<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ходов, распределение и перераспределение, финансирование инвестиций и т. д.
Деятельность по внедрению СНС в практику статистики стран СНГ коор-
динирует Межгосударственный статистический комитет стран СНГ. Рекоменда-
ции Статкомитета СНГ по вопросам составления национальных счетов пред-
ставляют собой адаптацию международных стандартов в этой области к особен-
ностям организации экономики и статистики в странах СНГ. Они исходят из
понимания того, что экономика стран СНГ находится в переходном периоде и
Глава 55. Национальные счета 705


что для нее характерны многие особенности переходной экономики, такие как
высокая степень субсидирования производства, высокий уровень монополиза-
ции производства в ряде отраслей экономики, значительные темпы приватиза-
ции государственной собственности, неразвитость механизмов финансовой сис-
темы и т. д. Эти особенности находят свое отражение в методологии исчисления
основных показателей СНС, разрабатываемой Межгосударственным статисти-
ческим комитетом СНГ.
Дальнейшая работа по внедрению СНС в статистическую практику России и
других стран СНГ потребует еще ряда лет. Например, в России пока публикуют
счета только для некоторых секторов экономики, только на экспериментальном
уровне проведена работа по составлению финансового счета, который содержит
важную информацию о том, каким образом осуществляется процесс кредитова-
ния и заимствования. Практически ни в одной из стран СНГ не разработан баланс
активов и пассивов, в рамках которого исчисляется один из важнейших показате-
лей СНС — национальное богатство.
Дальнейший прогресс во внедрении СНС в практику стран СНГ связан с не-
обходимостью обеспечения расчетов информационной базы, отражающей, в час-
тности, теневую и неформальную экономику. Задача обеспечения расчетов в об-
ласти СНС необходимой информацией требует совершенствования бухгалтерско-
го учета, приведения его в соответствие с международными стандартами. Важным
условием повышением достоверности показателей СНС, публикуемых статисти-
ческими органами стран СНГ, является дальнейшее совершенствование статисти-
ки цен, без чего невозможно получить точные дефляторы ВВП и, следовательно,
надежные оценки темпов экономического роста.

Система национальных счетов — эффективный ин-
Исследование
струмент анализа процессов общественного воспро-
общественного
изводства. Наиболее важными направлениями ана-
воспроизводства
лиза данных СНС при принятии экономических ре-
на основе СНС
шений как органами государственного управления,
так и представителями бизнеса являются:
• определение темпов воспроизводства национального продукта и нацио-
нального дохода и установление на этой основе темпов экономического рос-
та, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процес-
сов (занятость, фондовооруженность и энерговооруженность и т. д.);
• установление отраслевой структуры экономики и ее изменения во време-
ни, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производи-
тельности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т. д.);
• установление пропорций между основными формами дохода, на которые
распадается ВВП;
• выявление пропорций между конечным потреблением и накоплением, а
также факторов, влияющих на динамику инвестиций;
• определение национального сбережения как основного источника финан-
сирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника
для финансирование намечаемых инвестиций;
• выявление размеров заимствования/кредитования как по экономике в це-
лом, так и по отдельным ее секторам;
• изучение уровней идинамики реальных доходов и потребления населе-
ния;
• установление влияния на экономику страны внешнеэкономических свя-
зей и, прежде всего, внешней торговли товарами и услугами;
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
706

• анализ влияния на экономику и различные макроэкономические перемен-
ные инфляционных процессов.
Данные СНС вместе с информацией по другим, смежным разделам эконо-
мической статистики используются для анализа наиболее существенных измене-
ний, происшедших в воспроизводственных пропорциях российской экономики в
90-х годах XX в. Как показывают макроэкономические расчеты, прежде всего по
ВВП, создание институциональных основ и механизма функционирования мно-
гоукладной экономики в России происходило на фоне затяжного экономического
кризиса: спад производства был непрерывным в период с 1990 по 1998 гг. включи-
тельно (за исключением 1997 г.).
В целом вторая половина 90-х годов характеризовалась замедлением темпов
падения производства. Суммарная валовая добавленная стоимость, оцененная в
постоянных ценах, в 1999 г. по сравнению с 1995 г. снизилась на 4%, в том числе в
наибольшей степени: в строительстве (—22%), сельском хозяйстве (—20%), жилищ-
но-коммунальном хозяйстве (порядка 6—7%). Существенно возросли конечные
результаты деятельности, измеряемой показателем «валовая добавленная сто-
имость», отрасли «Операции с недвижимым имуществом» (+67%).
Тенденция к экономической стабилизации, которая стала проявляться в пер-
вом полугодии 1999 г., закрепилась в дальнейшем. Среди факторов, оказавших
позитивное воздействие на экономический рост, были благоприятные мировые
цены на энергоресурсы. За 1999 г. ВВП увеличился на 3,2%, однако к началу 2000 г.
российская экономика не вышла на рубежи 1997 г. и первой половины 1998 г. По
сравнению с годом производства максимального объема ВВП (1989 г.) объем ко-
нечной продукции (совокупности конечных товаров и услуг) сократился на 40%.
За рассматриваемый период серьезные изменения произошли в отраслевой
структуре общественного производства (см. табл. 55.1).

Таблица 55.1


Производство валового внутреннего продукта и валовой добавленной стоимости
по отдельным отраслям экономики в РФ

Отрасли экономики ВВП в текущих ценах Отраслевая структура ВВП
в 1999 г.,
ВВП, в %
млрд. трлн. млрд. в%
руб. руб. руб.
1991 г. 1995 г.
1995 г. 1999 г. 1991 г. 1999 г.

Валовой внутренний продукт
1398,5
В ценах конечного покупателя 1540,5 4545,5 95,7
В основных ценах' 1378,1 4147,4 100 100
1435,5 100 94,0
Промышленность 416,4 38,2 29,0 31,9
525,9 1323,6 100,3
Сельское хозяйство, включая 286,2 14,0 7,2 80,4
192,6 102,9 6,9
организации, обслуживающие
сельское хозяйство, лесное хозяйство
Строительство 9,4
129,9 121,9 244,8 8,5 5,9 77,9
Транспорт и связь 102,9 170,5 423,4 7,4 11,9 98,9
10,2
Торговля (оптовая, включая торговлю
продукцией производственно-техни-
ческого назначения, розничная, внеш-
няя), заготовки, общая коммерческая
деятельность по обеспечению функ-
ционирования рынка 20,9 80,1
187,8 301,0 955,2 13,6 23,1
Глава 55. Национальные счета 707


Окончание табл. 55.1
ВВП в текущих денах
Отрасли экономики Отраслевая структура ВВП
ВВП, в % в 1999 г.,
млрд. трлн. млрд. в%
руб. руб. руб.
1991 г. 1999 г.
1991 г. 1995 г. 1999 г. 1995 г.

Операции с недвижимым имуществом 19,7 112,6 0.1 2,7 167,0
1,4
1,0
Жилищное и коммунальное
179,5 2,2 5,2 4,3 93,5
хозяйство 30,8 74,8
Финансы, кредит, страхование 22,5 45,6 2,2 119,8
30,5 1,6 1,1
г1аука и научное обслуживание, 62,2 86,9 235,3 4,5 6,0 5,6 234,3
управление, оборона
123,7 3,0
Здравоохранение, физическая куль- 37,9 41,9 2,8 2,9 112,5
тура и социальное обеспечение
54,3 145,7 3,6 103,4
Образование, культура и искусство 52,7 3,8 3,8
Другие отрасли 22,6 71,8 1,6 85,7
23,9 1,8 1,7

1
ВВП в основных ценах в отличие от ВВП в рыночных ценах не включает налоги на
продукты, но включает субсидии на продукты. Данные в основных ценах приведены без
исключения косвенно измеряемых услуг финансового посредничества.

Расчет на основе СНС показывает, что доля трех базовых отраслей обществен-
ного производства, образующих ядро реального сектора экономики, — промыш-
ленности, сельского хозяйства (вместе с лесным хозяйством), строительства —
сократилась с 62% до 45%. С другой стороны, наблюдалось резкое возрастание
роли сферы обращения в формировании конечных результатов общественного
производства — с 21 до 33% (включая транспорт и связь). В течение многих лет
происходило снижение доли отраслей, производящих товары, и увеличение доли
услуг. Один из факторов, объясняющих выявленную закономерность, — это опе-
режающий рост цен на услуги по сравнению с изменением цен на товары. Наряду
с возникновением новых и скачкообразным ростом объема услуг, характерных для
рыночной экономики (преимущественно посреднических), происходило сниже-
ние традиционных услуг, таких как пассажирский транспорт, коммунальные и
бытовые услуги населению. На рубеже 1995—1996 гг. доля услуг в ВВП достигла
доли товаров, а позднее и превысила этот показатель. В 1999 г. впервые за годы
рыночных реформ доля товаров вновь стала увеличиваться — с 42,2% (1998 г.) до
44,9%. Тем не менее доля рыночных услуг продолжала возрастать (до 32%), в то
время как роль нерыночных услуг в общественном производстве продолжала
уменьшаться (1998 г. — 15,4%, 1999 г. — 11,6%).
Анализ секторальной структуры валовой добавленной стоимости (в текущих
ценах) показывает, что наибольшая доля в ее создании приходится на нефинансо-
вые предприятия и некорпорированные предприятия, принадлежащие домашним
хозяйствам. Причем в настоящее время по сравнению с 1991 г. доля сектора до-
машних хозяйств в производстве валовой добавленной стоимости увеличилась, а
доля секторов нефинансовых предприятий государственного управления — сни-
зилась. Рост производства в секторе домашних хозяйств был связан как с развити-
ем мелкого частного предпринимательства, так и с увеличением производства в
личных подсобных хозяйствах населения с целью самообеспечения.
Структурные преобразования в экономике хорошо отслеживаются на основе
упорядочения экономической информации в рамках межотраслевого баланса —
важного раздела СНС. На основе анализа разработанного недавно первого межот-
раслевого баланса России за 1995 г., составленного на основе концепции СНС,
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
708

специалисты сделали выводы о крайней противоречивости и неравномерности
институциональных и отраслевых изменений в российской экономике после пер-
вых лет рыночных преобразований.
К середине 90-х годов структура формирования отечественных ресурсов то-
варов и услуг в значительной степени сохраняла черты, которые были свойствен-
ны дореформенной экономике. Преобладали высоквспециализированные круп-
ные и средние предприятия, сохранились присущие им схемы комбинирования
производства, имело место слабое развитие бизнеса в сфере непосредственного
производства товаров, в то же время наличествовали подсобные строительные и
сельскохозяйственные производства. Существенная активизация на фоне жесто-
чайшего экономического кризиса наблюдалась в сфере торгово-посреднической
деятельности, причем зачастую это являлось способом выживания в условиях низ-
кой эффективности основного производства, что особенно характерно для маши-
ностроительных предприятий. Например, в общем объеме продукции предприя-
тий по производству металлорежущих и деревообрабатывающих станков, прибо-
ров контроля технологических процессов на торговую деятельность приходилось
более 30%. В процессе формирования ресурсов значительную роль стали играть
домашние хозяйства, которые производят половину отечественных ресурсов сель-
хозпродукции. Большое значение они имеют и в торговле: половину ее добавлен-
ной стоимости составляет доход домашних хозяйств.
Из общего объема ресурсов на экспорт (по данным межотраслевого баланса
России за 1995 г.) было направлено всего 13%, из них более 70% приходилось на
нефтегазовую (35%), цветную (16%), черную металлургию и машиностроение
(по 11%). Анализ соотношений между отечественными и импортными ресурсами
в промежуточном и конечном спросе выявляет диспропорции в структуре про-
мышленного производства. При высоком удельном весе производства топливно-
сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт, конечные потребности эконо-
мики весьма слабо удовлетворялись продукцией отечественного производства, что
компенсировалось за счет импорта.
В 1992—1998 гг. непрерывно росла доля расходов на конечное потребление в
ВВП и снижалась доля валового накопления, а также интенсивно увеличивалась
доля чистого экспорта (см. табл. 55.2).
Таблица 55.2
Валовой внутренний продукт,
рассчитанный методом конечного использования доходов
ВВП в текущих ценах Отраслевая структура
ВВП, в %
млрд. трлн. млрд.
руб. руб. руб.
1991 г. 1999 г.
1995 г. 1999 г. 1991 г. 1995 г.

1540,5
Валовой внутренний продукт 1398,5 4545,5 100 100 100
в том числе:
855,4 1095,8 3209,8 71,2 70,6
Расходы на конечное потребление 61,1
2360,7 40,4
домашних хозяйств 565,6 759,9 49,3 51,9
государственных учреждений 299,4 720,5
230,9 16,5 19,5 15,9
некоммерческих организаций 2,4
58,9 36,5 128,6 4,2 2,8
704,3 25,4
Валовое накопление 507,2 391,6 36,3 15,5
в том числе:
валовое накопление основного капитала 325,4 741,1 23,3
327,9 21,3 16,3
Чистый экспорт 53,2 761,8 3,4
0,3 16,8
4
L .°
Статистическое расхождение 31,9 -0,1 -130,4 2,3 — -2,9
Глава 55. Национальные счета 709

Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП в настоя-
щее время по сравнению с уровнем 1991 г. резко возросла, однако рост этой
доли явился не результатом повышения благосостояния, а следствием уменьше-
ния других компонентов конечного использования в ВВП и, в частности, вало-
вого накопления, доля которого в ВВП в текущих ценах сократилась, несмотря

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>