<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

крупными предприятиями. Развитию имущественного страхования препятствуют
Глава 56. Инвестиции в расширенном воспроизводстве 723

финансовая слабость российских страховых компаний, а также ограничения по
отнесению названных затрат на себестоимость продукции, так как согласно суще-
ствующему порядку эти платежи могут составлять не более 1% стоимости объема
реализуемой продукции. Реальное предоставление гарантий достигается посред-
ством развития гарантийно-залоговых фондов частными инвесторами.

Важным фактором обеспечения структурной пере-
Иностранные
стройки и экономического роста российской эконо-
инвестиции
мики являются иностранные инвестиции.
и их формы
Их приток способствует повышению техничес-
кого уровня производства, совершенствованию управления, большей интеграции
экономики нашей страны в мировое хозяйство.
Под иностранными инвестициями в российскую экономику понимаются все
виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей зарубежными ин-
весторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в
объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения
прибыли.
Иностранный капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев,
акций и других ценных бумаг, кредитов, технологий, машин, оборудования, ли-
цензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и прочее.
К иностранным инвестициям относятся приобретение иностранным инвес-
тором в полную или частичную собственность предприятий и организаций, взно-
сы в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций с иностранны-
ми инвестициями, покупка акций и прочих ценных бумаг, кредиты юридичес-
ким и физическим лицам, а также банковские вклады и приобретение
недвижимости.
Стоимость инвестиций (кроме денежных средств) оценивается по согласо-
ванной между продавцом и покупателем рыночной цене на соответствующую дату.
Иностранные инвестиции осуществляются путем:
— создания российского юридического лица совместно с российскими и дру-
гими иностранными инвесторами, либо полностью принадлежащего иностранному
инвестору;
— создания на территории России филиалов иностранных юридических лиц;
— осуществления инвестиционной деятельности иностранными физически-
ми лицами без образования юридического лица;
— приобретения доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале дей-
ствующего юридического лица;
— приобретения вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с рос-
сийским законодательством;
— приобретения ценных государственных бумаг и ценных бумаг российских
юридических лиц, кроме акций;
— приобретения для целей инвестиционной деятельности иного имущества, в
том числе прав собственности на приватизируемое государственное и муниципаль-
ное имущество, или имущественных прав на интеллектуальную собственность;
— предоставления инвестиционного кредита, в том числе в натуральной фор-
ме, для финансирования инвестиционных проектов;
— осуществления лизинговой деятельности на территории России в форме
финансового лизинга.
В составе иностранных инвестиций выделяют три формы: прямые, портфель-
ные и прочие инвестиции.
Прямые инвестиции — это вложения иностранного капитала, сделанные пря-
мыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью вла-
деющими предприятием или контролирующими не менее 10% доли, долей (вкла-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
724

да) в уставном (складочном) капитале созданной или вновь создаваемой на терри-
тории Российской Федерации коммерческой организации в форме хозяйственно-
го товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
В составе прямых инвестиций выделяются:
— взносы в уставный капитал (полный взноз или часть уставного (складочно-
го) капитала, фактически внесенная зарубежными совладельцами предприятия;
материальные и нематериальные активы, осуществленные в виде недвижимости,
оборудования, товаров и т. п. и в виде денежных средств, то есть взносы, сделанные
в денежной форме);
— финансовый лизинг (осуществление лизинговой деятельности иностранным
юридическим лицом на территории Российской Федерации в форме предоставле-
ния услуг по финансовому лизингу имущества российским организациям);
— кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия;
— прочие прямые инвестиции (дополнительная покупка акций соучредителя-
ми, оборудование, переданное прямым инвестором предприятию помимо взносов в
уставный (складочный) капитал и т. п.).
Портфельные инвестиции — это вложения иностранного капитала, сделан-
ные иностранными инвесторами в объеме менее 10% доли, долей (вклада) в устав-
ном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвес-
тициями, не дающие право вкладчикам на управление предприятием, а также ак-
ции, облигации, векселя и другие ценные долговые бумаги собственного и
заемного капитала.
Прочие инвестиции — это инвестиции, которые не подпадают под определе-
ние прямых или портфельных инвестиций.
В составе прочих инвестиций выделяются:
— торговые кредиты (оплата импорта или экспорта товаров и услуг и предос-
тавление кредитов для осуществления экспортных или импортных операций);
— прочие кредиты (различные кредиты, кроме торговых, полученные не от
прямых инвесторов. В их составе выделяются кредиты, полученные от международ-
ных финансовых организаций: Всемирного банка, Международного валютного фон-
да, Европейского банка реконструкции и развития и т. п.);
— кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства
Российской Федерации;
— банковские вклады: собственные счета зарубежных юридических лиц в рос-
сийских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц
в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж);
— прочее (сюда входят все не отраженные выше финансовые активы и пасси-
вы, например, дебиторская и кредиторская задолженность, относящаяся к просро-
ченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным нало-
гам).
Иностранными инвесторами по российскому законодательству могут быть:
иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юри-
дическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно про-
живающие за пределами Российской Федерации; международные организации;
иностранные государства.
Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защи-
той, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации и между-
народными договорами, действующими на территории России.
Законодательство определяет основные гарантии прав иностранных инвес-
торов на вложенный капитал и получаемые от него доходы и прибыль, условия
предпринимательской деятельности иностранных инвесторов, а также предусмат-
ривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностран-
ных инвесторов на территории Российской Федерации.
Глава 56. Инвестиции в расширенном воспроизводстве 725

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством
Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использова-
ние доходов и прибыли на территории Российской Федерации. Они могут быть
использованы для реинвестирования или иных, не противоречащих российскому
законодательству целей, либо беспрепятственно переведены за пределы Российс-
кой Федерации.
В соответствии с действующим законодательством иностранным инвесторам
предоставляется национальный режим для деятельности коммерческих организаций
с их капиталом, то есть правовой режим, не менее благоприятный, чем тот, который
предоставляется отечественным инвесторам и организациям.
Изъятия из национального режима, как улучшающие, так и ухудшающие ус-
ловия инвестирования и ведения иностранными инвесторами предпринимательс-
кой деятельности, могут быть установлены только федеральными законами и в той
мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нрав-
ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо-
ны страны и безопасности государства.
Российским законодательством предусмотрены стабильность условий хозяй-
ственной деятельности для иностранного инвестора, осуществляющего инвести-
ционный проект, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Рос-
сийской Федерации. Установлено, что иностранные инвестиции не подлежат на-
ционализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме
как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, ког-
да эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации
или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и
эффективная компенсация.
В качестве дополнительной гарантии иностранным инвесторам предостав-
ляется право отстаивать свои права, обращаясь в международные арбитражные
органы, решения которых являются обязательными для исполнения на террито-
рии России. Такое положение является одной из наиболее надежных гарантий
иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Рассмотрение возможных претензий зарубежных партнеров по их деятельно-
сти на территории Российской Федерации и принятие соответствующих решений
по защите прав и интересов инвесторов осуществляется Государственной комис-
сией по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России.
Динамика иностранных инвестиций в России в период с 1991 по 1999 гг. ха-
рактеризовалась заметной неустойчивостью. Она развивалась в условиях глубоко-
го экономического кризиса, продолжительного спада валового внутреннего про-
дукта и промышленного производства, усугубляемого бюджетным и инвестици-
онным кризисами.
По общемировым масштабам приток иностранных инвестиций в российскую
экономику после 1991 г. незначителен. В 1998 г. при общем объеме мировых пря-
мых иностранных инвестиций в сумме 644 млрд. долл. на страны Центральной и
Восточной Европы, включая Россию, приходилось всего 17,5 млрд. долл. (Рос-
сия — 3, 36 млрд. долл.).
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в России на 1 января
2000 г. составил 29,25 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций — 12,76 млрд. долл.,
портфельных инвестиций — 309 млн. долл. и прочих инвестиций — 16,2 млрд. долл.
При этом за 199*) г. в экономику России было привлечено 9,56 млрд. долл. иностран-
ных инвестиций, что составляет 81,2% к объему за 1998 г. При этом объем прямых
иностранных инвестиций составил 4,26 млрд. долл., что на 26,7% превышает их
объем за 1998 г., объем портфельных инвестиций — 31 млн. долл., или 16,2%
к 1998 г., а объем прочих инвестиций — 5,27 млрд. долл., или 64,1% к 1998 г.
Наибольший вклад в объем накопленных иностранных инвестиций в эконо-
мику России осуществили: Германия, США, Великобритания, Кипр, Франция, Ни-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
726

дерланды, Италия, Швейцария, Швеция, Япония. Инвестиции этих 10 стран со-
ставляют 89,3% от объема всех накопленных инвестиций и около 83,6% от объема
накопленных прямых инвестиций.
В 1999 г. наибольший объем иностранных инвестиций был привлечен в про-
мышленность (почти 4,9 млрд. долл., или 51%), торговлю и общественное питание
(около 1,6 млрд. долл., или 17%), управление (почти 1,5 млрд. долл., или 15,5%) и
транспорт (521 млн.долл., или 5,5%). ,
В промышленности приоритетными для иностранных инвесторов являются
топливная промышленность, на долю которой приходится 17,8%; пищевая промыш-
ленность — 14,8%; черная металлургия — 5,4%; цветная металлургия — 4,3%; маши-
ностроение и металлообработка — 4,1%.
В 1999 г. прямые иностранные инвестиции направлялись в основном в топ-
ливную промышленность, пищевую промышленность, торговлю и общественное
питание и транспорт.
Основной объем иностранных инвестиций приходится на г. Москву, Сахалин-
скую и Тюменскую области, Республику Татарстан, Московскую область, г. Санкт-
Петербург, Краснодарский край, Республику Коми, Нижегородскую и Иркутскую
области. В эти регионы привлечено около 78% от общего объема накопленных ин-
вестиций и более 75% от объема прямых инвестиций.
В настоящее время в Единый государственный реестр России внесено 82 тыс.
коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Процесс привлечения
иностранного капитала в российскую экономику в определенной степени предоп-
ределяется заинтересованностью в реализации крупных инвестиционных проектов,
что в свою очередь предусматривает участие крупного иностранного капитала. В
этой связи необходимо отметить участие в инвестиционном процессе экономики
России крупных транснациональных компаний (ТНК). По некоторым оценкам, в
конце 90-х годов в России занимались предпринимательской деятельностью 75 из
100 крупнейших ТНК мира, в том числе 22 американских корпорации, 16 японских,
9 германских, по 8 французских и английских, 4 швейцарских и др.
В целом приток прямых иностранных инвестиций в Россию за 90-е годы ос-
тается еще на недостаточном уровне. Он не отвечает основным показателям, ха-
рактеризующим экономику России: объему производства и емкости националь-
ного рынка, обеспеченности полезными ископаемыми и природными ресурсами,
наличию квалифицированной и дешевой рабочей силы и др.

Регулирование Для активизации притока иностранных инвестиций
привлечения в российскую экономику необходимы восстановле-
иностранных ние доверия иностранных инвесторов к России,
инвестиций улучшение ее положения на мировых рынках капи-
тала, создание благоприятного инвестиционного
климата, развитие системы стимулирования иностранных инвесторов, осуществ-
ляющих инвестирование в реальный сектор экономики, устранение барьеров на
пути иностранных инвестиций и принятие общепризнанных стандартов в сфере
международного инвестиционного сотрудничества.
Создание благоприятного инвестиционного климата в значительной мере ре-
шается путем развития нормативно-правовых основ государственного регулирования
иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям: совершен-
ствования российского законодательства в сфере международного инвестиционно-
го сотрудничества и заключения международных договоров о поощрении и взаим-
ной защите капиталовложений и об избежании двойного налогообложения.
В России осуществлен ряд мероприятий по развитию законодательства и ин-
формационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового,
таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия стра-
ны в международном инвестиционном сотрудничестве.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
728

• особом порядке налогообложения, при котором уплата налогов и сборов
заменяется разделом продукции между государством, субъектом Российс-
кой Федерации и инвестором, за исключением налога на прибыль и пла-
тежей за пользование недрами;
• предоставлении государственных гарантий стабильности условий хозяй-
ственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о
разделе продукции независимо от изменения российского законодатель-
ства.
Участниками соглашения о разделе продукции являются: государство, от име-
ни которого выступает Правительство Российской Федерации; орган исполнитель-
ной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен
предоставляемый в пользование участок недр; инвесторы — граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, юридические лица (российские и иностран-
ные), объединение юридических лиц.
В процессе хозяйственной деятельности инвестор уплачивает налог на при-
быль, платежи за пользование недрами и другие платежи.
Приняты девять федеральных законов об участках недр, право пользования
которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Они позволя-
ют развернуть деятельность по реализации на территории Российской Федерации
широкомасштабных инвестиционных проектов в отраслях добывающей промыш-
ленности, а также приступить к реализации новых проектов на условиях соглаше-
ний о разделе продукции, предусмотренных указанными законодательными актами
по участкам недр.
В настоящее время на условиях соглашений разрабатываются и подготавлива-
ются к разработке 22 месторождения и участка недр. Крупными проектами, опреде-
ляющими приток инвестиций на основе соглашений о разделе продукции, являют-
ся три крупномасштабных проекта: «Сахалин-1, «Сахалин-2» и разработка Харья-
гинского месторождения нефти. Общий объем намечаемых к привлечению
иностранных инвестиций на период 2000—2002 гг. составляет около 3 млрд. долл.
Одной из эффективных форм привлечения крупномасштабных иностранных
инвестиций является инвестиционное соглашение. Работа иностранных инвесторов
по реализации инвестиционных соглашений регулируется Положением о порядке
заключения и реализации инвестиционных соглашений и приложениями к нему.
Инвестиционное соглашение заключается между Министерством экономи-
ческого развития и торговли России и иностранной компанией, осуществившей
вклад в уставный капитал российской коммерческой организации с иностранны-
ми инвестициями в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. долл., и инвестирую-
щей иностранные прямые инвестиции в отрасли материального производства рос-

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>