждого фонда.
Эти фонды работают на рынке как государственных, так и корпоративных
ценных бумаг. Инвесторы — юридические и физические лица. Вместе с тем отри-
цательный опыт чековых инвестиционных фондов финансовых пирамид, банк-
ротство банков, перманентные финансовые кризисы не позволяют в настоящее
время осуществлять активное развитие данного вида фондов.

В целом ряде российских регионов широко исполь-
Фонды субъектов
зуются возможности по формированию и использо-
РФ и местные
ванию внебюджетных фондов субъектов РФ. Число
внебюджетные
таких фондов значительно варьируется по регионам.
фонды
Так, в Республике Коми 7 внебюджетных фондов, в
Волгоградской области — 10, в Москве в 1999 г. насчитывалось свыше 20 фондов.
Большинство внебюджетных фондов субъектов РФ не являлись юридическими ли-
цами, а существовали в виде субсчетов, контролируемых соответствующими де-
партаментами регионального правительства. Среди наиболее крупных фондов
Москвы можно выделить внебюджетный жилищно-инвестиционный фонд, вне-
бюджетный фонд финансовых ресурсов для социальной защиты населения Моск-
вы, фонд финансовой поддержки промышленности г. Москвы, фонд развития
культуры и искусства и т.д.
Общей линией развития этой группы внебюджетных фондов является их пос-
ледовательная консолидация в субфедеральные бюджеты. Бюджетным кодексом
РФ предусматривается формирование лишь государственных внебюджетных фон-
дов, а также целевых бюджетных фондов.

Основные термины
Фонды
Принципы классификации фондов
Виды фондов
Бюджетные фонды
Внебюджетные фонды

<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ