<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

при «раскрытое™» России для внешнего мира начинает соперничать с иностран-
ными конкурентами уже не только на внешних рынках, но и на своем внутреннем
рынке.
Открытая экономика, как особое состояние национальной экономической си-
стемы, обладает рядом признаков и свойств.
На макроуровне это:
— устойчивая внешнеэкономическая специализация страны, при которой об-
мен с мировым хозяйством происходит не в силу дефицитов или излишков про-
дукции внутри страны; а на основе сравнительных издержек производства и каче-
ства товаров;
— сопоставимость пропорций национальных и мировых цен на основные то-
вары;
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
754

— участие в международных рынках труда, капитала, финансовых рынках, а
также иных формах макроэкономической деятельности;
— международная обратимость национальной валюты.
На микроуровне:
— выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров,
услуг и капитала; ,
— свобода выбора всеми экономическими субъектами отечественных и ино-
странных партнеров и рынков при осуществлении хозяйственных операций;
— превращение внешнеэкономической деятельности в органическую состав-
ную часть хозяйственной деятельности предприятий.
В деятельности государства:
— открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с
гибкой защитой отечественных производителей;
— обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного функ-
ционирования иностранного капитала;
— сближение национального законодательства в области экономики, при-
оритет международных договорных обязательств России над нормами отечествен-
ного права;
— применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и мето-
дов регулирования внешнеэкономических связей;
— обеспечение участия России во всех важнейших международных экономи-
ческих организациях;
— поддержка отечественных экспортеров на внешних рынках.
Абсолютно открытой экономики в упрощенном понимании, то есть такой, в
процессе функционирования которой без всяких ограничений происходило бы
движение товаров, труда и капитала через национальные границы (и внутрь, и вов-
не), не имеет ни одна страна мира. Правительства зарубежных стран с рыночным
типом хозяйствования регулируют международный оборот ресурсов с помощью
различных мер, включая и чисто административные. При этом открытость эконо-
мики непременно предполагает приоритетный учет национальных экономичес-
ких интересов.
Различаются »большая открытая экономика» и «малая открытая экономика».
Большая открытая экономика — это экономика, которая благодаря ее мас-
штабам, реальному участию в международном разделении труда, степени влия-
ния на мировых рынках товаров, капиталов и услуг, а также имеющемуся наци-
ональному экономическому и ресурсному потенциалу оказывает реальное воз-
действие на формирование основных экономических параметров: уровень
инфляции и мировых цен; динамику спроса и предложения на группы важней-
ших товаров; состояние мировых финансовых рынков, включая движение став-
ки процента; политику в области определения международных норм и правил,
регулирующих внешнеэкономические связи, и т.д. Государства, где сформиро-
валась большая открытая экономика (например США, Япония, Германия), ока-
зывают значительное влияние на состояние международного рынка и на уро-
вень мировой ставки процента. Малая открытая экономика — это экономика,
которая не оказывает существенного влияния на процессы мирового рынка и на
движение мировой ставки процента. Как правило, развитие таких экономик
оказывается под влиянием тенденций, складывающихся на мировых рынках и в
международных отношениях.
Российская экономика в силу целого ряда потенциальных преимуществ, ре-
сурсного, индустриального и интеллектуального потенциала имеет исходные пред-
посылки для формирования большой открытой экономики.
Глава 58. Формирование открытой экономики России 755


Противоречия Формирование в России открытой экономики со-
и направления держит в себе новые возможности ее развития. Сре-
формирования ди них следует выделить:
открытой • расширение участия России в международном
экономики в России разделении труда;
• усиление роли внешнеэкономических связей как
интенсивного фактора экономического роста и структурных преобразо-
ваний;
• подтягивание отечественного производства к мировому уровню по техни-
ческой оснащенности, издержкам и качеству продукции, то есть повыше-
ние конкурентоспособности национальной экономики;
• изменение модели взаимодействия России с мировым хозяйством: пере-
ход от традиционного товарообмена к более высоким формам сотрудни-
чества — переплетению капиталов, научно-технической кооперации, про-
изводственной интеграции и т.д. на базе новой внешнеэкономической
специализации страны;
• ускорение формирования в стране отдельных рыночных институтов и ме-
ханизмов, которые пока еще слабы или отсутствуют, конкурентной среды
в целом.
Вполне понятно, что российская экономика еще не использует преимуще-
ства открытости в полной мере. Однако очевидно и то, что в ходе реформ либера-
лизованные внешнеэкономические связи способствовали некоторому смягчению
последствий кризисных явлений в отечественном народном хозяйстве. Импорт
стал важным каналом насыщения внутреннего рынка, в первую очередь потреби-
тельскими товарами, фактором, формирующим структуру и ассортимент предло-
жения и влияющим соответственно на характер спроса. Экспорт остается важным
фактором поступления валютных ресурсов.
Таким образом, реализация курса на формирование открытой экономики дает
ряд новых возможностей для развития экономики. При этом большинство их бу-
дет реализовываться постепенно, по мере достижения экономикой России опре-
деленных количественных и качественных характеристик открытого хозяйства.
Однако из сказанного не следует вывод о том, что форсирование открытости рос-
сийской экономики в современных условиях — это безусловное благо и несет одни
преимущества. Ускоренное открытие российской экономики при ее нынешней де-
формированной структуре и кризисном состоянии чревато достаточно серьезны-
ми последствиями и потерями. К числу основных опасностей ускоренного «рас-
крытия» российской экономики можно отнести:
• разрушение отечественного производственного потенциала, отраслей и
отдельных предприятий, производящих конечную продукцию;
• консервацию утяжеленной структуры производства с преобладанием до-
бывающей промышленности;
• обеднение структуры экспорта и импорта товаров и услуг, закрепление за
Россией роли главным образом поставщика сырья и потребителя готовых
изделий;
• ослабление позиций России в мировой торговле, потерю ряда важных вне-
шних рынков сбыта, особенно машин и оборудования, военной техники;
• усиление финансовой и технологической зависимости от промышленно
развитых стран;
• потерю национальными производителями части внутреннего рынка.
На начальном этапе реформ преобладала трактовка открытости экономики как
ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, как элемента «шо-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
756

ковой терапии». Как показал опыт последних лет, такое толкование открытости эко-
номики приводит к неблагоприятным последствиям в силу того, что производствен-
ная инфраструктура российской экономики не связана через мировой рынок с пе-
редовыми производственно-техническими комплексами, в стране небогат выбор
высокоэффективных экспортных отраслей (особенно высокотехнологичных произ-
водств и оборудования), а затраты на продукцию экспортных отраслей все еще вы-
соки. В результате консервируются тенденции сырьевой и топливной ориентации
экспорта, технологическая зависимость от развитых стран Запада.
Общемировая практика перехода к открытой экономике показывает, что
прежде всего необходимо снятие барьеров на пути товаров, капиталов и рабочей
силы между внутренним и мировым рынками. Конечно, сегодня полную отмену
внешнеэкономических ограничений не осуществляет ни одно государство. Все
страны сохраняют определенные формы тарифного и нетарифного регулирова-
ния внешней торговли, валютного регулирования, ограничения на пути миграции
рабочей силы. Тем не менее под влиянием объективных процессов интернациона-
лизации хозяйственной жизни в послевоенные годы промышленно развитые стра-
ны Запада осуществили важные шаги по снятию внешнеэкономических барьеров,
особенно в области торговли и движения капитала. Это относится в первую оче-
редь к Западной Европе, где интеграционные процессы зашли достаточно далеко,
а также к США и Японии, в которых степень открытости экономики в последние
годы также существенно возросла.
Как показывает мировой опыт, на применение этого средства могут идти до-
статочно развитые страны, способные пожертвовать некоторыми своими произ-
водствами в расчете на расширение экспортных секторов экономики. Процесс
открытия внутреннего рынка, как правило, идет постепенно, по мере созревания
соответствующих предпосылок в отдельных отраслях экономики. Переход к от-
крытой экономике даже в странах с рыночной структурой хозяйства, к которым
относятся промышленно развитые страны Запада, занял после второй мировой
войны довольно длительный период. Только по мере повышения конкурентоспо-
собности своей экономики они начали снижать таможенные пошлины, отменять
количественные ограничения и лицензирование внешней торговли, переходить к
конвертируемости своей валюты.
Ключевой вопрос формирования открытой экономики — синхронизация внут-
ренней и внешней либерализации экономики при условии защиты национальной эконо-
мики. Какие отношения, внутренние или внешние, освобождать в первую оче-
редь — исходная проблема формирования открытой экономики. Экономические
преобразования в России и ряде других переходных экономик фактически нача-
лись с «открывания» экономики, а не с действительного движения к рынку. Либе-
рализация во внешней сфере шла опережающими темпами по сравнению с внут-
ренней сферой. Реальные экономические отношения, за которыми стоят реаль-
ные деньги, начали складываться у предприятий не между собой, а с зарубежными
партнерами. Мировой рынок восполнял отсутствие национального. Такой процесс
не является всесторонней интеграцией национальной экономики в мировое хо-
зяйство. В мировую экономику при этом интегрируется не национальное хозяй-
ство, а отдельные предприятия и регионы.
С середины 90-х годов в российском экспорте были практически полностью
ликвидированы квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспорт-
ных поставок. Фактически единственным регулятором ввоза товаров в страну ос-
тается импортный тариф. Пока не применяются антидемпинговые и компенсаци-
онные пошлины, практически не используются широко применяемые за рубежом
нетарифные ограничения импорта.
Глава 58. Формирование открытой экономики России 757

Либерализация внешней торговли была осуществлена поспешно и непроду-
манно, в отрыве от внутренних экономических реалий и без должного учета до-
пускаемых международной практикой мер государственного регулирования внеш-
ней торговли.
Кредитные западные «вливания» в российскую экономику и повышение ее
открытости дали возможность решать краткосрочные задачи пополнения бюджета
и насыщения потребительского рынка, однако обратной стороной медали оказались
те потери, которые понес бюджет от резкого увеличения бесконтрольного вывоза
товаров за рубеж, нелегальной утечки капитала за границу, сокрытия налоговых пла-
тежей, разрушения ряда секторов национальной промышленности и сельского хо-
зяйства.
В результате либерализации экспортного режима только отрасли топливно-
энергетического комплекса и производство полуфабрикатов (черные и цветные ме-
таллы) оказались в благоприятных условиях. Однако даже им не удалось использо-
вать заработанные инвестиционные средства на восстановление, модернизацию и
расширение своей материально-технической базы.
Неблагоприятным оказалось положение отраслей, выпускающих продукцию с
более высокой степенью обработки, в первую очередь машиностроения, традици-
онно не обладающих достаточной конкурентоспособностью на внешних рынках.
Резкое «раскрытие» экономики России перед мировым рынком не позволило
добиться от западных партнеров ликвидации широко используемых ими дискрими-
национных мер в отношении российского экспорта довольно широкого круга
товаров.
В сложнейшем положении оказались те производства, которые столкнулись с
конкуренцией со стороны импортной продукции. Критическое состояние многих
отраслей, в первую очередь легкой и пищевой промышленности, машиностроения,
сельского хозяйства, уже давно требует активных защитных мер, в частности огра-
ничения ввоза конкурирующих товаров, что на Западе является обычной прак-
тикой.
В итоге, хотя и удалось добиться насыщения внутреннего рынка (прежде все-
го потребительского), устранения ряда диспропорций прежней структуры народ-
ного хозяйства, разрушения заведомо неэффективных производств, рынок Рос-
сии оказался чрезмерно открытым перед внешним. Либерализация экспорта и
импорта, вывод капитала тем самым не способствовали использованию россий-
ского капитала для создания дополнительных рабочих мест и инвестиций внутри
страны.
Формирование большой открытой экономики — прогрессивный процесс.
Однако противоречия ее формирования применительно к российским переход-
ным условиям требуют соблюдения ряда принципов на новом этапе преобразова-
ний.
Во-первых, формирование открытой российской экономики может быть
лишь результатом ее серьезной структурной перестройки, то есть процессом, име-
ющим определенную этапность и темпы, во многом связанные со специфически-
ми особенностями национального хозяйства (его масштабами, производственным
укладом, степенью монополизации производства и сбыта и т.д.).
Во-вторых, формирование рыночной экономики открытого типа требует ак-
тивной преобразующей роли государства, не только вырабатывающего, но и реа-
лизующего с помощью комбинации различных регуляторов (рыночных и админи-
стративных) структурную, промышленную и внешнеэкономическую политику.
В-третьих, открытость должна определяться завоеванными позициями Рос-
сии на международных рынках и в международных организациях, поэтому следует
отказаться от раскрытия экономики преимущественно как снятия административ-
ных ограничений на экспортно-импортные и валютные операции, а перенести
центр тяжести в область завоевания конкурентных преимуществ.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
758

Кардинальные изменения геополитического поло-
Внешнеэкономичес-
жения России, формирование качественно новой
кая политика
основы для взаимодействия отечественной эконо-
мики с мировой существенно повысили роль эффективной внешнеэкономичес-
кой политики в развитии страны. Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это
целенаправленные действия государства и его органов по определению режима
регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и направлений участия стра-
ны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП явля-
ются внешнеторговая политика, политика в области иностранных инвестиций, ва-
лютная политика, миграционный режим.
Задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономи-
ческой политики, адекватной рыночным принципам функционирования эконо-
мики, переход к открытой экономике и ее последовательной интеграции в миро-
вое хозяйство. Это требует преобразующей деятельности государства, направлен-
ной на развитие отраслей и регионов с целью активизации внешнеэкономической
деятельности; изменения внешнеэкономической деятельности российских фирм
в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к по-
стоянной деятельности на внешнем рынке; четкого разделения функций осуще-
ствления ВЭП между ветвями власти, ведомствами, а также федерацией и ее
субъектами.
Основными целями внешнеэкономической политики России в стратегичес-
ком плане для переходного этапа являются:
• обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам
машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, мине-
рально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое
значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информа-
ционной поддержки в продвижении продукции российских предприя-
тий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями
или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных госу-
дарств и их союзов;
• достижение благоприятного торгово-политического режима в отношени-
ях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировка-
ми, организациями и союзами, снятие имеющихся дискриминационных
ограничений;
• долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимо-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>