<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

сийской экономики в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долл.
Для заключения инвестиционного соглашения иностранный инвестор пред-
ставляет проект инвестиционного соглашения и основные экономические пока-
затели, выполненные на основе технико-экономического обоснования, прошед-
шего независимую экспертизу. Кроме того, иностранный инвестор извещает о на-
чале реализации инвестиционного соглашения с представлением плана-графика
выполнения работ и финансового обеспечения на весь период осуществления ин-
вестиционного проекта.
В инвестиционном соглашении устанавливаются: объемы, направления и
сроки осуществления инвестиций; номенклатура, объемы, сроки и порядок реа-
лизации на территории России иностранных товаров; ответственность сторон за
нарушение инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
Значительные возможности для привлечения иностранных инвестиций пре-
доставляют свободные экономические зоны (СЭЗ).
Глава 56. Инвестиции в расширенном воспроизводстве 729

Создание СЭЗ способствует развитию экспортноориентированных произ-
водств, увеличению валютных поступлений в федеральный и местный бюджеты,
привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций, созданию до-
полнительных условий для развития экономики регионов.
Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок та-
моженной территории страны, в пределах которой устанавливается особый режим
предпринимательской деятельности. Под особым режимом предпринимательской
деятельности понимаются установление таможенного режима свободной таможен-
ной зоны, таможенный режим экспорта и специальный налоговый режим свобод-
ной экономической зоны.
Свободная таможенная зона как таможенный режим означает, что иностран-
ные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных
границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к
указанным товарам мер экономической политики (квотирования и лицензирова-
ния), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяе-
мых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, опре-
деленном таможенным режимом страны. гю^' ;r,"*5^v .
К свободным экономическим зонам относятся зоны экспортного производ-
ства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов. В ис-
ключительных случаях может быть создана особая экономическая зона.
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок
национальной территории, в пределах которого устанавливается особый режим
предпринимательской деятельности для тех субъектов, которые зарегистрирова-
ны в этой зоне, проводят техническое перевооружение собственного производ-
ства, создают новые или совершенствуют применяемые технологии, производят
новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья. Обычно для субъек-
тов предпринимательской деятельности в зоне экспортного производства устанав-
ливается норма вывоза с ее территории за пределы таможенной территории стра-
ны товаров собственного производства, или отвечающих критериям происхожде-
ния с территории указанной зоны.
Зона экспортного производства предусматривает также льготы по налогооб-
ложению, платежам по ресурсам и услугам, валютному контролю.
Налоговые льготы предусматривают освобождение на определенный период
предприятий в зоне экспортного производства от уплаты налога на прибыль. По
истечении указанного срока для предприятий в зоне экспортного производства
могут устанавливаться сниженные ставки налогообложения. Налоговые ставки
могут быть также дифференцированы в зависимости от отраслей и некоторых дру-
гих условий.
Импортные товары, предназначенные для производственных целей в зоне эк-
спортного производства, могут освобождаться от таможенных пошлин. Беспошлин-
но также осуществляется экспорт продукции, произведенной на территории зоны.
Следующей льготой является предоставление предприятиям в зоне экспорт-
ного производства кредитных средств под умеренные проценты.
Что касается валютных операций, то во многих зонах экспортного производ-
ства разрешаются неограниченный перевод прибылей, начиная с первого года про-
изводственной деятельности, и полная репатриация стартовых капиталовложений
после относительно короткого периода их реализации. В зонах экспортного про-
изводства разрешается свободное обращение валют.
Среди других льгот, предоставляемых в зоне экспортного производства, сле-
дует выделить снижение арендной платы за землю, здания, сооружения и другие
объекты, ускоренную амортизацию основных производственных фондов.
730 Часть III. Теоретические основы национальной экономики


Свободная таможенная зона также представляет собой ограниченный учас-
ток таможенной территории, в пределах которой устанавливается особый режим
предпринимательской деятельности. Свободная таможенная зона является бес-
пошлинной территорией, где товары иностранного происхождения могут хранить-
ся, продаваться и покупаться без уплаты таможенных пошлин и налогов, т.е. с точ-
ки зрения налогового режима она рассматривается каи находящаяся за пределами
таможенной территории страны.
Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках
территорий, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструк-
туру и другие условия для предпринимательской деятельности. В указанной зоне
разрешается осуществление производственных операций.
Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах, железнодо-
рожных узлах, аэропортах, на участках важнейших автомобильных магистралей,
пограничных пунктах и других участках. Территория такой зоны используется для
проведения выставок, доработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых
товаров для последующего их вывоза за пределы территории страны или на ос-
тальную часть ее территории за пределами зоны.
Свободные таможенные зоны освобождаются от уплаты налогов, таможен-
ной пошлины, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, обычно
устанавливаемых таможенным законодательством принимающей страны. Кроме
того, может иметь место освобождение от налогов деятельности, разрешенной в
свободной экономической зоне.
Управление свободной экономической зоной осуществляет администрация
свободной экономической зоны.

Стимулирование Для создания благоприятного инвестиционного
иностранных климата в последние годы в России реализован ряд
инвестиций мер по облегчению налогового бремени, введен ряд
освобождений от уплаты НДС, таможенных пошлин
и налога на прибыль. Так, освобождаются от уплаты налога на добавленную сто-
имость: товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения госу-
дарственных кредитов; товары (за исключением подакцизных), предназначенные
для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иност-
ранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал органи-
заций (предприятий) с иностранными инвестициями; товары (за исключением
подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия).
Другая льгота, которая предоставляется иностранным инвесторам, — осво-
бождение от налога на прибыль. От налога на прибыль освобождаются средства:
направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на фи-
нансирование капитальных вложений производственного назначения; направлен-
ные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жи-
лищного строительства.
Следующая льгота — это освобождение от уплаты таможенной пошлины.
От обложения таможенными пошлинами освобождаются товары, ввозимые
на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностран-
ного учредителя в уставный (складочный) капитал, при условии, что эти товары:
не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам;
ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирова-
ния уставного (складочного) капитала.
Кроме того, от уплаты таможенных пошлин освобождаются ряд поставок обо-
рудования в счет кредитов и контрактов.
Глава 56. Инвестиции в расширенном воспроизводстве 731

От уплаты таможенной пошлины освобождаются также товары, ввозимые на
таможенную территорию Российской Федерации, в том числе ввозимые по ли-
зингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии
с программой таких работ и со сметой затрат, утвержденными в установленном
указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответ-
ствии с условиями указанного соглашения. В таком случае взимание ввозных и
вывозных пошлин заменяется разделом продукции на условиях соглашения о раз-
деле продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О согла-
шениях о разделе продукции».
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и со-
вместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции со-
ставляют более 30%, вправе без лицензий импортировать продукцию для собствен-
ных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на террито-
рии Российской Федерации международными договорами.
Большое значение для привлечения иностранных инвестиции имеет благо-
приятный инвестиционный климат на уровне регионов. Практика подтверждает, что
иностранные инвестиции концентрируются в регионах с развитой рыночной ин-
фраструктурой и высокой платежеспособностью населения, а также обладающих
значительными сырьевыми запасами.
Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие
региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в
части гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, которые направ-
ляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функ-
цию основного гаранта по проектам регионального значения.
Для формирования инвестиционного климата важное значение имеет нали-
чие и развитие организационно-правовых структур, регулирующих деятельность
иностранных инвесторов на российском инвестиционном рынке, обеспечиваю-
щих их информированность и защиту прав.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведе-
ние единой государственной политики в сфере международного инвестицион-
ного сотрудничества, является Министерство экономического развития и тор-
говли.
Министерство организует разработку и обеспечивает реализацию государ-
ственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению рос-
сийских инвестиций за рубежом, координирует сотрудничество с международны-
ми финансовыми организациями в инвестиционной сфере, осуществляет экспер-
тизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества.
Одним из основных институтов эффективного диалога и взаимодействия
Правительства России с иностранными инвесторами по решению проблемных
вопросов привлечения инвестиций является Консультативный совет по иностран-
ным инвестициям в России. Возглавляет Консультативный совет Председатель Пра-
вительства Российской Федерации.
С целью информационного обеспечения иностранных инвесторов об усло-
виях приложения иностранного капитала в России, инвестиционных проектах,
изменениях в российском налоговом, таможенном и валютном законодательстве
и продвижения российских инвестиционных программ и проектов на зарубежные
рынки капиталов действуют специальные институты. Например, при Министер-
стве экономического развития и торговли создан Российский центр содействия ино-
странным инвестициям (РЦСИИ).
На ближайшие годы предусматривается комплекс мер по дальнейшему
улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
732


иностранных инвесторов, способствующих притоку иностранных инвестиций ;
экономику России.

Основные понятия
Инвестиции

Инвестиции в нефинансовые активы
Инвестиции в основной капитал
Инвестиционный кризис
Инвестиционная сфера
Государственные инвестиции
Капиталовложения
Инвестиционный конкурс
Бюджет развития
Лизинг
Формы иностранных инвестиций
Соглашение о разделе продукции
Инвестиционное соглашение
Инвестиционный климат
Свободная экономическая зона
Свободная таможенная зона

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ