<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Часть III. Теоретические основы национальной экономики
718

ных инвесторов в развитие производства, повышение технического уровня и кон-
курентоспособности продукции.
Участниками инвестиционного процесса являются юридические или физи-
ческие лица, выступающие в качестве претендентов на получение государствен-
ной поддержки по конкретному инвестиционному проекту. Предусматриваются
следующие формы государственной поддержки инвестиционных проектов:
• выделение централизованных инвестиционных ресурсов на возвратной и
платной основе для финансирования расходов по реализации инвестици-
онных проектов (ресурсы выделяются на срок два года с момента их полу-
чения и уплатой в этот же срок процентов за пользование кредитом. Про-
центная ставка за пользование кредитом определена в размере 1/2 ставки
рефинансирования Банка России);
• предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях
закрепления в государственной собственности части акций вновь созда-
ваемых акционерных обществ. Акции реализуются на рынке ценных бу-
маг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации про-
екта. Выручка от реализации акций направляется в доход государства;
• предоставление государственных гарантий по возмещению за счет цент-
рализованных средств части вложенных инвестором финансовых ресур-
сов. Гарантии предоставляются в случае срыва выполнения инвестицион-
ного проекта не по вине инвестора.
При предоставлении государственных гарантий для реализации инвестици-
онных проектов приоритетными являются предприятия, полностью выполняю-
щие текущие обязательства перед федеральным бюджетом и государственными
внебюджетными фондами.
Бюджет развития. Важным инструментом государственной инвестиционной
политики, направленной на экономический рост и структурную перестройку, яв-
ляется бюджет развития, впервые выделенный в составе федерального бюджета в
1997 г. и предназначенный для активизации инвестиционной деятельности.
Бюджет развития является специальным инструментом государственного
стимулирования привлечения средств частных инвесторов и инвестиционных ин-
ститутов в высокоэффективные проекты — победители инвестиционного конкур-
са, по которым осуществляется государственная поддержка в форме предоставле-
ния на возвратной, платной и срочной основе денежных средств.
Одновременно бюджет развития предусматривает наличие механизма госу-
дарственных гарантий, предоставляемых российским инвесторам под инвестици-
онные проекты, размещаемые на конкурсной основе, а также механизм привлече-
ния дополнительного кредитования инвестиционных проектов.
В механизм реализации бюджета развития заложены такие принципы, как
высокая экономическая эффективность осуществляемых инвестиционных проек-
тов, исключительно долевой характер их финансирования и разделение риска го-
сударства с инвестором.
Построение бюджета развития базируется на следующих основных положе-
ниях:
— использование заемных средств для финансирования инвестиционных
проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств;
— отделение финансирования исполнения бюджета развития от текущего
бюджета;
— гарантирование непрерывности финансирования;
— создание механизма реализации бюджета развития, позволяющего инду-
цировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной
Глава 56. Инвестиции в расширенном воспроизводстве 719

основе инвесторам в пользу кредитующих банков, и путем наделения органа уп-
равления бюджетом развития, собственными средствами.
Эффективность использования средств бюджета развития обеспечивается
конкурсным отбором финансируемых проектов и надежностью вложения финан-
совых средств. Реализация бюджета развития осуществляется на основе принципа
проектного финансирования.
Обязательным условием является участие инвестора в реализации проекта
собственными средствами, которые должны составлять не менее 20%.
Государство за счет средств бюджета развития дает гарантии коммерческому
банку на финансирование инвестиционного проекта в размере до 40% ссужаемых
инвестору средств. Такое ограничение предопределяется необходимостью адекват-
ной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффек-
тивности проекта.
Активизация инвестиционного процесса. Активизации инвестиционного про-
цесса будет способствовать развитие законодательной базы инвестиционной дея-
тельности в условиях формирования рыночных механизмов.
Осуществление радикальных рыночных реформ началось в России в услови-
ях нормативно-правового «вакуума» и отсутствия законодательной базы в инвес-
тиционной сфере.
За последние годы в основном создана взаимосвязанная система нормативно-
правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на ры-
ночные механизмы хозяйствования. В конце 1998 — начале 1999 г. были приняты
основополагающие законодательные акты в инвестиционной сфере. Вступили в силу
федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российс-
кой Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Так, 25 февраля 1999 г. был принят Федеральный закон «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вло-
жений» № 39-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы инвестиционной дея-
тельности и является важнейшим в создании нормативно-законодательной среды в
инвестиционной сфере, обеспечивающей развитие предпринимательства и рыноч-
ных отношений. Законом предусматриваются равные права, гарантии и защита ин-
вестиций для всех инвесторов, как отечественных, так и иностранных.
Дополнительные возможности для развития инвестиционной сферы создает
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложе-
ний» от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ. Закон создает правовые основы стабильного осу-
ществления отечественными и иностранными инвесторами инвестиционной дея-
тельности в форме капитальных вложений. Суть принятого закона в том, чтобы рас-
пространить на российских инвесторов положение, согласно которому
отечественным и иностранным инвесторам, осуществляющим реализацию приори-
тетного инвестиционного проекта на территории России, предоставляются гаран-
тии от неблагоприятного изменения налогового законодательства.
Высокие инвестиционные риски, дефицит накоплений у предприятий, вы-
сокая стоимость кредитных ресурсов предопределяют необходимость стимулиро-
вания инвестиционной деятельности. Действующая система стимулов в инвести-
ционной сфере российской экономики носит в основном фискальный характер,
реализуясь, как правило, в форме налоговых и таможенных льгот.
Основными направлениями развития системы стимулирования инвестици-
онной активности являются:
— предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на воз-
вратной основе;
— реализация принципа права собственности (рассматриваются государ-
ственные, муниципальные и частные инвесторы), по которому из федерального
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
720

бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собствен-
ности, а из муниципального бюджета — на развитие муниципальной;
— равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций незави-
симо от форм собственности предоставляются для всех инвесторов, как частных,
в том числе иностранных, так и муниципальных и государственных.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности и ослабления налого-
вого бремени инвесторов принят Федеральный закон «О внесении изменений в За-
кон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от
31 марта 1999 г. № 62-ФЗ, который предусматривает дополнительные льготы по на-
логообложению прибыли, связанной с осуществлением капитальных вложений.
Согласно закону не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь со-
зданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торго-
вой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности), на период его оку-
паемости, но не свыше трех лет.
Развитие инвестиционной сферы во многом будет предопределяться также
созданием налоговых стимулов для инвестиций в ходе налоговой реформы.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в части налоговой
политики важное значение могут иметь:
— снятие действующих ограничений (50%) по налогообложению реинвести-
руемой прибыли;
— предоставление «налоговых каникул» на срок от 3 до 5 лет предприятиям,
внедряющим принципиально новые технологии, машины и оборудование для их
технического оснащения;
— освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей на импортируемое
(не конкурирующее с отечественным) технологическое оборудование для внедре-
ния новых технологий;
— установление для предприятий, осуществляющих технологическую модер-
низацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации
машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках но-
вых технологий.
Большое значение для активизации инвестиционного процесса имеет поли-
тика использования амортизации основного капитала. Для повышения роли амор-
тизации в укреплении производственного потенциала следует особо отметить не-
обходимость:
— устранить противоречия нормативно-правовой базы с реальными эконо-
мическими условиями воспроизводства капитала;
— пересмотреть нормы амортизации адекватно современным срокам службы
техники;
— значительно сократить количество амортизационных норм;
— расширить методы начисления амортизации путем использования наряду
с традиционным — линейным — нелинейных методов. Это позволит предприяти-
ям концентрировать амортизационные ресурсы в периоды наибольшей потребно-
сти в них;
— расширить применение ускоренной амортизации, предоставив предприя-
тиям право самостоятельного выбора методов ее начисления по всем видам ос-
новных фондов независимо от времени ввода их в эксплуатацию;
— совершенствовать методики оценки основных фондов и определения на ее
основе реальной стоимости амортизируемого имущества;
— ввести порядок, при котором амортизация должна использоваться строго
по целевому назначению, в противном случае она включается в налогооблагае-
мую базу.
Глава 56, Инвестиции в расширенном воспроизводстве 721

Для инвестиционной поддержки малого бизнеса новой амортизационной
политикой предусматриваются более широкие возможности ускоренного списа-
ния основного капитала. Однако реальный эффект от новой амортизационной
политики может быть получен только в случае использования амортизационных
средств на инвестиционные нужды, а не на цели текущей хозяйственной деятель-
ности.
Эффективным механизмом развития инвестиционной деятельности должен
стать лизинг — долгосрочная специфическая аренда машин, оборудования, транс-
портных средств и другого движимого и недвижимого имущества производствен-
ного назначения. В отличие от обычной аренды в нем участвуют, как правило, не
два, а три и более субъектов: производитель (поставщик) оборудования, лизинго-
вая компания, лизингополучатель (пользователь). Среди участников могут быть
банки, страховые компании, посредники, гаранты и другие физические лица.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет лизинг как финан-
совую аренду. Содержание лизинга состоит в том, что между сторонами отноше-
ний заключается договор финансовой аренды (договор лизинга), в соответствии с
которым одна из сторон — арендодатель — обязуется приобрести в собственность
указанное другой стороной — арендатором — имущество у определенного им про-
давца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и
использование для предпринимательских целей. При этом арендодатель не несет
ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой
аренды может быть также предусмотрено, что выбор продавца и приобретенного
им имущества осуществляется арендодателем.
Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора
лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества,
приобретаемого за счет бюджетных средств. Условия постановки лизингового иму-
щества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согла-
сованию между сторонами договора лизинга.
Ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового
лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться, в
соответствии с условиями договора лизинга, механизм ускоренной амортизации с
коэффициентом не выше трех.
Доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых
платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возме-
щающей стоимость лизингового имущества.
Различают прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятель-
но, без посредников, сдает объект в лизинг; косвенный лизинг, когда передача иму-
щества в лизинг осуществляется через одного или нескольких посредников; и воз-
вратный лизинг, когда собственник имущества (производитель) продает его своему
будущему лизингодателю, а затем получает его в долгосрочную аренду.
Результатом правовой регламентации лизинга стало значительное увеличе-
ние инвестиционной активности на лизинговом рынке. По состоянию на 1 янва-
ря 1999 г. лицензии на право ведения лизинговой деятельности получили 1278 ком-
паний, в том числе 108 компаний — нерезидентов Российской Федерации.
Дополнительным условием привлечения инвестиций в реальный сектор эко-
номики является использование государственных активов в процессе приватизации.
Согласно концепции управления государственным имуществом и приватизации в
Российской Федерации* одобренной постановлением Правительства Российской
Федерации от 9 сентября 1999 г., цели и задачи управления акциями (долями), на-
ходящимися в федеральной собственности, предполагают реализацию мероприя-
тий, обеспечивающих:
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
722

— использование акций, находящихся в государственной собственности, в
качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию це-
левых проектов;
— использование акций для привлечения инвестиций в вертикально-интег-
рированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в ус-
тавный капитал интегрированной структуры); '
— привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в про-
цессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;
— повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отече-
ственных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государ-
ства в уставном капитале.
Если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выпол-
нить определенные инвестиционные и (или) социальные условия, государствен-
ное имущество продается на коммерческом конкурсе. Право приобретения объек-
та приватизации принадлежит тому покупателю, который предложит наиболее
высокую цену за приватизируемый объект при условии выполнения таким поку-
пателем инвестиционных и (или) социальных условий.
Формирование благоприятного инвестиционного климата во многом опи-
рается на проведение активной государственной микроэкономической политики.
В этой связи важное значение имеют реструктуризация неэффективно работа-
ющих производств, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обес-
цененного кризисом капитала.
В части освобождения предприятий от избыточного капитала с целью созда-
ния благоприятного инвестиционного климата следует ввести упрощенный поря-
док вывода из оборота неиспользуемых активов с освобождением их от налогооб-
ложения и амортизационных начислений. С этой целью необходимо разработать
нормативные акты, регулирующие определение объемов излишнего и неисполь-
зуемого оборудования; определение структуры такого оборудования в разрезе от-
раслей и регионов; порядка реализации такого оборудования, сдачи его в аренду
или предоставления по лизингу; повышение заинтересованности субъектов мало-
го и среднего бизнеса в использовании высвобождаемого оборудования; сдачу в
аренду свободных площадей предприятий.
Развитию инвестиционной деятельности будет содействовать становление
общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формирование
вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кре-
дитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
Повышение заинтересованности банков в выдаче долгосрочных ипотечных
жилищных кредитов будет обеспечено деятельностью Агентства по ипотечному
жилищному кредитованию, которое создается для формирования надежных стан-
дартов и процедур ипотечного жилищного кредитования населения и привлече-
ния кредитных ресурсов в эту сферу банковского кредитования.
Несмотря на принятые нормативно-правовые акты, обеспечивающие разви-
тие ипотечного кредитования, масштабного становления этого направления жи-
лищного строительства еще не достигнуто. Главными сдерживающими фактора-
ми продолжают оставаться низкий платежеспособный спрос населения, а также
отсутствие первоначальных средств для «включения» системы ипотечного креди-
тования.
Важное значение для развития инвестиционного процесса имеет создание
системы страхования имущества, залога и государственных гарантий. В настоящее
время в стране не получило должного развития страхование имущества, особенно

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>