<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

образования в сочетании с государственным регулированием цен, установление
гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирование цен в соответ-
ствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тен-
денций к их монополизации.
В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое исполь-
зование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой.
В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублиро-
вание налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен
стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференци-
рованного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При
этом уровень земельного налога должен побуждать к эффективному использова-
нию земли.
Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного ре-
гулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управ-
ления в АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государ-
ственных функций от управления предприятиями и отраслями на экономическое
регулирование взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.
Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэконо-
мическое направление, имеющее в качестве одной из важнейших задач защиту оте-
чественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аг-
рарного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного
производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения
рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. Однако при решении
этой проблемы, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо
учитывать и другую сторону — потребителей, интересы которых далеко не всегда
и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это
означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить ком-
промиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.
Проблема заключается в том, чтобы найти количественную меру и поддерживать
такую соизмеримость затрат на проведение протекционистской политики и полу-
чаемых от такой политики выгод, при которой первые не превышали бы вторые и
была обеспечена продовольственная безопасность страны, базирующаяся на кон-
цепции самообеспеченности основными видами продовольствия.
Под продовольственной безопасностью понимается обеспечение соответству-
ющими ресурсами, потенциалом и гарантиями состояния экономики страны и ее
агропромышленного комплекса, позволяющее стабильно удовлетворять, вне за-
висимости от внешних и внутренних условий, потребности населения в продуктах
питания в соответствии с физиологическими нормами. Обеспечение продоволь-
ственной безопасности особенно важно для России в связи с относительно низ-
кой экономической эффективностью сельского хозяйства страны, его высокой
Глава 57. Агропромышленный комплекс в национальной экономике 743

энерго- и материалоемкостью, а следовательно, малой конкурентоспособностью
на внешнем рынке, а также в связи с предстоящим решением вопроса о вступле-
нии России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что неизбежно связано с
определенными обязательствами и ограничениями России в области государствен-
ного воздействия на экономику.
В 1999 г. доля импорта в общих ресурсах мяса и мясопродуктов составила по
России 29,5%, молока и молочных продуктов — 12,4%, яиц — 3,1%, картофеля —
0,6%, овощей и продовольственных бахчевых культур — 9,8%. В целом удельный
вес импорта в ресурсах основных продовольственных товаров остался в 1999 г. при-
мерно на уровне предыдущего года.
Особой заботой государства должна стать поддержка хозяйств населения
(личные подсобные хозяйства, коллективное и индивидуальное садоводство граж-
дан). Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных за-
дач аграрной политики именно сейчас, когда перед значительной частью населе-
ния стоит проблема выживания, когда производство в крупных сельскохозяйствен-
ных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации
организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с
точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В 1999 г. хозяй-
ства населения произвели 92% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод,
59% мяса, в том числе 66% свинины и 75% баранины, 49% молока, 46% шерсти,
85% меда, 30% яиц 1 . Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств
населения в продовольственное обеспечение страны.
Важное значение приобретают кооперация хозяйств населения, фермерских
хозяйств в сфере снабжения и сбыта, в использовании сельскохозяйственной тех-
ники и т. д., развитие на селе кредитной кооперации.
Представляется, что без реального учета участия отдельных секторов в созда-
нии продовольственного фонда страны при проведении аграрной политики нельзя
рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйственного производства и со-
кращение сроков выхода из аграрного кризиса.
В отношении крупных сельскохозяйственных предприятий необходимо про-
ведение избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целе-
вому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных
средств и при исключении практики необоснованного списания полученных ссуд.
Средства предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на
конкурсной основе; при этом, очевидно, приоритет получат прежде всего те хо-
зяйства, которые и в нынешних условиях держатся «на плаву», способные обеспе-
чить эффективное использование этих средств с наибольшей отдачей. Таких пред-
приятий примерно четверть от всего количества производящих ныне подавляю-
щую массу товарной продукции.
В отношении большинства убыточных хозяйств, за исключением экономи-
чески безнадежных, следует применять не практику банкротства, а санацию, в пе-
риод которой можно подобрать наиболее эффективные варианты реорганизации
хозяйств, дающие возможность использовать имеющиеся производственные фон-
ды и работников, изменить применительно к местным условиям специализацию
производства, найти более квалифицированных в экономическом и организаци-
онном плане руководителей.
Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным
звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспе-
чить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного
1
Данные по доле свинины, баранины и шерсти приводятся за 1998 г.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
744

ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы,
равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле.
Однако в России в использовании земель наметились устойчивые негатив-
ные процессы. Усилились эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание
почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко
ухудшилось состояние сенокосов и пастбищ. В этой tBH3H государство обязано
разработать эффективный механизм экономического и административного воз-
действия за нецелевое и неэффективное использование земель, предотвращения
спекуляции землей и коррупции.
В аграрной политике важное место должно быть отведено развитию арендных
отношений, лизингу, которые позволяют наиболее простым способом и в относитель-
но короткие сроки оптимизировать соотношение между имеющимися земельными
ресурсами, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить
процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяй-
ствования. Аренда способствует поддержанию высокого уровня использования сель-
скохозяйственных земель, интенсификации производства, если договоры аренды зак-
лючаются на длительные сроки и при относительно невысокой арендной плате.
В экономически развитых странах государство в настоящее время выступает в
правовом регулировании земельных отношений на стороне хозяйствующего субъек-
та — фермера-арендатора, а не земельного собственника — рантье, и существенно
ограничивает права последнего исходя из экономической целесообразности и инте-
ресов общества. Этот принцип следовало бы положить в основу земельных отноше-
ний и в России. Ясно, что приоритет арендатора должен быть взвешенным, сбалан-
сированным, осуществляться в разумных пределах, вне которых устанавливаемые
законом преимущества арендатора могут сказаться на готовности собственников
земли сдать ее в аренду, а также вызвать рост арендной платы, определяемый преж-
де всего спросом и предложением аренды земли.
Говоря о приоритетности интересов арендатора, следует подчеркнуть, что пра-
во аренды сельскохозяйственных земель в настоящее время весьма детально и жес-
тко регулируется государством и в отношении арендатора. Так, государство во мно-
гих западных странах предусматривает для арендатора такие условия, как использо-
вание взятых в аренду сельскохозяйственных земель только для сельскохо-
зяйственного производства, недробимость участков при смене владельцев, пребы-
вание претендента в трудоспособном возрасте, наличие у него хорошего здоровья,
нужной квалификации, средств, необходимых для ведения хозяйства, соблюдение
им природоохранных мер и т. д.
Подчас при рассмотрении вопросов собственности на землю и ее аренды име-
ет место противопоставление их исходя из политических и идеологических сообра-
жений. Между тем вопрос о предпочтении той или иной формы землевладения дол-
жен решать сам землевладелец; важно, чтобы при этом ему была обеспечена свобо-
да выбора.
Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия расшире-
ния оборота земли, необходимо законодательное положение о праве приобрете-
ния сельхозугодий только лицами, обязующимися использовать землю для сельс-
кохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование,
опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафиксировать и строго
соблюдать право изъятия государством неиспользуемых сельхозугодий у их соб-
ственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сель-
ского самоуправления.
В условиях спада сельскохозяйственного производства и возрастающей в свя-
зи с этим на селе безработицы важное значение приобретает развитие малого пред-
принимательства как в сфере производства, так и в сфере услуг. Эта деятельность
обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение ее видов,
снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостоя-
Глава 57. Агропромышленный комплекс в национальной экономике 745


ния сельских семей. Более полному использованию местных ресурсов, возрожде-
нию сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на
селе благоприятствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помеще-
ний.

В современных условиях развития экономики в Рос-
Проблема
сии большое значение приобретает земельная ре-
экономической
форма, включение земли в сферу товарно-денежных
оценки земель
отношений. Действующее законодательство и нор-
мативные документы закрепили различные формы собственности на землю. Воз-
можность купли-продажи земли, необходимость платы за пользование земельны-
ми ресурсами потребовали знания стоимости земли, точная оценка которой спо-
собствует правильному принятию решений в области землепользования как в
государственном, так и в частом секторе. Однако реально в России пока не суще-
ствует рынка сельскохозяйственных земель, нет сложившихся рентных отноше-
ний, нет единого механизма экономической оценки сельхозугодий.
Проблема экономической оценки земли впервые в отечественной литерату-
ре была поставлена в связи с необходимостью компенсации ущерба при отчужде-
нии сельскохозяйственных угодий и повышением эффективности землепользова-
ния. В условиях административной экономики при отсутствии частной собствен-
ности на землю и рынка земли методы оценки сельскохозяйственных угодий
основывались на основе действительных затрат на освоение новых земель из не-
сельскохозяйственных земельных фондов и различий в экономическом плодоро-
дии почв, а также на базе капитализации доходности земли по показателям ее уро-
жайности. Методы оценки земли были разработаны институтом РосНИИземпро-
ект, а также Почвенным институтом им. В.В. Докучаева. Учитывалось, что в
сельском и лесном хозяйстве земля выступает как главное средство производства,
и при этом важнейшей экономической характеристикой земель выступает ее пло-
дородие. Однако даже в рамках прежней системы неденежный, балльный подход
к оценке, подвергался критике как бесполезный в прикладных целях.
В результате рыночных преобразований в экономике России вопрос оценки
земли вновь встал довольно остро и главным образом в связи с разрешением про-
блем введения платности землепользования и дифференциации платы за землю.
Однако при переходе к рынку государство отказалось от рыночных методик опре-
деления стоимости земли. Расчетная нормативная цена земли определялась исхо-
дя из умножения на коэффициент ставок земельного налога либо (что более про-
грессивно) исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс
факторов, влияющих на нее («Рекомендации по установлению нормативной цены
земли», утвержденные Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству
27 декабря 1994 г.). Но нормативная цена земли не выполняет роли экономичес-
кой оценки. Оценка рыночной стоимости земель сельскохозяйственного назначе-
ния осуществляется в следующих целях:
• при реализации сделок по приобретению или передаче прав на сельскохо-
зяйственные угодья;
• при внесении в уставный капитал предприятий имущественного взноса в
виде земельного участка или прав на него;
• при ипотеке земельного участка для определения обоснованности гаран-
тий по кредиту;
• при определении компенсации собственнику (владельцу) за полное или
частичное изъятие земельного участка;
• при приватизации земельных участков;
Глава 57. Агропромышленный комплекс в национальной экономике 745


ния сельских семей. Более полному использованию местных ресурсов, возрожде-
нию сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на
селе благоприятствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помеще-
ний.

В современных условиях развития экономики в Рос-
Проблема
сии большое значение приобретает земельная ре-
экономической
форма, включение земли в сферу товарно-денежных
оценки земель
отношений. Действующее законодательство и нор-
мативные документы закрепили различные формы собственности на землю. Воз-
можность купли-продажи земли, необходимость платы за пользование земельны-
ми ресурсами потребовали знания стоимости земли, точная оценка которой спо-
собствует правильному принятию решений в области землепользования как в
государственном, так и в частом секторе. Однако реально в России пока не суще-
ствует рынка сельскохозяйственных земель, нет сложившихся рентных отноше-
ний, нет единого механизма экономической оценки сельхозугодий.
Проблема экономической оценки земли впервые в отечественной литерату-
ре была поставлена в связи с необходимостью компенсации ущерба при отчужде-
нии сельскохозяйственных угодий и повышением эффективности землепользова-
ния. В условиях административной экономики при отсутствии частной собствен-
ности на землю и рынка земли методы оценки сельскохозяйственных угодий
основывались на основе действительных затрат на освоение новых земель из не-
сельскохозяйственных земельных фондов и различий в экономическом плодоро-
дии почв, а также на базе капитализации доходности земли по показателям ее уро-
жайности. Методы оценки земли были разработаны институтом РосНИИземпро-
ект, а также Почвенным институтом им. В.В. Докучаева. Учитывалось, что в
сельском и лесном хозяйстве земля выступает как главное средство производства,
и при этом важнейшей экономической характеристикой земель выступает ее пло-
дородие. Однако даже в рамках прежней системы неденежный, балльный подход
к оценке, подвергался критике как бесполезный в прикладных целях.
В результате рыночных преобразований в экономике России вопрос оценки
земли вновь встал довольно остро и главным образом в связи с разрешением про-
блем введения платности землепользования и дифференциации платы за землю.
Однако при переходе к рынку государство отказалось от рыночных методик опре-
деления стоимости земли. Расчетная нормативная цена земли определялась исхо-
дя из умножения на коэффициент ставок земельного налога либо (что более про-
грессивно) исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс
факторов, влияющих на нее («Рекомендации по установлению нормативной цены
земли», утвержденные Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству
27 декабря 1994 г.). Но нормативная цена земли не выполняет роли экономичес-
кой оценки. Оценка рыночной стоимости земель сельскохозяйственного назначе-
ния осуществляется в следующих целях:
• при реализации сделок по приобретению или передаче прав на сельскохо-
зяйственные угодья;
• при внесении в уставный капитал предприятий имущественного взноса в
виде земельного участка или прав на него;
• при ипотеке земельного участка для определения обоснованности гаран-
тий по кредиту;
• при определении компенсации собственнику (владельцу) за полное или
частичное изъятие земельного участка;
• при приватизации земельных участков;
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
746

• для определения платы за землю при реализации принципов рентного на-
логообложения в сельскохозяйственном производстве;
• при разработке и реализации программ по охране и рациональному ис-

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>