<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

на то что цены на инвестиционные товары росли быстрее, чем на потребитель-
ские. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, которое наряду с
потребительскими товарами и услугами охватывает также полученные бесплат-
но товары и услуги от бюджетных и некоммерческих организаций, обслуживаю-
щих домашние хозяйства, составляет 67% от ВВП (без социальных трансфертов
- 57%).
В структуре расходов на конечное потребление также отмечаются некоторые
изменения. Доля расходов домашних хозяйств на конечное потребление в сум-
марном конечном потреблении увеличилась — с 66% в 1991 г. до 74% в 1999 г. Не-
прерывно уменьшалась доля расходов на конечное потребление некоммерчес-
ких организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а в последние годы —
государственных учреждений. Тем не менее если оценивать в текущих, а не в по-
стоянных ценах, то расходы на конечное потребление государственных учрежде-
ний относительно суммарного конечного потребления не уменьшились, а увели-
чились. Все расходы на конечное потребление в 1999 г. по сравнению с 1995 г. в
реальном измерении сократились на 3%, в то время как расходы на конечное по-
требление государственных учреждений (также в реальном измерении) — только
на 1,5%.
При этом претерпели значительные изменения пропорции распределения
расходов на конечное потребление государственного управления между учреждения-
ми, оказывающими индивидуальные услуги (здравоохранение, социальное обес-
печение, образование, культура и искусство), и учреждениями, оказывающими
коллективные услуги (управление, наука, оборона). Если в 1991 г. доля расходов
на индивидуальные услуги составляла примерно 1/3 всех расходов на конечное
потребление государственного управления, то в настоящее время она составляет
около половины.
В составе потребительских расходов населения резко повысилась доля продук-
тов питания, при этом по сравнению с 1991 г. заметно сократилось потребление на
душу населения мяса, молока и яиц. Подобные изменения в объеме и составе по-
требительских расходов являются результатом изменения потребительских цен и
их динамики, в известной мере — следствием диспропорций в распределении до-
ходов.
Составной частью системного кризиса, сопровождающего рыночные рефор-
мы, стал инвестиционный кризис, проявившийся в резком сокращении инвести-
ционной деятельности.
Доля валового накопления в ВВП, по расчетам, снизилась за годы реформ с 36
до 16%, в том числе валового накопления основного капитала — с 23 до 16% (на ос-
нове текущих цен). Даже во второй половине 90-х годов, когда появились предпо-
сылки для начала экономической и финансовой стабилизации, инвестиционная
деятельность в большинстве базовых отраслей экономики была ограниченной.
В 1999 г. по сравнению с 1995 г. весь объем ВВП (в постоянных ценах) уменьшил-
ся на 7%, а валовое накопление — почти на 45% (валовое накопление основного
капитала — более чем на 30%).
Сопоставление размеров амортизационных отчислений на восстановление
основных фондов с размерами капитальных вложений по отраслям приводит к
выводу, что в 90-е годы в экономике России происходило некомпенсируемое сни-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
710

жение производственного потенциала. Только в одном 1995 г. в промышленности
амортизация превысила объем капитальных вложений в отрасль на 60%, в строи-
тельстве и сельском хозяйстве — в 4 раза.
Доля изменения запасов материальных оборотных средств в ВВП снижалась
очень заметно (до 2—3% в 1998—1999 гг.). В 1991 г. она составляла 10,5%. Высокая
доля изменения запасов материальных оборотных средств в ВВП в 1991 г. объяс-
няется тем, что в преддверии значительного повышения цен предприятия делали
большие запасы сырья и материалов и одновременно задерживали отгрузку гото-
вой продукции. Однако и в настоящее время в большинстве случаев эта доля за-
метно выше, чем в развитых западных странах, что связано с недостатками в орга-
низации производства и сбыта
Фактором, предотвратившим сползание страны к экономическому краху, ста-
ли внешнеэкономические связи. Благоприятная мировая конъюнктура в целом
способствовала существенному увеличению вклада внешней торговли в производ-
стве ВВП России. Доля чистого экспорта товаров и услуг в ВВП увеличилась за
годы реформ с 0,3 до 7%. Наиболее интенсивный рост внешней торговли был обес-
печен в середине 90-х годов.
Рыночные преобразования существенно повлияли на стоимостные воспроиз-
водственные пропорции. В частности, это касается изменений в стоимостной струк-
туре ВВП (см. табл. 55.3).

Таблица 55.3
Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов
ВВП в текущих ценах Стоимостная структура
ВВП, в %
млрд. трлн. млрд.
руб. руб. руб.
1991 г. 1999 г.
1991 г. 1995 г. 1999 г. 1995 г.

Валовой внутренний продукт 1540,5 4545,5 100 100
1398,5 100
в том числе:
Оплата труда наемных работников 695,8 43,7 45,2 42,3
610,9 1923,2
(включая скрытую)
4,4
Чистые налоги на производство и импорт 62,0 182,3 663,8 14,6
11,9
Валовая прибыль экономики и валовые
662,4 51,9 43,1
смешанные доходы 725,6 1958,5 42,9


В первые годы реформ доля оплаты труда наемных работников (без дорасче-
тов, связанных с теневой деятельностью) в ВВП снижалась, что было связано как
с процессом перехода населения к мелкому частному предпринимательству (крес-
тьянские и фермерские хозяйства, мелкие торговцы, частнопрактикующие врачи,
преподаватели и т. п.), так и с сокращением численности занятых в экономике и
большим отставанием между увеличением тарифных ставок заработной платы на-
емных работников и общим ростом цен в экономике.
Поскольку методы измерения теневой экономики дают только приблизитель-
ные оценки ее размеров, следует с большой осторожностью использовать данные,
в которые включены дорасчеты, в частности оценки скрытой оплаты труда. Мож-
но говорить о тенденции, обозначившейся во второй половине 90-х годов, к более
быстрому росту номинальной оплаты труда по сравнению с динамикой номиналь-
ных доходов как совокупности валовой прибыли и смешанных доходов.
Оценки теневой экономики в рамках методологии СПС (доля теневой и другой
официально не учитываемой деятельности в ВВП составляла примерно четверть)
Глава 55. Национальные счета 711

свидетельствовали о том, что в течение многих лет не произошло сколько-нибудь
заметного сокращения деятельности теневого сектора экономики, что негативно
влияло на общеэкономическую ситуацию, приводило к недобору налогов, уменьше-
нию доходной части бюджета страны. Это, в свою очередь, ограничивало возмож-
ности органов власти перераспределять и аккумулировать денежные средства для на-
правления их на цели финансирования экономических и социальных программ.
Доля в ВВП налогов на производство и импорт за вычетом субсидий характе-
ризует налоговую нагрузку, которую несут производители. Налоговая нагрузка в
России выросла заметно. Следует иметь в виду, что производители выплачивают
также текущие налоги на доходы, имущество и др. С их учетом «налоговое бремя»
производителей увеличивается и составляет в настоящее время в России около
одной пятой ВВП.
Анализ закономерностей образования цены покупателей, по данным межот-
раслевого баланса, показал, что налоги на продукты оказывали существенно мень-
шее влияние на удорожание продукции по сравнению с воздействием на конеч-
ные цены таких факторов, как повышение транспортных тарифов и торговая на-
ценка. Так, рыночная цена промышленных товаров формируется на 69% у
производителей, на 25% — у торговых посредников и транспортников, на 6% — за
счет государственных чистых налогов.
О масштабах перераспределительных процессов посредством реализации фун-
кций государственного управления свидетельствует отношение доходной части
бюджетной системы страны к ВВП. Поскольку бюджетные отношения характери-
зуются большим многообразием, показатели также отражают разные аспекты фор-
мирования и использования государственных финансов. На основе СНС возмо-
жен анализ проводившейся и прогнозируемой бюджетной, налоговой, кредитно-
денежной, социальной политики с целью принятия решений по государственному
регулированию в условиях развития рыночной экономики.
Важное значение имеют показатели, характеризующие отношение: собран-
ных налогов к ВВП, государственного долга к ВВП, сальдо по текущим операци-
ям платежного баланса к ВВП (см. табл. 55.4).
Таблица 55.4
Некоторые финансовые характеристики экономического процесса
Показатели 1995 г. 1999 г.
1997 г.
Бюджетный дефицит, млрд. руб. -49100 -127 900 -44,4
В % к ВВП 5,2 1,0
3,1
364 300 1007,5
Налоговые доходы, млрд.руб. 594 100
22,4 22,2
В % к ВВП 23,6
Обслуживание госдолга, млрд. руб. 27 978 41 464 190,0
В % к ВВП 1,8 4,2
1,7
35 400 23,7'
Сальдо по текущим операциям платежного баланса, млрд. руб. 23 400
В % к ВВП 2,3 0,9 0,9'
Прирост задолженности по различным ценным бумагам, млрд. руб. 25 000 136 600
5,4
В % к ВВП 1,6
14500
Просроченная задолженность по выплате процентов за кредиты 10100
«остальному миру», млрд. руб.
В % к ВВП , 0,9 0,4
Изменение задолженности по зарплате, пенсиям, пособиям и 7600 -20500
оплате коммунальных услуг, млрд. руб.
В % к ВВП 0,5 -0,8
1 540 500 4545,5
ВВП, млрд. руб. 252 1900
712 Часть III. Теоретические основы национальной экономики


Данные показатели связаны с важными финансовыми аспектами экономи-
ческих процессов, по которым правительство должно принимать конкретные ре-
шения по налоговой системе, разработке политики валютного курса и внешних
заимствований. Например, отношение внешнего долга России к ВВП, составив-
шее в 1999 г., по некоторым опенкам, 111%, рассматривается как сигнал к приня-
тию кардинальных мер в области внешнего заимствования и погашения прошлых
долгов.
Большую аналитическую нагрузку имеют показатели доли государственных
расходов в объеме ВВП. В частности, этот показатель используется в эмпирическом
анализе зависимости экономического роста от госрасходов.
Мировая практика показывает, что страны с большой долей госрасходов в ВВП
развиваются медленнее, чем страны, ограничивающие эту долю. Сложнее устано-
вить причину и следствие: развиваются ли страны медленнее из-за того, что тратят-
ся слишком большие ресурсы на государственные нужды, включая управление, или
же из-за низких темпов экономического роста возрастает доля государственных рас-
ходов.

Как правило, когда доля госрасходов находится в интервале между 1/3 и 2/3
ВВП, не наблюдается однозначной зависимости (прямой или обратной) между эко-
номической динамикой и долей государственных расходов в ВВП. На экономичес-
кий рост в указанных условиях большое влияние могут оказать распределение госу-
дарственных расходов, величина и направленность денежных потоков, перспекти-
вы инвестирования, доверие населения и зарубежных инвесторов к проводимой
государством экономической политике. Именно такой случай наблюдается в Рос-
сии: доля государственных расходов в ВВП находится в указанных пределах.
Система национальных счетов вместе со смежными разделами экономичес-
кой статистики обеспечивает комплексной информацией органы государственно-
го управления для формирования ими экономической политики.
Таким образом, анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС и смежных
разделов экономической статистики, является важным условием обоснованности
принимаемых решений по вопросам управления экономикой, а также хозяйствен-
ных решений, принимаемых предпринимательскими структурами.
Основные термины
Принципы формирования СНС
Институциональные сектора СНС
Система основных счетов СНС
Общая структура СНС
Переход к СНС в России
Основные пропорции воспроизводства в СНС

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ