<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

законодательства об аренде 1989 года еще не говорилось о возможности аренды зем-
ли крестьянскими хозяйствами, а в качестве арендодателей земли могли выступать
лишь местные Советы. Принятые в феврале 1990 г. Основы законодательства Союза
ССР и союзных республик о земле признали право крестьянской аренды земли, од-
нако без права приобретения земли в частную собственность. В них говорилось лишь
о возможности закрепления земли в пожизненное и наследуемое владение, что при-
ближалось к понятию собственности, но отнюдь не было тождественно ему. Обо-
шел стороной вопрос о возможности частной собственности на землю и Закон СССР
«О собственности в СССР», принятый в марте 1990 г. В нем было признано право
собственности граждан на насаждения на земельном участке (в чем не было ни-
чего нового), а не на сам участок. Только в декабре 1990 г. в Конституции Рос-
сии, в отличие от союзного законодательства, была предусмотрена возможность
закрепления земли в частную собственность граждан, однако с условием разре-
шения ее свободной продажи не ранее чем через десять лет после приобретения
. в собственность. В период действия моратория разрешалась продажа земли толь-
ко государству.
В 1993 г. в новой Конституции России в статье 9-й появилась запись, что «зем-
ли и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и му-
ниципальной и иных формах собственности», а в статье 36-й указывалось, что «гражда-
не и их объединения вправе иметь землю в частной собственности». В 1992—1993 гг.
принимается ряд законов и подзаконных актов, направленных на регулирование
купли-продажи и иных форм оборота земли, а также сделок с ней.
Изданный в декабре 1991 г. Указ Президента РФ «О реорганизации колхозов и
совхозов» создал многочисленный слой сельских земельных собственников, закре-
пив за ними земельные паи, с которыми они могли выделиться из сельскохозяй-
ственного предприятия. Право на бесплатный пай по среднерайонной норме при
выделении для самостоятельного хозяйствования или для последующего объедине-
ния в новые организационные формы получили все работники сельского хозяйства,
пенсионеры^ ушедшие на пенсию из сельхозпредприятий, а также служащие, заня-
тые в социальной сфере села.
Распределение земельных долей за сельскими жителями было мерой, с од-
ной стороны, социально справедливой, поскольку обеспечивало землей всех про-
живающих на селе, но с другой стороны — экономически неэффективной, так как
вело к чрезмерному дроблению земельных участков; право на землю получили и
те, кто не собирался или не мог ее эффективно использовать. Более того, посред-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
738

ством наследования земельная доля может переходить и, реально переходила,
к тем, кто не проживал на селе, что превращало ее собственника в рантье. А это
уже нарушало и принцип социальной справедливости, который был положен в
основу земельного реформирования.
Ныне, согласно данным обследования, более 40% земельных паев принадле-
жит тем, кто не является работниками сельскохозяйственных предприятий, и эта
доля постепенно возрастает.
В настоящее время уже около 10% земельных долей выделены реально, в по-
левых массивах, свидетельства на доли получили более ,95% собственников. Зна-
чительная часть земельных долей (более 5,4 миллиона, или около 71% всех долей)
на 1 января 2000 г. была сдана в аренду (в октябре 1997 г. эта доля еще составляла
18%), и их владельцы получают за это продукцию — зерно, сено, комбикорма, а
также обеспечиваются услугами, содействием при вспашке приусадебных участ-
ков, транспортировке грузов и др. Возникает вопрос об ограничении оборота этой
земли, чтобы она посредством купли-продажи, наследования и т. д. не переходила
в собственность лиц, не проживающих на селе и не имеющих отношения к сельс-
кому хозяйству, и в связи с этим не выпадала бы из сельскохозяйственного произ-
водства, а также чтобы не могла произойти чрезмерная концентрация земли в ру-
ках отдельных лиц.
Представляется, что режим использования земли и ее оборота должен в оп-
ределенной мере регулироваться государством и различаться в зависимости от
того, идет ли речь о земельной доле или о приусадебном, садовом и дачном участ-
ках, находящихся в личной собственности, о земле, купленной или безвозмездно
переданной ее собственнику, о земле, только что поступившей в его распоряже-
ние или находящейся у него многие годы, о земле сельскохозяйственного или не-
сельскохозяйственного назначения и, наконец, о земле, примыкающей к круп-
ным городам и промышленным центрам (где цена земли особенно высока), или о
земле в сельской глубинке, где нет спроса на нее или он незначителен.
Все эти различные формы земельных отношений должны четко регулировать-
ся и контролироваться государством.
Если исходить из факта закрепления земельных долей в собственности граж-
дан, то отсюда вытекает необходимость не только разрешения, но и всемерного
обеспечения ее оборота — купли-продажи, сдачи в аренду и т. д. Только таким
образом земля может перейти в руки тех, кто способен эффективно и полно ее
использовать. Пока же по некоторым регионам доля пенсионеров, работников со-
циальной сферы села и других сельских жителей, не работающих в сельскохозяй-
ственных предприятиях, а также наследников, проживающих в городах и не соби-
рающихся заниматься сельским хозяйством, все возрастает и достигает в общей
численности собственников земельных долей более половины. Это делает акту-
альным вторичное перераспределение земли посредством рынка. Однако данный
процесс сдерживается, в частности, отсутствием устойчивой и детально разрабо-
танной законодательной базы.
Ускоренному проведению приватизации земли и реорганизации сельскохозяй-
ственных предприятий послужили принятые в 1991 г. Указ Президента РФ № 323
«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Поста-
новление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»,
а также принятые в 1992 г. Постановления Правительства РФ № 708 «О порядке при-
ватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного ком-
плекса».
Большинство сельхозпредприятий, как и предписывалось им, провели прива-
тизацию и реорганизацию до 1993 г. Собственники имущественных паев, затем став-
шие акционерами, которым полагались дивиденды по акциям и другим вкладам,
Глава 57. Агропромышленный комплекс в национальной экономике 739

как правило, ничего не выиграли, так как ввиду убыточности большинства сельхоз-
предприятий последние не выплачивали своим акционерам дивиденды; что же ка-
сается пожеланий работников получить имущество, причитавшееся им в виде пая,
то они обычно отвергались руководством и добиться его получения можно было
лишь путем длительных судебных тяжб, на которые не многие решались. В то же
время в первые годы приватизации и реорганизации происходили в широких масш-
табах списание, продажа, а также растаскивание техники и иного имущества колхо-
зов и совхозов.
Падение производства во всех взаимосвязанных блоках АПК, рост цен и сни-
жение покупательной способности населения сказались на потреблении основ-
ных продуктов питания в стране. В расчете на душу населения потребление
в 1999 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилось: мяса и мясопродуктов — с 75 до
45 кг, или на 40%, молока и молочных продуктов — с 386 до 215 кг, или на 44%,
яиц — с 297 до 222 штук, или на 25%, сахара-песка — с 47 до 35 кг, или на 26%,
рыбы и рыбопродуктов — с 20,3 до 9,9 кг, или на 51%, овощей и бахчевых — с 89 до
83 кг, или на 7%, фруктов и ягод — с 35 до 28 кг, или на 20%. С другой стороны, за
отмеченный период осталось на прежнем уровне потребление хлеба, а картофе-
ля — выросло на 16%.
Развитие агропромышленного комплекса неотделимо от решения социальных
проблем деревни. Село одновременно — и место работы, и место проживания се-
лян. Нынешнее кризисное положение в сельском хозяйстве и в АПК в целом не-
гативно влияет на социальное развитие села, ведет к демографическому кризису.
Многие социальные объекты на селе — школы, больницы, клубы — требуют
капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. В неудовлетвори-
тельном состоянии находится и сеть дорог в сельской местности, в связи с чем
сдерживается развитие труднодоступных регионов. В районах, где отсутствуют
дороги с твердым покрытием, наблюдается повышенная смертность населения из-
за несвоевременного оказания медицинской помощи и трудностей проведения
профилактических мероприятий. Наконец, плохое состояние дорожной сети тор-
мозит и развитие рыночных отношений, так как снижается подвижность товаров
и населения, увеличивается себестоимость перевозок и т. д.
Подавляющая часть сельского жилого фонда не удовлетворяет потребностям
населения по своим качественным характеристикам. Оборудование водопроводом на
селе в настоящее время в 2,3 раза ниже, чем в городе, канализацией — в 3,2 раза,
центральным отоплением — в 3,3 раза, горячим водоснабжением — в 4,9 раза.

Причины аграрного Переход от одной системы хозяйствования к другой
кризиса требует относительно продолжительного времени,
особенно если это касается сельского хозяйства. Та-
кой переход должен включать, во-первых, подготовительный этап, во-вторых, пе-
риод непосредственных преобразований. В течение подготовительного этапа зак-
ладываются правовые, экономические и организационные основы под будущее
реформирование. В течение последующего периода происходят постепенное из-
менение форм собственности, преобразование хозяйственной деятельности, уп-
равления, развиваются и укрепляются институты рыночной экономики, склады-
вается новая сис?ема общественных отношений.
Безусловно, существенные изменения в системе аграрных отношений, в
структуре производства, особенно на первом этапе осуществления, обычно не про-
ходят безболезненно для их общего состояния. Ломка их, как правило, вызывает
некоторый спад производства. Поэтому оценку произошедших изменений следу-
ет давать не сразу после реализации преобразований, а некоторое время спустя.
Однако нынешний упадок производства и обращения в АПК следует связывать
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
740

не только с объективно неизбежными последствиями реформирования и с недо-
статками прошлой аграрной политики. Нынешние кризисные явления в АПК в
значительной мере оказались определены просчетами и ошибками реформ послед-
них лет.
Аграрные преобразования 90-х годов были начаты спонтанно, без правовой,
организационной и экономической подготовки, при полном игнорировании не-
обходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной экономике. Отсут-
ствие четкой концепции реформирования, ее чрезмерная политизация и борьба
по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти
привели к противоречивости правовой базы и к тому, что до сих пор не принят ряд
основополагающих законодательных актов (Земельный кодекс, законы об аренде
земли и др.), а недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аг-
рарных отношениях усилила стремление провести и ускорить эти изменения ад-
министративным путем. Относительно малые масштабы выхода крестьян из кол-
хозов и совхозов объяснялись не только противодействием руководства этих пред-
приятий и местной администрации, но и недостаточностью материальной
поддержки. Главная же причина заключалась в отсутствии у подавляющего боль-
шинства крестьян желания изменить ставший привычным уклад жизни, в истори-
чески оправданном их консерватизме, в неучете тех, пусть и ограниченных, соци-
альных льгот, которые им (крестьянам) предоставляли колхозы и совхозы и кото-
рых они бы лишились, выйдя из сельхозпредприятия.
Хотя попытки «протолкнуть» реформирование сверху были в скором време-
ни прекращены, они вызвали ухудшение экономической и социальной обстанов-
ки в деревне.
Среди других причин сложившегося неблагополучного положения в аграр-
ном секторе необходимо отметить:
• общую кризисную ситуацию в стране, что выразилось в значительном па-
дении производства, поспешном и непоследовательном переходе к рыноч-
ным отношениям, инфляции, разрыве хозяйственных связей из-за распа-
да СССР и сепаратизма отдельных регионов Российской Федерации. На-
пример, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение до распада
СССР представляло собой сложный и единый народнохозяйственный
комплекс, состоящий примерно из 400 предприятий, 250 из которых на-
ходились вне территории России. Из других республик бывшего СССР
поставлялось для сельхозмашиностроения 1455 наименований комплек-
тующих агрегатов и узлов, большое количество стального, чугунного и
цветного литья, горячих штамповок и т. д. То, что большинство этих пред-
приятий оказались за пределами России, осложнило положение с произ-
водством сельскохозяйственной техники;
• уменьшение инвестиций в сельское хозяйство и государственной поддер-
жки аграрного сектора;
-i-h - • прекращение выполнения государством своих функций в области регули-

рования производства и рынка;
• отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кредитной
и налоговой политики;
• усилившийся монополизм коммерческих банков и смежных с сельским
хозяйством отраслей;
• усугубляющийся диспаритет цен;
• односторонность аграрных преобразований, увлечение реорганизацией
крупнотоварного производства, перераспределением земли и приватиза-
цией;
Глава 57. Агропромышленный комплекс в национальной экономике 741


• слабую защиту отечественного товаропроизводителя, необоснованное
стимулирование импорта многих видов продовольствия;
недооценку роли науки при проведении реформ.

Выход из кризисного состояния аграрного сектора
Условия
и всего агропромышленного комплекса страны тре-
преодоления
бует разработки и реализации взаимоувязанной си-
аграрного кризиса
стемы экономических, правовых и организацион-
ных мер. Аграрная политика должна быть прежде всего направлена на обеспече-
ние следующих условий:
• соблюдение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хо-
зяйством и промышленностью;
• максимально возможный уровень инвестиций для использования дости-
жений научно-технического прогресса;
• развитие кооперативных форм и связей;
• эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллектив-
ных хозяйств; ''•'••• '*• '
• гибкое сочетание рыночных п р и н ц и п о в с государственным регулирова-
нием и обеспечением их социальной направленности;
• преодоление нарастающего движения к монополизму со стороны партне-
ров сельского хозяйства по А П К и коммерческих структур;
• создание достаточных резервов сельскохозяйственного сырья и продо-
вольствия для обеспечения стабильности на продовольственном рынке и
гарантирования снабжения населения при возникновении чрезвычайных
ситуаций.
Государственное регулирование в А П К должно осуществляться преимуще-
ственно экономическими методами и включать в себя защиту отечественного про-
довольственного рынка, аграрного сектора от монополизированных отраслей; со-
хранение и совершенствование функций государства в качестве заказчика и инве-
стора применительно к условиям переходной э к о н о м и к и , содействие развитию
рыночной инфраструктуры, поддержание государственного сектора А П К ; разви-
тие социальной сферы села; развитие аграрной науки и системы подготовки кад-
ров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на
нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался э ф -
фективный механизм экономического регулирования.
Переходный период в аграрной экономике требует особо рационального со-
четания государственного регулирования и рыночных рычагов, разработки тео-
рии и совершенствования практики государственного воздействия на м и к р о - и
макроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с н и м отраслях.
При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности
аграрного сектора — сезонность производства, медленный оборот капитала, отно-
сительно высокий производственный риск, связанный с подверженностью сти-
хийным силам природы, а также с тем, что значительная часть сельскохозяйствен-
ных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.
Активное воздействие на развитие А П К экономическими методами государ-
ство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное
финансирование,-регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное раз-
витие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную
политику, систему страхования и др.
Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продук-
ции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
742

сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономичес-
кий механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей долж-
ны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рен-
табельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь
тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные
субсидии) будут в основном использоваться для стимулирования более рентабель-
ных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам.
В системе государственного регулирования агропромышленного производ-
ства важно полнее использовать интервенционные товарные закупки и залог сельс-
кохозяйственной продукции.
В области ценовой политики должны действовать: принцип свободного цено-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>